Большая Советская энциклопедия

    Сорока Григорий Васильевич [15(27).11.1823, деревня Покровская, ныне Калининской области, ‒ 10(22).4.1864, там же], русский живописец, представитель венециановской школы. Сын крепостного. В 1842‒47 учился у А. Г. Венецианова. Проникнутые созерцательностью, наивно воспринятой идеей жизненной гармонии, работы С. (пейзажи, жанровые сцены, интерьеры, портреты) передают умиротворённость погруженной в дрёму природы, размеренность быта помещичьей усадьбы, задумчивый покой персонажей. Его произведениям присущи тонкая согласованность тонов золотисто-коричневой гаммы, замкнутость и статичность композиции, обобщенность в трактовке форм и в то же время любовное воспроизведение деталей окружающего мира («Рыбаки. Вид на озеро Молдино», портрет Е. Н. Милюковой, ‒ оба 1840-е гг., Русский музей, Ленинград).

    Лит.: Алексеева Т., Г. В. Сорока, М., 1955; Григорий Сорока. [Альбом. Вступ. ст. И. Сахаровой], М., 1970.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    СОРОКА Григорий Васильевич (1823-64) - российский живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами ("Рыбаки", 1840-е гг.), интерьеры, портреты.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Соро́ка Григорий Васильевич

    (1823—1864), живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами («Рыбаки», 1840-е гг.), интерьеры, портреты отличаются тонкой согласованностью цветовой гаммы, статичной замкнутостью композиции.

    * * *

    СОРОКА Григорий Васильевич

    СОРО́КА Григорий Васильевич (1823—64), русский художник, один из самых ярких представителей венециановской школы(см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА).

    Родом из крепостных крестьян. Фамилия «Сорока» сначала была его прозвищем, картины периода занятий с А. Г. Венециановым(см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович) (1842—1847) художник подписывал «Григорий Васильев». Со своим будущим учеником Венецианов познакомился в 1842 у помещика Н. П. Милюкова — хозяина Сороки, и тогда же начались их регулярные занятия. Альбом с пятнадцатью рисунками, на которых в основном были изображены дворовые (помечены самим художником 1842), хранятся в Русском музее. Венецианов, оценивший дарование своего ученика, пытался хлопотать об его освобождении от крепостной зависимости, но Милюков отказал и сделал Сороку своим садовником. Таким образом участь художника была решена на долгие года. С трудом примирившийся со своей подневольной участью (был освобожден только вместе со всеми крепостными в 1861), Сорока, однако, продолжал работать и создал целую галерею великолепных, полных лиризма, наивно-идиллических картин. О возросшем мастерстве художника свидетельствуют не только пейзажи с идеализированными фигурами крестьян («Рыбаки», 1840-е годы, Русский музей), но и интерьеры («Кабинет в Островках», 1844, Русский музей), а также портреты («Портрет Е. Н. Милюковой», конец 1840-х годов, Эрмитаж). Наивность и непосредственность восприятия действительности сохранились и в более поздних работах художника («Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки», кон. 1840-х — нач. 1850-х годов, Русский музей). Венецианов привлекал Сороку к написанию икон для ближних церквей, к сожалению, почти не сохранившихся (икона «Спас нерукотворный» находится в Картинной галерее Твери).

    После смерти Венецианова в 1847 Сорока лишился не только своей главной духовной поддержки, но и общения с другими художниками. Он стал обыкновенным крепостным живописцем, зарабатывающим себе на жизнь портретами окрестных помещиков. В 1852 женился на дворовой женщине (имел двух сыновей и дочь), семейная жизнь с которой не удалась, и Сорока начал пить. С 1861, став свободным человеком, художник с семьей поселился в родной деревне (в собственном доме). Пытался защищать крестьянские права: послал на имя Александра II жалобу на Милюкова. Однако, когда жалоба была спущена в губернию, ему стало грозить телесное наказание. К этому времени Сорока был уже совершенно больным человеком, он повесился 10 апреля 1864.

    В 1973 в Третьяковской галерее и Русском музее состоялась персональная выставка произведений Григория Сороки, был выпущен каталог.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

    СОРОКА Григорий Васильевич
    СОРОКА Григорий Васильевич (1823-64) - российский живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами ("Рыбаки", 1840-е гг.), интерьеры, портреты.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  7. Источник: