Сорока Григорий Васильевич в словарях и энциклопедиях
Сорока Григорий Васильевич [15(27).11.1823, деревня Покровская, ныне Калининской области, ‒ 10(22).4.1864, там же], русский живописец, представитель венециановской школы. Сын крепостного. В 1842‒47 учился у А. Г. Венецианова. Проникнутые созерцательностью, наивно воспринятой идеей жизненной гармонии, работы С. (пейзажи, жанровые сцены, интерьеры, портреты) передают умиротворённость погруженной в дрёму природы, размеренность быта помещичьей усадьбы, задумчивый покой персонажей. Его произведениям присущи тонкая согласованность тонов золотисто-коричневой гаммы, замкнутость и статичность композиции, обобщенность в трактовке форм и в то же время любовное воспроизведение деталей окружающего мира («Рыбаки. Вид на озеро Молдино», портрет Е. Н. Милюковой, ‒ оба 1840-е гг., Русский музей, Ленинград).
Лит.: Алексеева Т., Г. В. Сорока, М., 1955; Григорий Сорока. [Альбом. Вступ. ст. И. Сахаровой], М., 1970.
СОРОКА Григорий Васильевич (1823-64) - российский живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами ("Рыбаки", 1840-е гг.), интерьеры, портреты.
Соро́ка Григорий Васильевич
(1823—1864), живописец венециановской школы. Крепостной. Полные лиризма наивно-идиллические пейзажи с фигурами («Рыбаки», 1840-е гг.), интерьеры, портреты отличаются тонкой согласованностью цветовой гаммы, статичной замкнутостью композиции.
* * *
СОРОКА Григорий ВасильевичСОРО́КА Григорий Васильевич (1823—64), русский художник, один из самых ярких представителей венециановской школы(см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА).
Родом из крепостных крестьян. Фамилия «Сорока» сначала была его прозвищем, картины периода занятий с А. Г. Венециановым(см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович) (1842—1847) художник подписывал «Григорий Васильев». Со своим будущим учеником Венецианов познакомился в 1842 у помещика Н. П. Милюкова — хозяина Сороки, и тогда же начались их регулярные занятия. Альбом с пятнадцатью рисунками, на которых в основном были изображены дворовые (помечены самим художником 1842), хранятся в Русском музее. Венецианов, оценивший дарование своего ученика, пытался хлопотать об его освобождении от крепостной зависимости, но Милюков отказал и сделал Сороку своим садовником. Таким образом участь художника была решена на долгие года. С трудом примирившийся со своей подневольной участью (был освобожден только вместе со всеми крепостными в 1861), Сорока, однако, продолжал работать и создал целую галерею великолепных, полных лиризма, наивно-идиллических картин. О возросшем мастерстве художника свидетельствуют не только пейзажи с идеализированными фигурами крестьян («Рыбаки», 1840-е годы, Русский музей), но и интерьеры («Кабинет в Островках», 1844, Русский музей), а также портреты («Портрет Е. Н. Милюковой», конец 1840-х годов, Эрмитаж). Наивность и непосредственность восприятия действительности сохранились и в более поздних работах художника («Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки», кон. 1840-х — нач. 1850-х годов, Русский музей). Венецианов привлекал Сороку к написанию икон для ближних церквей, к сожалению, почти не сохранившихся (икона «Спас нерукотворный» находится в Картинной галерее Твери).
После смерти Венецианова в 1847 Сорока лишился не только своей главной духовной поддержки, но и общения с другими художниками. Он стал обыкновенным крепостным живописцем, зарабатывающим себе на жизнь портретами окрестных помещиков. В 1852 женился на дворовой женщине (имел двух сыновей и дочь), семейная жизнь с которой не удалась, и Сорока начал пить. С 1861, став свободным человеком, художник с семьей поселился в родной деревне (в собственном доме). Пытался защищать крестьянские права: послал на имя Александра II жалобу на Милюкова. Однако, когда жалоба была спущена в губернию, ему стало грозить телесное наказание. К этому времени Сорока был уже совершенно больным человеком, он повесился 10 апреля 1864.
В 1973 в Третьяковской галерее и Русском музее состоялась персональная выставка произведений Григория Сороки, был выпущен каталог.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.