Большая Советская энциклопедия

    (1033—1107)

    китайский философ, один из основоположников неоконфуцианства (См. Неоконфуцианство); брат Чэн Хао. По сравнению с Чэн Хао Ч. И сильнее акцентировал гармонию единства и многообразия «ли» («принцип»); его тезис «принцип — один, но его проявления многообразны» принадлежит к наиболее известным философским положениям в Китае. Ч. И считал, что «ци» («материальная сила») всегда обладает физической формой, тогда как «принцип» предшествует физической форме и поэтому лишён её. Согласно Ч. И, начала инь и ян (основные категории китайской натурфилософии) не существуют вне «принципа», и каждая вещь обладает как телесным («материальная сила»), так и нематериальным («принцип») аспектами.

    Лит. см. при ст. Чжу Си.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЧЭН И

    (1033–1108) – кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учениях обоих братьев, позволяющие считать Ч. И предшественником Чжу Си – гл. представителя рационалистич. школы объективного идеализма лисюэ (школа изучения принципа), а от Чэн Хао вести линию преемственности к Лу Цзю-юаню и к Ван Ян-мину – представителям интуитивистской школы синьсюэ (школы изучения сознания). Осн. вклад братьев Чэн в развитие неоконфуцианской мысли заключается в том, что выдвинутое Чжан Цзаем понятие ци (материальная сила) было дополнено понятием ли (принцип). Эти термины имеют множество толкований (см. ст. Ци). В системе Ч. И "ли" является всепроникающим и всеобъемлющим началом, подобным дереву, корень, ствол и ветви к-рого образуют единую последовательность. В то же время у каждого вида живых существ и у каждого предмета имеется, согласно Ч. И, собств. принцип, определяющий их структуру и ритм их развития. "Ли" в системе Ч. И занимает первенствующее место, а ци, бывшее всеобъемлющим началом в системе Чжан Цзая, отодвигается на второй план и выступает как материал для воплощения "ли". Дихотомия "ли" и ци определяет и подход Ч. И к человеку. Положение Мэн-цзы, о том, что человек по своей природе добр, интерпретируется Ч. И в том смысле, что человеческому "ли" – принципу, свойственна доброта, но ци, к-рое различно у всех людей, может мешать проявлению изначальной доброты. Ч. И выступал с критикой буддизма, исходя из того, что учение, призывающее к бегству от страданий, к уходу от основных человеч. обязанностей в семье и обществе, оказывается проповедью эгоизма.

    Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Xоу Вай-Лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история кит. философии), Пекин, 1963; Graham А. С., Two Chinese philosophers, L., 1958; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. T. Ваrу et al., v. 1, Ν. Υ., 1964.

    В. Рубин. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сяньшэн ("учитель из Ичу-аня").

    1033, Лоян (в совр. пров. Хэнань), - 1107

    Философ, педагог, один из основоположников неоконфуцианства ("учения о принципе" - ли сюэ).

    Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи. Служил чтецом в придворной административной школе, преподавал. Был противником реформ Ван Аньши. В 1097 сослан, в 1100 реабилитирован, но его произв. большей частью находились под запретом до 1155. Осн. соч. - "И чжуань" ("Коммент. к "Канону перемен"), "Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь" ("Учение Янь-цзы о благе и научении ему") и др. Позднее произв. Ч.И и Чэн Хао были сведены в сб. "И шу" ("Унаследованные книги"), "Эр Чэн цюань шу" ("Поли, собр. книг братьев Чэн").

    В центре учения Ч.И - категория "принципа" (ли (1)), структурообразующего начала, единого для всей Поднебесной. Все вещи суть результат "отражения" разных сторон единого "небесного принципа"; "принцип одной вещи тождествен принципу тьмы вещей". Ч.И отверг выдвинутое Чжан Цзаем понятие "Великой пустоты" (тай сюй) как первоосновы Вселенной, заполненной единой "пневмой" (ци (1)). "Пустота" (сюй), по Ч.И, это "не пустота", поскольку она есть "принцип" в его наивысшей "реальности" ("полноте" - ши (2)). Относительно природы (Неба) "принцип" выполняет функции "предопределения" (мин (1)), а в отношении человека - его "(индивид.) природы" (син (1)).

    В коммент. на "Чжоу и" Ч.И фактически отождествил дао с "принципом": подобно тому, как "превращения и перемены, совершающиеся во времени", суть "постоянное дао" (т.е. основа мирозакона), "взаимообусловленность уменьшения и роста суть небесный принцип", "постоянство" к-рого выражено в обязательном взаимопревращении противоположных начал, "доходящих до предела". "Принцип непременно содержит соотнесенные (между собой) противоположности": "если есть верх, то есть и низ... если есть непосредственность (чжи (4) - грубость, материальность), то есть и культура (вэнь - утонченность, знаковость)", причем любое из дуальных качеств "по отдельности не устанавливается".

    "Пневма" вторична по отношению к "принципу", а "качество пневмы" (ци бин) определяет качество вещей и явлений. Так, "мудрость" (чжи (1)) обусловлена "чистотой пневмы", а глупость - ее "мутностью". В "сердце" (синь (1)) человека присутствует сам "принцип", но "сердце" не тождественно "принципу" вследствие пагубного влияния человеч. страстей. Самоанализ, "сокровенное вскармливание (личности), требующее почтительной осторожности (цзин (4))" и "продвижения в учебе для достижения знания", позволяют "прозреть небесный принцип" в собств. "сердце". По Ч.И, "достижение знания" (чжи чжи) состоит в "выверении вещей" (гэ у, см. У (3)) посредством "обращения вовнутрь" - так, по его мнению, учили поступать древние "совершенномудрые" (шэн (1)); "обращение к внеш. (вещам)" с этой целью, напротив, противоречило бы их заветам.

    В социальной сфере универсальность "принципа" выражается в незыблемости иерархического устройства об-ва ("деления на выше- и нижестоящих") и "почитании долга/справедливости (и (1))": "голодная смерть - крайне незначительное дело (по сравнению с) утратой нравственности, (к-рая является) крайне значительным делом".

    Взгляды Ч.И были развиты Чжу Си (12 в.), что дало основание для традиц. выделения в истории кит. философии идейного течения Чэн - Чжу сюэ пай. Это назв. трактуется двояко: Чэн (братьев) - Чжу (Си) школа или школа Чэн (И) - Чжу (Си).

    *Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981;

    **Буров В.Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М., 1976 (по Указателю); Хэнань Чэн-ши ишу (Наследие господ Чэн из Хэна-ни). Шанхай, 1935; Яо Минда. Чэн Ичуань няньпу (Погодичная биография Чэн Ичуаня). Шанхай, 1936; Гуань Даочжун. Эр Чэн яньцзю (Исслед. (учений) братьев Чэн). Шанхай, 1937; Пань Фуэнь, Сюй Юйцин. Чэн Хао, Ч.И ли сюэ сысян яньцзю (Исслед. ццей "учения о принципе" Чэн Хао и Ч.И). Шанхай, 1988; Graham AC. Two Chinese Philosophers: Ch'eng Ming-tao and Ch'eng Yi-ch'uan. L., 1958. См. также лит-ру к ст. Неоконфуцианство, Чжу Си.

    А.Г. Юркевич

  5. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.