Словарь Брокгауза и Ефрона

    ("послушничество"). — У нас дают это название только тому суфийскому (см.) движению, которое в 20 — 50-х годах нынешнего века охватило значительную часть Кавказа и обострило войну против русских. На самом деле М. есть не что иное, как обыкновенный суфийский (см.) тарикат (см.). Для человека, по учению суфиев, возможно достигнуть нескольких степеней, или стадий, совершенства. Первая — "шериат" ("закон"), т. е. благочестивая жизнь, неукоснительно строгое соблюдение всех заповедей и предписаний мусульманского закона (Корана). Это, так сказать, мирское совершенство; но выше мусульм. благочестия стоит мистицизм, позволяющий нам познать истину, приближающий нас к Богу и всемирной душе и в конце концов позволяющий слиться с Богом воедино. О человеке, который решил непременно стремиться к единению с Божеством, суфии говорят, что он избрал себе "тарикат" (буквально "путь", т. е. путь мистицизма, путь истины) — и это вторая степень человеческого совершенства. Последователь тариката должен отрешиться от стяжания (т. е. стать дервишем, факиром), должен подвергать свою плоть изнурению, должен избавляться от страстей, от воли, от своего "я", вообще от своей личности. Для этого он поступает в послушники ("мориды", или "мюриды") к какому-нибудь святому суфийскому "старцу" (шейху, пиру, имаму), избирая его своим "руководителем" ("му(ю)ршидом"), подчиняется слепо и беспрекословно всем его повелениям, не смея даже рассуждать, добро или зло мюршид приказывает совершить; при этом мелочи коранских предписаний постепенно отходят на второй план. Если строгие аскетические подвиги, отрешение от индивидуальности, углубление в себя и напряженное размышление доведут М. когда-либо до мистического экстаза ("халь"), то это значит, что он достиг уже третьей степени совершенства: "знания" ("ме'рифет"). Но это не предел совершенства: человек может все больше и больше отделяться от земного, может все больше и больше входить в единение с Богом, и тогда он достигает, наконец, "истины" ("хакыкет"):, в этой стадии он находится в непосредственном общении с Богом и пребывает собственно уже не на земле, а посередине между бытием и небытием. До такого высокого совершенства достигают лишь очень немногие, и они могут быть муршидами, имамами; мало кто достигает даже ме'рифета (такие бывают у муршида его "наибами", наместниками); простые мюриды идут тарикатом, а народные массы не восходят далее шариата. Пользуясь беспрекословным повиновением своих М., суфийские шейхи часто являлись в истории мусульманских народов очень могущественной силой и даже основывали царства (см. А. Крымский, "Очерк развития суфизма", гл. I, М., 1896; отт. из "Вост. Древностей"). В 1823 г. бухарец Хасс-Мохаммед принес персидское суфийское учение на Кавказ, в дер. Яраглар, кюринского ханства (в прибрежном Дагестане) и обратил в суфизм Муллу-Мохаммеда. Тот, по совещании с другими духовными, пришел к заключению, что только в суфийском тарикате лежит залог возрождения и оживления падающего ислама: благодаря тарикату, ислам возродится и нравственно, и политически, а тогда кавказцы свергнут с себя иноверное, русское иго. Воодушевляемые последней идеей (которая на первых порах скрывалась от русских властей), горцы массами стали усваивать новое учение; Мулла-Мохаммед был признан за мюршида. Между прочими пришел в Яраглар и последовал тарикату талантливый Газы (или Кази; см. соотв. статью). Мулла, мусульманский ученый богослов (он же — Газы-Мухаммед; род. в 1795 г. в Гимрах, во внутреннем Дагестане, и был там муллой). Он стал ходить по горным аулам Дагестана с проповедью тариката и за свою святую жизнь, доведшую его до "ме'рифета", приобрел много мюридов. К концу 1829 г. он распространил новое учение в значительной части Чечни и Дагестана, и мюридов в полном его распоряжении было до 15000. Мечтая об основании всемусульм. халифата, он провозгласил себя имамом, т. е., так сказать, "папой-императором", и (1829) объявил против русских и их союзников священную войну, "газават". В 1830 г. дела Газы-Муллы стояли посредственно, но в 1831 г. он имел несомненный успех над русскими войсками, и это обстоятельство сильно подняло дух горцев. В 1832 г. (17 октября) бар. Розен, после упорного штурма, взял Гимры; Газы-Мулла, с 15 избранными (в числе которых был Шамиль), заперся в башне, потом попытался прорваться и в схватке был убит (см. Кавказские войны). Новый имам Гамзат-бек (1832—34) был человек неэнергичный и неспособный; его имамство ознаменовалось только истреблением тех влиятельных горцев, которые не сочувствовали М., и в том числе — истреблением древнего владетельного дома ханов аварских (см. соотв. статью). Когда аварцы составили заговор против Гамзата и убили его (1834), имамство захватил Шамиль (см.), поднявший Кавказ, мюридство на неслыханную до тех пор на Кавказе степень могущества; дальнейшая история движения вся связана с его именем.

    См. Неверовский, "Краткий взгляд на Дагестан в топог и историч. отношении" (СПб., 1847), Ханыков, "О мюридах и мюридизме" ("Кавказ", 1847, № 15); Казем-Бек, статьи в "Рус. Слове" (1859 и 1860); Романовский, "Кавказ и кавк. война" (СПб., 1860); шейх-Джемаледдин, "Учение о тарикате", перев. в "Сбор. свед. о кавк. горцах" (вып. II, 1869); Мугеддин-Магомед-Ханов, "Истинные и ложные последователи тариката", перев. с предисл. А. Омарова в "Сбор. свед. о кавк. горцах" (вып. IV, 1870).

    А. Крымский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от Мюрид)

    условный термин, появившийся в русской литературе во 2-й половине 19 в., для названия национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа в 20—60-х гг. 19 в. (см. Кавказская война 1817-64). Характерным признаком М., являвшегося одним из ответвлений дервишского ордена накшбандийя, было сочетание в нём религиозного учения Суфизма с политическими действиями, выражавшимися в активном участии в «священной войне» — газавате (см. Джихад) против «неверных» (т. е. немусульман) за торжество веры — Ислама. М. возглавляли имамы (Гази-Магомед, Гамзат-бек и Шамиль, при котором М. получил наиболее широкое распространение) и их Наибы. Идеологами М. были шейх Хаджи-Измаил (из селения Кюрдамир, Ширванская провинция), мулла Мухаммед (из селения Яраг) и Джемал-эддин (из селения Кумух, Центральный Дагестан), тесть Шамиля. Идеология М. придавала религиозную окраску и определённую организованность борьбе раздробленных и разноязычных горцев Кавказа, но вместе с тем она изолировала горцев от др. народов, разжигая фанатическую ненависть к немусульманам, и отвлекала их от решения социальных проблем. М. исчерпал себя с окончательным присоединением Кавказа к России (1864). Идеи М. пытались использовать на Кавказе в 1918—1921 буржуазные националисты и помещичье-клерикальная реакция.

    Лит.: Потто В. А., Кавказская война..., т. 5, в. 1, Тифлис, 1889, с. 15—60; Бушуев С. К., О Кавказском мюридизме, «Вопросы истории», 1956, № 12; Фадеев А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, «История СССР», 1960, № 5; Хашаев Х. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. А., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; История Дагестана, т. 2, М., 1967.

    Н. А. Смирнов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. мюриди́зм;
    2. мюриди́змы;
    3. мюриди́зма;
    4. мюриди́змов;
    5. мюриди́зму;
    6. мюриди́змам;
    7. мюриди́зм;
    8. мюриди́змы;
    9. мюриди́змом;
    10. мюриди́змами;
    11. мюриди́зме;
    12. мюриди́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Мистическое направление в исламе, возникшее среди горцев Северного Кавказа в XIX в. и сочетающее в себе суфизм и учение о джихаде (газавате).

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Философская энциклопедия

    МЮРИДИЗМ

    (от арабск. мурид – ученик высшего мусульманского духовного наставника) – религ.-мистич. направление в исламе, получившее распространение на Кавказе в 19 в. Хотя в основе этого направления лежали принципы, выработанные еще в 12 в. аль-Кадири и дополненные затем в 14 в. Бахааддином Накшбенди идеей равенcтва людей перед богом в загробной жизни, культом бедности, призывами к самоотречению и самоуничижению, оно приобрело самостоят. значение лишь в 19 в., когда был выдвинут лозунг спасения ислама от "неверных" (царской России). Главным в М. была идея джихада (газавата) – войны как против русских, так и против мусульман, оказавшихся на их стороне или уклонившихся от участия в газавате. Идеология М. была широко использована тремя имамами – Гази-Магомедом, Гамзатбеком и Шамилем. Шамиль проповедовал идеал теократич. гос-ва (имамат), жизнь в к-ром строго регламентировалась шариатом, борьба с "неверными" объявлялась гл. условием религ. совершенствования, погибшим за дело ислама обещалось спасение души и вечное блаженство. Большая роль в имамате отводилась мюридам (отсюда и название – М.), наиболее преданным сподвижникам имама, воспитанным в ненависти к "неверным". Идеология М. была религ. оболочкой антиколониальной и антифеод. борьбы горцев. Однако, как всякая религ. идеология, она вместе с тем скрывала истинные цели борьбы, не звала на борьбу с бесправием и социальным неравенством и явилась одной из причин поражения движения горцев.

    Лит.: Бушуев С. К., Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля, М., 1939; Фадеев А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "История СССР", 1960, No 5; Смирнов Η. Α., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

    Н. Смирнов. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    мюриди́зм

    (от араб. «мюрид» — ученик, послушник), течение в исламе, разновидность суфизма. Мюридизм возник во второй половине XIV в. в Бухаре. В конце XVIII в. распространился на территории Азербайджана, затем в Дагестане и Чечне. Последователи полностью подчинялись своим наставникам (муршидам) на пути постижения Бога. С началом в 1817 Кавказской войны главным содержанием мюридизма стала идея «священной войны за веру» (газават). С завершением войны в 1864 мюридизм утратил политическую окраску. Попытки возродить мюридизм предпринимались в 1917—18 имамом Н. Гоцинским и др.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    религ.-мистич. течение в исламе, последователи к-рого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в осн. в 11-14 вв., существует неск. стадий или ступеней постижения мюридами бога, "растворения" в нем, связанных с выполнением требований шариата. М. требует от своих приверженцев безусловного подчинения их духовным наставникам - мюршидам (шейхам, пирам, ишанам, уставам), отказа от проявлений собственной воли, презрения к мирскому, самоуничижения, а также участия в общих радениях.

    М. сыграл значит. роль в распространении ислама в Азии и Африке, причем в учениях ряда его орденов (напр., накшбандийя) неоднократно придавалось существ. значение идее "священной войны" за торжество веры - газавату, джихаду. Так это было и на Кавказе, где М. наибольшее распространение получил в 20-е гг. 19 в. С 1824 идеи М. проповедовал мулла Мухаммед из Яраги (Юж. Дагестан). Крупным идеологом М. был также Джемалэддин из Кумуха (Центр. Дагестан), тесть знаменитого впоследствии имама Шамиля. М., под знаменем к-рого сплотились разноязычные горцы, придал религ. окраску и определенную организованность анти- колониальному движению на Кавказе. Но религ. идеология М. изолировала горцев от др. народов, разжигала фанатич. ненависть к немусульманам, втягивала в орбиту влияния панисламистских идей, а главное - отвлекала от социальных проблем. В 1918-21 идеи М. пытались использовать бурж. националисты и помещичье-клерикальная реакция, напр., в Дагестане, во главе с имамом Н. Гоцинским, боровшимся против Сов. власти под флагом "газавата".

    Первыми историографами М. были местные клерикальные деятели: Джемалэддин Кумухский, Мугеддин Магометханов и др., соч. к-рых имели преим. апологетич. характер. Рус. ученые А. К. Казем-бек, Н. В. Ханыков и В. В. Бартольд исследовали историч. корни М. Сов. историки сначала несколько преувеличивали значение М. как фактора, объединявшего горцев Кавказа. М. Н. Покровский считал власть мюридистских имамов "чисто демократической". Позднее стал подчеркиваться реакц. характер идеологии М., причем реакционным объявлялось и все движение горцев. В результате проведенной в 1956 дискуссии было признано неправомерным отождествлять социальные мотивы движения и его религ. оболочку, отмечена прогрессивность антиколониальной борьбы кавк. горцев, наряду с реакц. сущностью идеологии М.

    Лит.: Джемалэддин Казикумухский, Адабуль-Марзия, в кн.: Сб. сведений о кавказ. горцах, в. 2, Тифлис, 1869; Мугеддин Магомедханов, Истинные и ложные последователи тариката, там же, в. 4, Тифлис, 1870; Казем-бек М. A., Муридизм и Шамиль, "Рус. слово", 1859, кн. 12; Хашаев X. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в.,(М., 1960); его же, Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "ИСССР", 1960, No 5; Климович Л. И., Ислам, M., 1965. См. также лит. к ст. Дервишские ордена, Ислам, Суфизм.

    Л. И. Климович, А. В. Фадеев. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия