Большая Советская энциклопедия

    (Lamettrie, La Mettrie)

    Жюльен Офреде (25.12.1709, Сен-Мало, Бретань, — 11.11.1751, Берлин), французский философ-материалист. Родился в богатой купеческой семье. Изучал богословские науки, физику и медицину; в Лейдене занимался под руководством врача Г. Бургаве. Был полковым врачом; заболев горячкой, на основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» (1745, или, иначе, «Трактат о душе»), вызвавшего озлобление в среде духовенства и сожжённого по приказу парламента. Л. был вынужден эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно опубликовал сочинение «Человек-машина» (1747, новое издание 1960, русский перевод 1911), которое также было публично сожжено. В 1748 по приглашению прусского короля Фридриха II переехал в Берлин, где состоял членом АН и издал свои работы «Человек-растение» (1748), «Человек больше, чем машина» (1748) и «Система Эпикура» (1751). Умер во время испытания на себе нового метода лечения.

    Л. первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Л., существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Л. отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. По Л., человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Л. признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Л. рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму. В своих последних работах Л. подошёл к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Л. выдвинул предположение о существовании зоофитов — растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Л. считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране». В этике, исходя из позиций гедонизма, отводил в то же время значительную роль общественному интересу. Развитие общества определяется, по Л., деятельностью выдающихся людей и успехами просвещения; Л. был сторонником просвещённого абсолютизма, философские идеи Л. оказали значительное влияние на Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.

    Соч.: Ceuvres philosophiques, v. 1—3, P., 1796; Textes choisis..., P., 1954; в рус. пер. — Избр. соч., М. — Л., 1925; [Отрывки из произв. Л.], в кн.: французские просветители XVIII в. о религии, М., 1960.

    Лит.: Вороницын И. П., Ла Меттри, [Хар.], 1925; Сережников В. К., Ламетри, М., [1925]; История философии, т. 1, М., 1957, с. 539—42; Du Bois-Reymond E., La Mettrie, B., 1875; Poritzky J. F., J. О. de Lamettrie. Sein Leben und seine Werke, B., 1900; Boissier R., La Mettrie..., P., 1931; Lemée P., Julien Offray de La Mettrie, P., 1955; Nedeljkovic D., Lametri, Zagreb, 1961; Mendel L., La Mettrie..., Lpz., 1965.

    Л. А. Ляховецкий.

    Ж. Ламетри.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ЛАМЕТРИ (Lamettrie, La Mettrie) Жюльен Офре де (1709 - 51), французский философ, врач. Первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма. В сочинении "Человек-машина" (1747) рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. История Философии: Энциклопедия

    ЛАМЕТРИ

    (Lamettrie) Жюльен Офре де (1709— 1751) — французский мыслитель, философ и врач. Подвергался преследованиям за атеистическо-материалистические взгляды во Франции и Голландии. Эмигрировал в Пруссию (1748) по приглашению Фридриха Великого, был избран членом Прусской академии наук. Умер во время испытания на себе нового метода лечения. Основные работы: ‘Естественная история души’ (1745), ‘Человек-машина’ (1747), ‘Человек-растение’ (1748), ‘Система Эпикура’ (1751), ‘Искусство наслаждения и школа сладострастия’ (1751) и др. Сторонник радикального материализма и механицизма. Мир рассматривался Л. как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей (впервые в философии просветительства материя наделялась качествами не только протяженности и движения, но и чувствительностью) материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Между растениями и животными, по Л., могут существовать промежуточные существа — зоофиты (как, впрочем, и между животными и людьми). Изображая картину эволюции природы, доказывая ее единство наряду с изменчивостью всего живого, опровергая преформизм, Л. писал: ‘Какое чудное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку во всех своих многообразных созданиях’. Человек (‘чувствующая’, самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются: ‘Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами... Быть машиной, чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла так же, как голубое от желтого — в этом заключается не больше противоречия, чем в том, что можно быть обезьяной или попугаем и уметь предаваться наслаждениям’. Согласно Л., человек — ‘просвещенная машина’, ‘искусный часовой механизм’; человеческое тело — ‘живое олицетворение беспрерывного движения’. Функционирование разума и чувств людей Л. явно редукционистски и не весьма удачно видел обусловленными механическим движением ‘животных-духов’ от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Кто же построил эти чудесные машины? По убеждению Л., сама природа посредством принципа выживания наиболее приспособленных организмов. Процесс мышления Л. понимал как сравнение и комбинирование представлениями, возникающими на основе памяти и ощущений. Разделяя концепцию Локка, Л. сделал акцент на том, что в процессе познания значимы конституция человека, унаследованная телесная организация, жизненный опыт и привычки. Критику религии Л. сочетал с постулированием ее необходимости для народа. По Л., атеизм — вполне моральная система взглядов, путь к счастью — принятие атеизма. Телесные формы мимолетны, все исчезает и ничего не погибает: наслаждение настоящим вполне оправданно — подлинная мораль призвана быть жизнерадостной и сенсуалистической.

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    ЛАМЕТРИ

    (La Mettrie) Жюльен Офре де (1709—1751) — фр. философ. На философию Л. наложили отпечаток его занятия медициной. И та, и другая должны подчиняться, по Л., природе, видя в ней свой единственный предмет и черпая из нее свой метод. Зависимость от человека (политическое рабство) Л. призывает заменить зависимостью от природы, предполагающей жизнь в согласии с разумом и обусловливающей единство людей. Мораль также зависит от физической организации человека. Индивид подобен машине, и как часы не ответственны за то, спешат они или отстают, так и человек не отвечает за свои действия. Картезианский дуализм души и тела Л. устраняет, полностью редуцируя первую ко второму. Единственная существующая субстанция — материя. Сама по себе она пассивна, но благодаря ощущению она становится активной. Недостаточно, следовательно, считать ее, вслед за Декартом, лишь протяженной. Ощущение — атрибут материи. Движение не придается материи извне. Для материи, начиная с самых элементарных ее уровней, характерна раздражимость. Материя проявляет склонность к самоорганизации. Ее движение упорядочено. Л. выступает против идеи творения материи. Она не-уничтожима и вечна. В учении о человеке Л. отвергает традиционное представление о душе и предлагает свой образ человека-машины. Разумная часть души отождествляется Л. с растительной. Тело производит и мысль. Опыт медика подталкивает Л. сделать вывод о принципиальной неавтономности души. Она всецело определяется телесными функциями. Отсюда следует, что между человеком и животными нет существенного различия. И счастье, и удовольствия зависят не от воли, свободу которой Л. отрицает, но от телесной машины. Мораль имеет два источника — природу и общество. Последнее диктует человеку понятия о чести, славе, уважении и др. добродетелях. Они относительны, будучи всецело зависимыми от текущей ситуации в обществе, от его потребностей. Мораль — дочь политики. В то же время выполнение моральных норм обеспечивает социальное равновесие. Освященные социумом нормы — это закон жизни большинства людей. Этическая теория Л. не ставит под сомнение традиционную мораль. Философ не верит в возможность просвещения масс. В этом смысле его моральное учение пессимистично. Но все же подлинная мораль — дитя природы. Ее ориентиры телесно детерминированы. Добро то, что приносит физическое удовлетворение. Зло — то, что вызывает телесное отвращение. Поскольку мы — рабы своего тела, постольку счастье от нас не зависит. Этика Л. в духе стоицизма учит обходиться без счастья, призывает к умеренности, требуя ограничиваться настоящим и не думать о прошлом и будущем, над которыми мы не властны. Идеи Л. оказали известное влияние на П.А. Гольбаха, К.А. Гельвеция, Д. Дидро и др. философов-просветителей.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    ЛАМЕТРИ (Lammetrie) Жюльен Офре де (1709-1751) - французский мыслитель, философ и врач. Подвергался преследованиям за атеистическо-материалистические взгляды во Франции и Голландии. Эмигрировал в Пруссию (1748) по приглашению Фридриха Великого, был избран членом Прусской академии наук. Основные работы: «Естественная история души» (1745), «Человек-машина» (1747), «Человек-растение» (1748), «Система Эпикура» (1751), «Искусство наслаждения и школа сладострастия» (1751) и др. Сторонник радикального материализма и механицизма. Мир рассматривался Л. как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей (впервые в философии просветительства материя наделялась качествами не только протяженности и движения, но и чувствительностью) материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Между растениями и животными, по Л., могут существовать промежуточные существа - зоофиты (как, впрочем, и между животными и людьми). Изображая картину эволюции природы, доказывая ее единство наряду с изменчивостью всего живого, опровергая преформизм, Л. писал: «Какое чудное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку во всех своих многообразных созданиях». Человек (»чувствующая», самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются: «Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами... Быть машиной, чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла так же, как голубое от желтого - в этом заключается не больше противоречия, чем в том, что можно быть обезьяной или попугаем и уметь предаваться наслаждениям». Согласно Л., человек - «просвещенная машина», «искусный часовой механизм»; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения». Функционирование разума и чувств людей Л. явно редукционистски и не весьма удачно видел обусловленными механическим движением «животных-духов» от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Кто же построил эти чудесные машины? По убеждению Л., сама природа посредством принципа выживания наиболее приспособленных организмов. Процесс мышления Л. понимал как сравнение и комбинирование представлениями, возникающими на основе памяти и ощущений. Разделяя концепцию Лок-ка, Л. сделал акцент на том, что в процессе познания значимы конституция человека, унаследованная телесная организация, жизненный опыт и привычки. Критику религии Л. сочетал с постулированием ее необходимости для народа. По Л., атеизм - вполне моральная система взглядов, путь к счастью - принятие атеизма. Телесные формы мимолетны, все исчезает и ничего не погибает: наслаждение настоящим вполне оправданно - подлинная мораль призвана быть жизнерадостной и сенсуалистической. Умер во время испытания на себе нового метода лечения.

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    (La Mettrie), Жюльен Офре (25.XII.1709 - 11.XI.1751) - франц. философ, механистич. материалист и сенсуалист. Родился в г. Сен-Мало в семье купца; изучал богословие, физику и медицину. Первое философское произведение Л. - "Естественная история души" ("Histoire naturelle de l'âme", La Haye, 1745); осн. сочинение - "Человек-машина" ("L'Homme machine", Leyde, 1748). Преследование духовенства вынудило Л. переехать в Берлин, где он и скончался.

    На филос. учение Л. наложило отпечаток его мед. образование. На основании данных анатомии, физиологии, патологии Л. приходит к выводу о материальном единстве человека, т. е. к отрицанию души. Л. считает, что в основе всех явлений природы лежит материальная субстанция, свойствами к-рой являются протяженность, движение, ощущение. Последнее присуще животному и человеку, для к-рого оно - единств. источник познания. Л. приходит к мысли о развитии природы из неорганич. к органич., от растения к животному, о происхождении человека от животного. Из понимания человека как наиболее совершенного произведения природы Л. делал вывод, что мораль должна быть естественной, а не религиозной, но Л. считал необходимым сохранить религию для народа. Материалист в естествознании, Л. остался идеалистом при объяснении обществ. явлений. Совершенствование общества зависит, по мнению Л., от прогресса науки, в первую очередь философии, под покровительством просвещенного монарха. Взгляды Л. оказали большое влияние на след. поколение просветителей.

    Соч. (кроме указ. в статье): Oeuvres philosophiques, v. 1-3, В., 1796; в рус. пер. - Избр. соч., М.-Л., 1925.

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, Boissier R., La Mettrie-médecin, pamphlétaire et philosophe (1709-1751), P., 1931

    Ю. И. Хаинсон. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия