Словарь Брокгауза и Ефрона

    в буквальном смысле право, содержащееся в церковных канонах (см.), в противоположность праву, содержащемуся в императорских законах. В зап. церкви под К. правом стали разуметь вообще постановления, исходящие от церковной власти, в отличие от постановлений светской. Таким образом, источниками К. права стали считать, кроме канонов вселенских соборов, постановления пап, поместных зап. соборов и вообще весь тот материал, который позднее вошел в Corpus juris canonici (см.). Позднейшее понятие К. права на Западе и есть поэтому понятие права, содержащегося в этом юридическом сборнике. Так как, с одной стороны, в состав норм Corpus juris canonici вошли далеко не одни только нормы, касающиеся строя и организации церкви, но и ряд постановлений нецерковного характера, образовавшихся вследствие чрезвычайного расширения юрисдикции церкви и сферы ее светского господства, а с другой стороны — нормы, касавшиеся церкви и ее организации, издавались не только духовной, но и светской властью, то понятие К. права отнюдь не соответствует понятию церковного права (см.). Оно в одно и то же время и шире его (постановления, касающиеся внецерковной области), и уже, так как в состав его не входят нормы, исходящие от светской власти. Развитие понятия и содержания К. права заканчивается вместе с завершением Corpus jur. canonici как самостоятельного источника права. С постепеным падением светской власти пап и церкви вообще и с ограничением церковной юрисдикции сокращается мало-помалу значение и практическая сила нецерковных норм Corporis juris canonici; вместе с тем организация церкви все более и более связывается с государственной организацией, подпадая в значительной мере действию норм светской власти. Понятие К. права, таким образом, постепенно вытесняется понятием церковного права, которое теперь и принято учеными, как наиболее точное обозначение норм, регулирующих жизнь церкви. Название К. права вместо церковного употребляется, впрочем, иногда и теперь, особенно в обыденной речи, на том основании, что большинство норм старого К. права является главною составною частью права церковного. Принципиально это название удерживают некоторые католические писатели, не признающие для церкви иных норм, кроме исходящих от ее главы — Папы, и некоторые русские богословы и юристы ввиду того, что для права как вост. церкви вообще, так в особенности русской, различие между нормами, исходящими от церкви и от светской власти, исчезло. Подробности о составе К. права см. Corpus juris canonici и Церковное право. — Ср. Hinschius, "Geschichte und Quollen d. Kanonisch. Rechts" (в "Holtzendorffs Encykl. d. Rechtsw.", § 1); Суворов, "Курс церковного права" (т. I, 13, 282 сл.).

    В. H.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. В К. п. нашло отражение положение, «... которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Первая кодификация К. п. была предпринята в 12 в. болонским монахом Грацианом, написавшим трактат «Согласование разноречивых канонов», который получил значение источника права (См. Источники права). В 1582 в правление папы Григория XIII был издан «Свод канонического права» (Corpus juris canonici), представлявший собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. Особенно широкой компетенция церковных судов была в средние века, характеризовавшиеся укреплением связи между церковью и государством. К церковной юрисдикции относилась значительная часть внецерковных (главным образом гражданских) правоотношений: брачно-семейные, имущественные и даже уголовные. Соответственно и нормы К. п. не ограничивались внутрицерковной организацией и отношениями, захватывая различные отрасли права.

    Развитие абсолютизма и повышение роли светских судов привели к постепенному сужению сферы действия К. п., окончательно закрепленному при буржуазном строе. Например, «Кодекс канонического права 1917», изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерковные дела. Содержащиеся в этом кодексе нормы можно рассматривать как правовые лишь в той мере, в какой они признаются обязательными тем или иным государством.

    В православной церкви К. п. именуется совокупность канонических правил, установленных главным образом на церковных соборах. Значительная часть этих правил включалась в Церковное право, действовавшее в царской России.

    П. С. Грацианский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права - Свод канонического права 1582 (Corpus juris canonici).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Сексологическая энциклопедия

    совокупность правил, установленных церковью в отличие от светского законодательства.

  7. Источник: Сексологическая энциклопедия



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    canon law

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Энциклопедический словарь экономики и права

    - правовое поле, представляющее собой совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы К.п.

    регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известной кодификацией К.п. является Свод канонического права 1582 г. (Corpus juris canonici).

  11. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  12. Энциклопедия юриста

    совокупность законов религиозного правопорядка (канонов), обычаев и правил, установленных главным образом на Вселенском и других соборах и определяющих преимущественно организацию церковных епархий. К.п. является лишь частью церковного права, так как не содержит многих позднейших церковных правил. Вместе с тем К.п. шире церковного права - оно не ограничивается нормами внутренней церковной организации, формулируя правоотношения частного гражданского, уголовного, судебного и процессуального права. В Византии во время Исаврийской династии был составлен на основе Свода Юстиниана законодательный сборник - Еклога 726 г., который охватывал основы К.п.. семейных, наследственных и гражданских правоотношений.

    В католических конфессиях К.п. включает совокупность решений церковных соборов и Постановлений римских пап. Первая кодификация К.п. была проведена в XII в.болонским монахом Гра-цианом в Трактате "Согласование разносторонних канонов", который получил значение источника права. В 1582 г. в правление папы Григория XIII был издан "Свод канонического права" (лат. Сог-puc Juris Canonic), представляющий переработанное издание трактата Грациа-на. К церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения, такие. как гражданские, брачно-семейные,.имущественные и др.

    Нормы К.п., принятые в начале XX в., определяют внутренние отношения католической церкви. Они систематизированы в Кодексах К.п., изданных папой Бенедиктом XV в 1917 г. и дополненных II Ватиканским собором об апостолате мирянам.!

    Церковная юрисдикция в XII и XIII вв. имела очень широкую компетенцию в ряде стран. Когда впоследствии она была сужена благодаря централизации. развитию светских судов, а также Реформации, заменившая ее система восприняла в общих чертах К.п. Моральное влияние церкви и системы К.п., которую она выработала, дает себя чувствовать в различной степени во всем христианском мире.

    В Великобритании и Северной Ирландии. Лвс/прйй. Португалии, распределение наследственного имущества осуществляется под судебным контролем на основе К.п.

    К.п. не проявляется как самостоятельное право и не претендует на регулирование всего комплекса отношений между людьми. Оно весьма фрагментарно и выступает главным образом как публичное право особого общества, образуемого церковью.

    Лит.: Большая Советская Энциклопедия. Т. 20. М.. 1953. С. 18; Мчед-лов М.П. Католицизм. М.. 1974: Религиозные традиции народов мира. М.. 1974;

    Л у к а ш у к И. И. Международное право. Общая часть. М.. 1996. С. 37: Мартене Ф.Ф. Международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. I; Андреев М.Н. Римское частное право. София., 1962;3аозерс кий И.А.Отношениесв. Православной церкви к миру и войне по учению ея канонического права//Богословский Вестник. 1896. № IV. С. Ю.Давид Ре не. Основные правовые системы

    современности. М., 1967; Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандри-да Никифора. М., 1990: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения.М., 1996.

    Борисов К.Г.

  13. Источник: Энциклопедия юриста



  14. Энциклопедический словарь

    канони́ческое пра́во

    совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права — Свод канонического права 1582 (Corpus juris canonici).

    * * *

    КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

    КАНОНИ́ЧЕСКОЕ ПРА́ВО, совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Наиболее известная кодификация канонического права — Свод канонического права 1582 (Corpus juris canonici).

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Католическая энциклопедия

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: