Большая Советская энциклопедия

    Лансере Евгений Евгеньевич [23.8(4.9).1875, Павловск, ныне Ленинградской области, 13.9.1946, Москва], советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (189295), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (189598). Член объединения «Мир искусства». Преподавал в Тбилисской АХ (192234), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (193438). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Л. выступал в 190010-е гг. главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Л. сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент «модерна» с перспективно-объёмными документально точными историческими видами (оформление журнала «Мир искусства», заставки, виньетки, концовки к книгам: «Царская... охота на Руси...» Н. Кутепова, издана в 1902; «Царское село...» А. Н. Бенуа, издана в 1910). Стремление Л. к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике («Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов «Жупел», «Адская почта» и др. (190508). Это качество доминирует и в иллюстрациях Л. к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (191241) и «Казаки» (191737), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но иногда выполненных в смягчённой живописной манере, «пятном», размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Л. с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Л. часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 1718 вв. (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 193334 и 194546, и гостиницы «Москва», темпера, 1937, в Москве). Л. работал также в области театрально-декорационной живописи («Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, а также медалями.

    Лит.: Е. Е. Лансере. Каталог выставки..., М., 1961; Подобедова О. И., Е. Е. Лансере. 18751946, М., 1961.

    Т. И. Володина.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1907-88) - российский живописец и график. Сын Е. Е. Лансере. Росписи Казанского (совместно. с отцом) Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940-50-е гг.), книжная графика (серия альбомов "Памятники русского зодчества" и др.), портреты, пейзажи продолжают художественные традиции семьи Лансере.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1875-1946) - российский график и живописец, народный художник России (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член "Мира искусства". Книжная графика ("Казаки" Л. Н. Толстого, 1917-37), исторические композиции (серия "Трофеи русского оружия", 1942), монументально-декоративные росписи сочетают декоративность с исторической точностью образов. Государственная премия СССР (1943).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич

    I

    (1875—1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член «Мира искусства». Книжная графика («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, 1912—41), исторические композиции (серия «Трофеи русского оружия», 1942), монументально-декоративные росписи сочетают декоративность с предметной конкретностью и исторической точностью образов. Государственная премия СССР (1943).

    II

    (1907—1988), живописец и график. Сын Е. Е. Лансере. Росписи Казанского (совместно с отцом), Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940—50-е гг.), книжная графика (серия альбомов «Памятники русского зодчества» и др.), портреты, пейзажи продолжают художественные традиции семьи Лансере.

    * * *

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич

    ЛАНСЕРЕ́ Евгений Евгеньевич [23 августа (4 сентября) 1875, Павловск — 13 сентября 1946, Москва], российский художник, один из крупных мастеров модерна, органично продолживший в советский период традиции «Мира искусства».

    Поэзия и политика

    Родился в семье скульптора Е. А. Лансере(см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович). Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1892—95), а также в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895—98). До революции жил в Павловске и Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства(см. МИР ИСКУССТВА)», ярко выражая свойственные этому обществу историко-ретроспективные настроения и увлеченность русским 18 веком.

    Получил известность, прежде всего, своими книжно-иллюстративными работами, по сути маленькими картинами в смешанной технике, создававшимися по заказу издателя (циклы: «Царская и императорская охота на Руси», 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910); эти произведения выделяются своей мажорно-поэтической по настроению исторической стилизацией, тонко учитывающей особенности быта минувших эпох. Те же черты свойственны и его сценографии (оформление спектаклей петербургского Старинного театра Н. Н. Евреинова(см. ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич), 1908—12). Лучший книжный цикл Лансере — иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого (1912—15), где талант мастера достигает подлинного драматизма, в высшей степени созвучного тексту повести; замечательны здесь и образы кавказской природы. В целом неоклассические тенденции русского модерна получили в его творчестве этих лет весьма живописное и в то же время изысканно-детализованное по рисунку и композиции выражение.

    Симпатизируя русскому «веку Просвещения» с его барочно-классицистическими красотами, Лансере, как и многие другие «мирискусники», крайне критически относился к современному ему монархическому строю. Эта позиция резко и саркастично проявилась в годы революции 1905—08 годов в сатирической графике для журналов «Жупел», «Зритель» и «Адская почта» (последний журнал Лансере даже и сам издавал). Однако Октябрьской революции он сперва не принял и в 1918—19 сотрудничал как художник в ОСВАГе (информбюро армии А. И. Деникина), создавая злые антибольшевистские плакаты.

    В 1920—34 жил и работал в Тбилиси, осваивая в картинах новую, историко-революционную тематику (близкий под духу к «Хаджи-Мурату» триптих «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту советской власти», 1929—31).

    Советская неоклассика

    В 1934 переселился в Москву. Официально поощрявшийся переход от авангардизма 1920-х к «классическим ценностям» способствовал его успеху. Лансере продолжил и обновил некоторые из самых значительных своих прежних начинаний, завершив работу над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого (1937), а также над росписями Казанского вокзала в Москве (1933—34, 1945—46), в обоих случаях заказанными ему еще до революции.

    Эти росписи (наряду с плафоном гостиницы «Москва», 1937) принадлежат к самым значительным образцам советской настенной живописи: свойственная еще модерну любовь к фигурам-персонификациям (не просто изображающим какие-то типажи, а олицетворяющим «Победу», «Мир», «Труд»), умение тонко рассчитать цветовые акценты и видовые ракурсы, перенеся в современность опыт старых живописцев, — все это соединилось с соцреалистическими идейными программами без всякой вульгаризации и натужности. Лансере по сути продолжал жить в мире старинной красоты, лишь добавляя к ней советскую атрибутику. В 1942 исполнил гуашью героико-патриотическую станковую серию «Трофеи русского оружия».

    В 1943 был удостоен Сталинской премии по сумме творчества. Оставил о себе память и как замечательный педагог (преподавал в Тбилисской академии художеств и Московском архитектурном институте).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (23 августа 1875 — 13 сентября 1946), российский художник, академик Академии художеств (1912), народный художник РСФСР (1945), лауреат Сталинской премии (1943).

    Племянник художника А. Н. Бенуа, Евгений Лансере в 1892—1896 годах учился в Петербургской школе общества поощрения художеств, затем в Париже. С 1898 года он являлся членом объединения «Мир искусства», работал в книжной графике. С 1901 года Лансере как театрельный художник, после 1917 года работал в Малом театре, оформлял спектакли и в других театрах (в частности — у В. Э. Мейерхольда), участвовал в создании нескольких кинофильмов.

    1922 СУРАМСКАЯ КРЕПОСТЬ

    1931 АНУШ

    1952 ГОРЕ ОТ УМА (см. ГОРЕ ОТ УМА (1952))

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Лермонтовская энциклопедия

    ЛАНСЕР́́Е Евгений Евгеньевич (1875—1946), сов. художник. В 1914 для 4-го тома Собр. соч. Л. под ред. В. Каллаша иллюстрировал сказку «Ашик-Кериб» (гуашь; ГТГ): «Ашик-Кериб и св. Георгий» и «Магуль-Мегери на свадьбе». Иллюстрации отмечены ритмичностью и пластикой жеста и движения, передают тонкий юмор лермонт. сказки. В том же году Лансере принял участие в предполагавшемся изд. «Демона» с илл. М. А. Врубеля (не осуществлено), создав большую серию рис. для декоративного оформления этой книги в стиле старинных груз. орнаментов; всего им было создано ок. 30 рис. — заставок, концовок и др. элементов книжного оформления (тушь черная; ЦГАЛИ, ИРЛИ, ГЛМ, ГРМ). В 1918 Лансере выполнил сложную заставку-триптих к повести «Бэла» (тушь; музей ИРЛИ; тушь, белила на цветной бумаге — Домик Л.). Последним его обращением к лермонт. теме было оформление альбома ««Маскарад» Лермонтова в эскизах Головина» (М. — Л., 1941), где вновь проявилось умение художника сочетать оформит. элементы книги со стилем публикуемых изобразит. материалов.Лит.: Подобедова О. И., Е. Е. Лансере (1875—1946), М., 1961, с. 149, 150, 234, 236, 382—83, 388; Пахомов (2), с. 116, 307—09.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: