Большая Советская энциклопедия

    Данелия Георгий Николаевич (р. 25.8.1930, Тбилиси), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). В 1955 окончил Московский архитектурный институт. Работал архитектором. В 1958 поступил на Высшие режиссёрские курсы. Совместно с И. В. Таланкиным поставил фильм «Сережа» (1960) по одноименному произведению В. Ф. Пановой (Большая премия Хрустальный глобус на 12-м Международном кинофестивале в Карлови-Вари и др.). Поставил фильмы «Путь к причалу» (1962) и «Тридцать три» (1965). Творчеству режиссёра присущи мягкий юмор, лиризм, поэтичность. Среди его работ фильм «Я шагаю по Москве» (1964). В 1969 поставил цветную музыкальную кинокомедию «Не горюй».

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич (р. 1930) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1989). Фильмы: "Сережа" (1960, совместно с И. В. Таланкиным), "Я шагаю по Москве" (1964), "Не горюй!" (1969), "Афоня" (1975), "Мимино" (1978), "Осенний марафон" (1979), "Кин-дза-дза" (1987), "Настя" (1993). Государственная премия СССР (1978).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Дане́лия Георгий Николаевич

    (р. 1930), российский кинорежиссёр, народный артист СССР (1989). В фильмах Данелии острая сатира и гротеск органично сочетаются с глубокой психологической достоверностью, богатством интонаций и стилистических оттенков, выявляющих в бытовых ситуациях поэтическое начало жизни: «Серёжа» (1960, совместно с И. В. Таланкиным), «Я шагаю по Москве» (1964), «Не горюй!» (1969), «Афоня» (1975), «Мимино» (1978), «Осенний марафон» (1979), «Паспорт» (1990), «Настя» (1993), «Орёл или решка» (1995) и др. Государственная премия СССР (1978), Государственная премия Российской Федерации (1996).

    * * *

    ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич

    ДАНЕ́ЛИЯ Георгий Николаевич (р. 25 августа 1930, Тбилиси), российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист СССР (1989). Премия «Золотой Овен» (1994).

    В 1955 окончил Московский архитектурный институт, в 1959 — Высшие режиссерские курсы. Первые работы — фильмы «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л. Н. Толстого), «Сережа» (1960, совместно с И. В. Таланкиным(см. ТАЛАНКИН Игорь Васильевич), по повести В. Ф. Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести В. В. Конецкого) — как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов («Не горюй!», 1969; «Слезы капали», 1982) содержится противоречивое отношение к миру. И внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя — «Осенний марафон» (1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) — тоже была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино» (1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве» (1964), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Три последних работы («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997), хотя в них очевидны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 1990-х годов, в которой сопряжены многие сквозные темы Данелии — от психологической драмы «Путь к причалу» о «старом морском волке» до авантюр «новых русских» в ленте «Орел и решка».

    В 2000 Данелия снял фильм «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе в роли речного капитана в главной роли.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич (р. 25 августа 1930, Тбилиси), режиссер, сценарист, актер. Народный артист РСФСР (1974); Народный артист СССР (1989); Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»); Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1981, за фильм «Осенний марафон»); Лауреат премии «Золотой Овен» (1994); Лауреат Государственной премии РФ (1996, за фильмы: «Паспорт», «Настя», «Орел и решка»); Приз Президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино» — ОРКФ «Кинотавр—99» (Сочи). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000).

    В 1955 окончил Московский архитектурный институт, в 1959 — Высшие режиссерские курсы. Первые работы — фильмы «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Л. Н. Толстого), «Сережа» (1960, совместно с И. В. Таланкиным (см. ТАЛАНКИН Игорь Васильевич), по повести В. Ф.Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести В. В. Конецкого) — как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм уживаются с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности. Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Данелии, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки. Самый кассовый фильм «Афоня» (см. АФОНЯ)(1975) не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (см. ТРИДЦАТЬ ТРИ)(1966), плохо встреченной публикой. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя — «Осенний марафон» (см. ОСЕННИЙ МАРАФОН)(1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) — была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино» (см. МИМИНО)(1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978). Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве» (см. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ)(1964). Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (см. СОВСЕМ ПРОПАЩИЙ)(1973, по роману М. Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (см. КИН-ДЗА-ДЗА) (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений. Работы 90-х годов («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997). В 2000 Данелия снял фильм «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе (см. КИКАБИДЗЕ Вахтанг Константинович) в главной роли.

    1959 Тоже люди (см. ТОЖЕ ЛЮДИ) автор сценария, режиссер

    1959 Хмурое утро (см. ХМУРОЕ УТРО (1959)) режиссер-практикант

    1960 Сережа (см. СЕРЕЖА) автор сценария, режиссер

    1962 Путь к причалу (см. ПУТЬ К ПРИЧАЛУ) режиссер

    1963 Я шагаю по Москве (см. Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ) режиссер

    1965 Тридцать три (Ненаучная фантастика) (см. ТРИДЦАТЬ ТРИ) режиссер, автор сценария

    1969 Не горюй! (см. НЕ ГОРЮЙ!) режиссер

    1971 Джентльмены удачи (см. ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ) автор сценария

    1973 Про Витю, про Машу и морскую пехоту (см. ПРО ВИТЮ, ПРО МАШУ И МОРСКУЮ ПЕХОТУ) худ.рук.

    1973 Совсем пропащий (см. СОВСЕМ ПРОПАЩИЙ) режиссер, автор сценария

    1975 Афоня (см. АФОНЯ) режиссер

    1976 В один прекрасный день (киноальманах) худ.рук.

    1976 В один прекрасный день (новелла в одноименном киноальманахе) (см. В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ (1976)) худ.рук.

    1976 Сюита (новелла в киноальманахе «В один прекрасный день») (см. СЮИТА) худ.рук.

    1977 Мимино (см. МИМИНО) автор сценария, актер, режиссер

    1979 Осенний марафон (Печальная комедия) (см. ОСЕННИЙ МАРАФОН) режиссер, актер

    1982 Слезы капали (Грустная сказка) (см. СЛЕЗЫ КАПАЛИ) режиссер, автор сценария, актер

    1986 Кин-дза-дза (см. КИН-ДЗА-ДЗА) актер, режиссер, автор сценария

    1988 Француз (см. ФРАНЦУЗ) автор сценария

    1990 Паспорт (см. ПАСПОРТ) режиссер, автор сценария

    1993 Настя (см. НАСТЯ) актер, режиссер, автор сценария

    1995 Орел и решка (см. ОРЕЛ И РЕШКА) автор сценария, режиссер, актер

    1998 Привет от Чарли-трубача (см. ПРИВЕТ ОТ ЧАРЛИ-ТРУБАЧА) автор сценария

    2000 Сергей Бондарчук (см. СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК) персонаж фильма

    2000 Фортуна (см. ФОРТУНА (2000)) актер, автор сценария, режиссер

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: