Большая Советская энциклопедия

    инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания М. и. зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (например, сурдины (См. Сурдина)), различных приёмов звукоизвлечения (например, Пиццикато, Флажолет).

    М. и. принято делить на народные и профессиональные. Народные М. и. могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и «межнациональными», пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

    В России издавна существовали ансамбли народных М. и. (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й половине 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный Н. В. Кондратьевым. В конце 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского, Н. П. Фомина, некоторые русские М. и. (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры народных инструментов. Многовековую и многообразную в своих национальных формах народную инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в советское время созданы оркестры и ансамбли народных инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию народного инструментария.

    Профессиональными М. и. считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все профессиональные М. и. своими истоками уходят в народные прототипы. Народным М. и. в далёком прошлом была скрипка, из простейшей народной флейты создана современная, из примитивного шалмея — гобой, и т. п.

    Развитие М. и. непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнительского искусства и техники производства. При этом одни М. и., благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты — кайрак), многие др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим музыкальным и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

    Наиболее отчётливо связь М. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области профессиональной музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где М. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15—16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра «аристократическими» виолами. В 17—18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамического исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но «безжизненная» продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и её разновидности — теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем — гитарой. К концу 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент — фортепьяно.

    Профессиональные М. и., в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники производства — наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16—18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. — они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных М. и. происходило в 18—19 вв. Создание Т. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнительские возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных М. и., с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнительскими возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических М. и.

    Для определения видов М. и. существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по которой М. и. делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные — на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным М. и. относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных народных М. и., применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в начале 20 в. австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во 2-й половине 19 в. бельгийские музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля — Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку М. и. делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых — сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых — натянутая упругая мембрана; третьих — натянутая струна; четвёртых — столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные — на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные — на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые — на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

    Среди современных М. и. особую группу составляют электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

    См. также ст. Оркестр и статьи об отдельных М. и. (народных и профессиональных)

    Лит.: Закс К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., М., 1932; Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сборнике: Искусство азербайджанского народа, М. — Л., 1938; Агажанов А., Русские народные музыкальные инструменты, М. — Л., 1949; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, [ч. 1], М. — Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Жинович И. И., Государственный белорусский народный оркестр.. Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Беров Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Гуменюк А. I., Україньскi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967 (лит.).

    К. А. Вертков, С. Я. Левин.

    Контрабас.

    Арфа.

    1. Гитара. 2. Мандолина.

    Музыкальные инструменты народов СССР. Хур (Бурятская АССР).

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — рубаб; 2 — комуз; 3 — кобыз (Средняя Азия, Казахстан, Калмыцкая АССР).

    Музыкальные инструменты народов СССР. Дуадастанон (республики и автономные области Северного Кавказа и Закавказья).

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — кеманча; 2 — дудук; 3 — чонгури; 4 — камыль.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — кантеле; 2 — лиру (республики Прибалтики и Карельская АССР).

    Музыкальные инструменты народов СССР. Бандура.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — трембита; 2 — скудучяй.

    Музыкальные инструменты народов СССР. Цимбалы.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — дойра; 2 — кыяк; 3 — нагора.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — най; 2 — сурнай; 3 — танбур; 4 — домбра.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — саз; 2 — тар; 3 — саламури; 4 — зурна; 5 — нагара; 6 — канон; 7 — карцганаг; 8 — дала-фандыр; 9 — киссын-фандыр.

    Музыкальные инструменты народов СССР. Лабанора дуда.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — кюсле; 2 — курай; 3 — олым шувыр (автономные республики Поволжья, Приуралья, Коми АССР).

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — гусли (звончатые); 2 — чимпой (Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия); 3 — домра.

    Музыкальные инструменты народов СССР: 1 — жалейка; 2 — рожок; 3 — флуер; 4 — балалайка.

    1. Барабан. 2. Челеста. 3. Оркестровые колокола.

    1. Лютня. 2. Корнет. 3. Труба. 4. Валторна. 5. Тарелки. Треугольник. Гонг. Кастаньеты.

    Орган.

    1. Фагот. 2. Контрафагот. 3. Тромбон.

    Литавры.

    1. Клавесин. 2. Рояль.

    Ксилофон.

    1. Флейта. 2. Гобой. 3. Английский рожок. 4. Кларнет. 5. Бас-кларнет. 6. Саксафон. 7. Туба. 8. Баян. 9. Аккордеон.

    Банджо.

    Виоль д’амур.

    1. Скрипка. 2. Виолончель. 3. Виола да гамба.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам. См. Духовые музыкальные инструменты, Клавишные музыкальные инструменты, Металлофоны, Струнные музыкальные инструменты, Ударные музыкальные инструменты, Электрофоны.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, но значение этого термина обычно ограничивают предметами, специально изготовленными или приспособленными для того, чтобы служить музыкальным целям. В Европе обнаружены костяные дудки и флейты, относимые к эпохе палеолита. Считается также, что доисторический человек пользовался разными типами погремушек, барабанами, сделанными из стволов деревьев, и другими шумовыми инструментами. О подобных предметах можно сказать, что они с самого начала выполняли музыкальные функции; другие издающие звук предметы типа дудок и флейт, судя по сохранившимся скудным свидетельствам, поначалу служили ритуальным целям, таким, как магические заклинания, вызывание добрых духов и изгнание злых. Так, на наскальном рисунке в пещере Ле-Труа-Фрер на юге Франции изображен шаман, играющий на флейте. Следы ритуальной функции инструментов сохранились, например, в современной свадебной и похоронной музыке. Почти все инструменты современной европейско-американской музыки произошли от восточных или африканских предков. В неевропейских музыкальных культурах существует множество инструментов, отсутствующих в европейско-американской музыке. Для классификации разнообразных типов инструментов предложено несколько систем. Наиболее удачная из них разработана в 1888 В. Маийоном (1841-1924), хранителем Брюссельского музея музыкальных инструментов. Эта классификация была пересмотрена и значительно расширена в 1914 Э. фон Хорнбостелем (1877-1935) и К. Заксом (1881-1959) и позже изложена в Истории музыкальных инструментов (1940) К. Закса. Система Закса - Хорнбостеля является самой логичной и гибкой из всех, предложенных для классификации музыкальных инструментов. Согласно этой системе, инструменты делятся на пять основных классов в соответствии с природой звучащего тела; каждый класс, в свою очередь, подразделяется в соответствии с признаками, определяющими его индивидуальный характер.

    Идиофоны, или самозвучащие инструменты, соединяют в одном элементе свойства вибрирующего тела и резонатора, тогда как в других классах инструментов почти неслышимые колебания одного элемента (воздушного столба, мембраны или струн) в значительной мере усиливаются вторым элементом (резонирующей декой или корпусом). Идиофоны классифицируются по способу звукоизвлечения. 1. Ударные (ударяемые друг о друга, ударяемые исполнителем, встряхиваемые, ударяемые о землю и т.п.): тарелки, трещотки, кастаньеты, колокол, гонг, ксилофон, металлофон, погремушки, колокольчики, прутья, трубки. 2. Щипковые: варган, музыкальная шкатулка. 3. Фрикционные: стеклянная гармоника, терка. Большинство перечисленных групп допускают дальнейшее деление: например, тарелки могут быть с ободом или без него, трещотки могут изготовляться из металла, дерева или кости и различаться по форме и количеству ударяемых друг о друга частей.

    Аэрофоны, или духовые инструменты, классифицируются в соответствии с тем, каким способом возбуждаются колебания воздушного столба. 1. Флейтообразные инструменты, в них направляемая исполнителем воздушная струя рассекается об острый край стенки ствола; они могут быть шаровидными, подобно окарине, но обычно имеют форму трубки. Трубчатые флейты делятся на свистковые, в которых воздушная струя направляется на острый край; продольные (в том числе открытые, свистковые и многоствольные), которые держат вертикально, и поперечные, которые держат горизонтально и вдувают воздух в отверстие вблизи одного конца трубки. 2. Медные духовые инструменты, при игре на которых вибрация напряженных губ исполнителя усиливается, а возникающий звук преобразуется в трубке разного размера и формы, условно можно разделить на две, не всегда четко различимые группы: а) валторны и другие инструменты, происходящие от рога, у которых закругленная трубка обычно короче и шире, с коническим каналом: б) трубы, которые обычно длиннее и прямее, с более узким каналом. 3. Язычковые инструменты, в которых струя воздуха вызывает колебания маленькой пластинки из тростника или металла, распадаются на три вида: одинарные бьющие язычки (трости), как в кларнете или саксофоне, где трость располагается внутри мундштука; двойные бьющие язычки в гобое и фаготе, где насаженные на узкую металлическую трубку язычки, вибрируя, ударяются друг о друга; свободно проскакивающие язычки, как в китайском шэне или фисгармонии, где одинарный язычок движется вперед и назад внутри точно соответствующего ему проема, подобно открывающейся дверце. Есть инструменты, например орган и волынка, где сочетаются несколько указанных принципов. В других инструментах (например, в варгане или гуделке), используется один из перечисленных типов звукоизвлечения, но источником звука служат колебания воздуха вне корпуса инструмента.

    Мембранофоны, или перепончатые, куда входят главным образом барабаны, классифицируются по нескольким принципам. Основным является деление по форме резонатора, который продлевает и усиливает звук вибрирующей мембраны. 1. Барабаны могут иметь одну или две стороны (мембраны). Односторонние варианты могут быть кубкообразными (подобно арабской дарбуке); стоящими на земле; чашеобразными, с ручками. Двухсторонние барабаны бывают цилиндрическими, как больший и малый барабаны, а также коническими, бочкообразными или в форме песочных часов. 2. Литавры снабжены одной мембраной, натянутой на полусферический или яйцеобразный корпус. 3. Бубны имеют одну или две мембраны, натянутые на узкую раму, обычно в виде обода, их держат в руке или за специальную ручку (например, шаманский бубен). К раме часто прикрепляются колокольчики.

    Хордофоны. На этих струнных инструментах звук извлекается щипком (пальцами или плектром), ударом молоточков или смычком. Играют на большинстве из них непосредственно руками или определенным предметом, который держат в руках, а некоторыми управляют с помощью клавиатуры. Различают четыре основных типа хордофонов по виду резонаторов и способу крепления струн. 1. Цитры имеют корпус с набором натянутых над ним струн; у них нет шейки или перекладины. Резонатором служит сам корпус, или же резонатор крепится к нему. Некоторые из подвида цитр, например псалтерий, защипываются, на других, например, на цимбалах, играют молоточками или палочками. Фортепиано и клавикорды представляют собой снабженные клавиатурой (клавишные) цимбалы, клавесины - клавишный псалтерий. 2. Лютни включают все многочисленные щипковые и смычковые инструменты, имеющие корпус с шейкой. Шейка служит рукояткой и средством натяжения струн поверх корпуса. Почти на всех лютнях можно играть щипком. На некоторых из них, например гитарах, мандолинах и других подобных им инструментах, иначе и не играют; на других, включая фидели, виолы и скрипки, а также многочисленные смычковые инструменты, применяемые восточными и другими неевропейскими народами, звук обычно извлекается смычком, но иногда и щипком. Большая часть примитивных и восточных лютен имеет сравнительно маленький корпус с длинной шейкой; все западные и часть восточных лютен имеют короткую шейку и большой корпус. Некоторые лютни, например виоль д'амур, имеют "симпатические" (резонирующие) струны, усиливающие звук, извлекаемый на других, обычных струнах с помощью смычка или щипком. 3. Лиры имеют корпус, от которого отходят две стойки, образуя форму хомута. Струны натянуты от корпуса к перекладине, соединяющей концы стоек. На лирах играют щипком или с помощью смычка. 4. Арфы отличаются тем, что их струны прикреплены к корпусу под прямым углом, идя от него к шейке, которая представляет собой либо изогнутое продолжение корпуса, как в дугообразной арфе, либо отдельную часть инструмента, прикрепленную под углом к корпусу, как в угловой арфе. Большинство арф имеет много струн, которые защипываются пальцами. Современные арфы снабжены также педальным механизмом для изменения высоты звучащих струн.

    Электрофоны (электромузыкальные инструменты и электронные синтезаторы). Это инструменты, в которых электрический ток или усиливает извлекаемый механическим способом звук, как в электрогитаре (адаптерные инструменты), или используется для воспроизведения звука, его изменения и усиления, как в органе Хаммонда (терменвокс, волны Мартено, электроорган и др.).

    ЛИТЕРАТУРА

    Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. М., 1983

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    музыка́льные инструме́нты

    инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов — магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам. См. Духовые музыкальные инструменты, Клавишные музыкальные инструменты, Металлофоны, Струнные музыкальные инструменты, Ударные музыкальные инструменты, Электрофоны.

    * * *

    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

    МУЗЫКА́ЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕ́НТЫ, инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный(см. ЗВУК (в музыке))). Древнейшие функции музыкальных инструментов — магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам. См. Духовые музыкальные инструменты(см. ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ), Клавишные музыкальные инструменты(см. КЛАВИШНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ), Металлофоны(см. МЕТАЛЛОФОНЫ), Струнные музыкальные инструменты(см. СТРУННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ), Ударные музыкальные инструменты(см. УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ), Электромузыкальные инструменты(см. ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка охотников, поддужные колокольца, свисток), или манки, имитирующие пение птиц и крик животных, употребляемые при охоте, а также инструменты, служащие спец. сигнальным целям, при известных условиях могут использоваться и как М. и. Существуют также М. и. прикладного назначения, применяемые в ритуальных целях (шаманский бубен, буддийские гхан-дан и бурэ, нивхский частйгре); иногда они используются для сопровождения нар. танцев (эст. краатспилль, латыш, тридекснис, чагана, эглите). Сюда можно отнести приспособления, с помощью к-рых в симф. (оперном) оркестре воспроизводят раскаты грома, завывания ветра, щёлканье бича и т.п. Нек-рые из инструментов прикладного назначения и сигнальные могут выполнять и муз. художеств. функции, напр. церковные колокола со свободно подвешенным языком (см. также Карийон). К М. и. причисляются и литов. тошаля или латыш. берзстаасе, сделанные из берестяной пластинки, марийский эфи из листа сирени, укр. луска из рогового отщепа и др.; с помощью подобных инструментов нар. музыканты искусно насвистывают достаточно сложные мелодии, обильно оснащая их разл. пассажами и мелизмами.

    Каждый М. и. обладает присущим ему тембром (характером, окраской) звучания, специфич. динамическими возможностями и определённым диапазоном звуков. Качество звучания М. и. зависит от материалов, применяемых для изготовления инструмента, приданной им формы (т.е. всех размерных данных деталей, узлов) и может быть изменено с помощью дополнит. приспособлений (напр., сурдины), разл. приёмов звукоизвлечения (напр., пиццикато, флажолет и т.п.).

    М. и. условно принято делить на народные и профессиональные. Первые изготовляются в народе и используются в быту и муз.-художеств. исполнительстве. Одни и те же инструменты могут принадлежать как одному, так и разным народам, связанным между собой этнич. родством или длит. историко-культурными контактами. Так, только на Украине бытует бандура, а в Грузии - пандури и чонгури. С др. стороны, вост. славяне - русские, украинцы, белорусы - имели в прошлом и частично употребляют ныне общие инструменты - гусли, сопель (сопилка, дудка), жалейку (рожок), волынку (дуду), колёсную лиру, в Азербайджане и Армении - саз, тар, кеманчу, зурну, дудук; в Узбекистане и Таджикистане почти все инструменты одинаковы. Проф. инструменты в подавляющем большинстве созданы в результате усовершенствования и видоизменения нар. инструментов. Так, напр., в далёком прошлом исключительно нар. инструментом была скрипка, из простейшей народной возникла совр. флейта, из примитивного шалюмо - кларнет и т.д. К профессиональным обычно относят М. и., входящие в состав симф. (оперного), духового и эстр. оркестров, а также духовые и струн. клавишные (орган, фп., в прошлом - клавесин, клавикорд). В ряде стран (Индия, Иран, Турция, Китай и др.) играют почти исключительно на народных М. и., и исполнительское иск-во на таких инструментах являет в этих странах образцы высокого профессионализма. Тем не менее в условиях европ. муз. культуры оркестровые и особенно клавишные М. и., генетически прямо не связанные с народными, правомерно относят к разряду проф. М. и.; их конструкция, технико-исполнительские и художественно-выразит. возможности доведены до совершенства.

    Возникновение М. и. относится к глубокой древности. Нек-рые из них, напр. рога и примитивные флейты из кости, археологи находят при раскопках поселений человека эпохи палеолита. В памятниках неолитич. эпохи встречаются односторонние барабаны, духовые язычковые (типа шалмея или шалюмо), первобытные ксилофоны и флейты с игровыми отверстиями. Позднее других появились струн. М. и. - простейшие арфы, лютневидные и танбуровидные, но и они были известны нек-рым народам задолго до н. э. Существуют разл. гипотезы происхождения М. и. Предполагается, что первоначально это были сигнальные орудия и что они в той или иной мере были связаны с трудовыми процессами первобытного человека. Однако, как свидетельствуют археологич. материалы, уже на ранней стадии развития человеческого общества существовали инструменты, выполнявшие чисто муз.-эстетич. функцию: флейты с игровыми отверстиями, позволяющие извлекать звуки разной высоты точно зафиксированного звукоряда (что указывает на зарождение осмысленной муз. системы), струн. инструменты, пригодные лишь для исполнения музыки, разл. типы кастаньет, сопровождающие одиночные и групповые пляски, и т.д. С помощью передувания для муз. исполнительства могли использоваться сигнальные трубы и рога.

    Эволюция М. и., обогащение инструментария шли в непосредств. связи с общим развитием человечества, его культуры, муз., исполнит. иск-ва и техники произ-ва. При этом одни М. и., благодаря особенности их конструкции, дошли до нас в первоначальном виде (напр., узб. каменные кастаньеты - кайрак), другие - подвергались усовершенствованию, нек-рые М. и., переставшие отвечать новым социально-общественным и эстетич. потребностям, выходили из употребления и на смену им приходили новые. Количество и разнообразие М. и. всё более увеличивалось. Муз. иск-во, развиваясь, требовало соответствующих средств выражения, а более совершенные М. и., в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию муз. творчества и исполнит. иск-ва. Однако не всегда степень многообразия и технич. состояния М. и. может служить мерилом уровня муз. культуры. Нек-рые народы, отдавая предпочтение вок. музыке, создавали М. и. в ограниченном количестве и применяли их гл. обр. в качестве аккомпанирующих хор. пению. Таковы, напр., груз. чонгури и пандури или единственные, в сущности, курай у башкиров и хомыс у якутов. В то же время иск-во игры на курае и хомысе, исполняемая на них музыка достигли у этих народов большого совершенства.

    Наиболее отчётливо связь М. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области проф. музыки (в нар. музыке эти процессы протекают значительно медленнее, и М. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. фидели (виелы) с их грубоватым звуком были заменены нежно звучащими, матового тембра, "аристократическими" виолами. В 17-18 вв. в связи с развитием гомофонно-гармонич. стиля и появлением музыки, требующей динамически разнообразного исполнения, на смену виолам пришла скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком и возможностями для виртуозной игры. Одноврем. с виолами вышла из употребления мягкая, но "безжизненная" по звучанию продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестали применяться европ. лютня и её разновидности - теорба и китаррон (архилютня), а в домашнем музицировании лютню заменили виуэла, затем - гитара. К кон. 18 в. клавесин был вытеснен новым М. и. - фортепьяно.

    Проф. М. и., в виду сложности их конструкции, больше народных зависят в своём развитии от состояния точных наук и техники производства - наличия муз. фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями и квалифицированными специалистами по изготовлению инструментов. Исключение составляют лишь инструменты скрипич. семейства, требующие индивидуального изготовления. Скрипки, виолончели, контрабасы, усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешианскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. (Г. да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Гварнери дель Джезу и др.), остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие проф. М. и. происходило в 18-19 вв. Создание Т. Бёмом новой конструкции флейты с клапанной системой (первая модель появилась в 1832) расширило творческие возможности композиторов, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию лроизвело появление в начале 19 в. вентильной механики у медных духовых инструментов. Благодаря этому они превратились из т.н. натуральных М. и. (с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными возможностями) в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистич. изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточково-го фортепьяно, заменившего клавесин и клавикорд. С изобретением электричества и радио стало возможным конструирование электро- музыкальных инструментов.

    В меньшей степени (благодаря индивидуальной выделке) зависят от уровня техники нар. М. и. Однако и здесь без достаточно развитого кустарного и фабрично-заводского производства невозможно массовое внедрение гармоник, усовершенствованных "андреевских" балалаек и домр (Россия), тамбурашских инструментов (Чехословакия и Югославия), тарогаты (Венгрия и Румыния) и т.д. Развитие нар. М. и. находится в прямой зависимости от социальных условий жизни общества. В СССР благодаря развитию нац. иск-ва, а также общему подъёму экономики и культуры широких нар. масс в республиках и автономных областях стали создаваться многочисл. инстр. коллективы, развернулись работы по возрождению, реконструкции и усовершенствованию нар. М. и., конструированию их семейств для ансамблевого и оркестрового исполнительства, к-рого ранее не знали мн. народы. Твёрдо закрепились не только в проф. и самодеят. сольном и коллективном исполнительстве, но и в нар. муз. быту такие М. и. усовершенствованной системы, как бандура на Украине, цимбалы в Белоруссии, канклес и бирбине в Литве, каннели разного вида в Эстонии, дутар, кашгарский рубаб и чанг в Узбекистане, домбра в Казахстане и т.д.

    В связи с расширением репертуара самодеят. и проф. ансамблей и оркестров нар. инструментов, включением в него муз. классики и произв. совр. композиторов (в т.ч. крупных форм), а также благодаря общему подъёму музыкальной культуры народов СССР исполнители, ансамбли и оркестры нар. инструментов стали применять массовые и проф. М. и. - гитару, баян, аккордеон, скрипку, кларнет, а в отд. случаях - флейту, трубу и тромбон.

    Типологич. многообразие существующих в мире М. и. огромно. Систематизируя М. и., их объединяют в группы по к.-л. характерным признакам. Древнейшими системами классификации считают индийскую и китайскую; первая классифицирует М. и. по способу возбуждения звука, вторая - по виду материала, из к-рого сделан инструмент. Обычно принято делить М. и. на 3 группы: духовые, струнные и ударные. Группы, в свою очередь, подразделяются на подгруппы: духовые - на деревянные и медные, а струнные - на щипковые и смычковые. Источником звука духовых инструментов служит столб воздуха, заключённый в канале ствола, струнных - натянутая струна; группу ударных составляют инструменты, на которых звук извлекается ударом. К проф. дух. деревянным инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, фагот и их разновидности (флейта пикколо, английский рожок, баскларнет, контрафагот), а также семейство саксофонов и сарюсофонов. Несмотря на то, что нек-рые инструменты (совр. флейта и флейта пикколо, саксофоны, сарюсофоны) делаются из металла, а другие (кларнет, гобой) иногда из пластмассы, по способу извлечения звука и общей музыкальной характеристике они полностью соответствуют деревянным духовым. Среди народных инструментов этой подгруппы - узбекско-тадж. най, карельские лиру и лудду, латыш. ганурагс, бурят. бишкур. В подгруппу медных духовых (их наз. также амбушюрными или мундштучными) входят труба, валторна, тромбон, туба, инструменты дух. оркестра (бюгелгорны и флюгельгорны), из нар. - узбекско-тадж. карнай, укр. (гуцульская) трембита, молд. бучум, эст. сарв, рус. владимирские рожки. Хотя почти все они деревянные, по способу извлечения звука и его характеру они мало чем отличаются от медных духовых. Подгруппу струнных щипковых составляют арфа, гитара, мандолина, казах. домбра, туркм. дутар, рус. гусли и такого же типа эст. каннель, латыш. кокле, литов. канклес, карельское кантеле. К смычковым относятся скрипка и её семейство (альт, виолончель, контрабас), азерб. кеманча, кирг. кыяк, тувинский бызанчи, марийский ковыж. Группу ударных составляют многочисл. и разнообразные М. и. с кожаной мембраной (литавры, барабаны, бубны) или сделанные из материала, к-рый сам способен звучать (тарелки, гонг, треугольник, ксилофон, кастаньеты и др.). Клавишными наз. клавесин, фортепьяно (рояль, пианино), орган, фисгармония и др.

    В науч. инструментоведческой лит-ре пользуются более сложными, но и более точными системами классификации (см. подробнее в ст. Инструментоведение), позволяющими полнее и всесторонне раскрывать сущность каждого вида М. и. Наибольшей известностью пользуется система, основа к-рой была заложена Ф. Гевартом ("Nouveau traitй d'instrumentation", P. - Brux., 1885) и развита затем В. Маийоном ("Catalogue dйscriptif et analytique du Musйe instrumentale du Conservatoire royal de musique de Bruxelles", v. 1-5, Gand 1893-1922). Определяющими признаками классификации в системе являются источник звука и способ его извлечения; дальнейшая градация М. и. производится в соответствии с особенностями их конструкции. Осн. принципы классификации Геварта и Маийона, в значит. степени принятые и скрупулёзно разработанные впоследствии Э. Хорнбостелем и К. Заксом ("Systematik der Musikinstrumente", "Zeitschrift fьr Ethnologie", 1914, (Jahrg.) 46), чаще всего используются и в сов. инструментоведении (без излишнего дробления инструментов на виды и разновидности). По принятой в СССР системе М. и. делятся по источнику звука на 4 группы: духовые (аэрофоны), струнные (хордофоны), мембранные (мембранофоны) и самозвучащие (идиофоны или автофоны). Источником звука мембранных служит натянутая кожа или пузырь животного, самозвучащих - внутренне напряжённый материал, из к-рого сделан инструмент или его звучащая деталь. По способу извлечения звука духовые делятся на флейтовые, язычковые, мундштучные и флейтово-язычковые клавишные. К флейтовым относятся все разновидности флейт: окариновидные, продольные (инструмент держат в продольном положении) и поперечные (инструмент держат в поперечном положении). Окариновидные - это все виды сосудообразных свистулек и окарины; продольные подразделяются на открытые, у к-рых открыты оба конца ствола (башк. курай, туркм. тюйдук, адыгейский камыль, абх. апхерца), свистковые (блокфлёте, белорус. дудка, рус. сопель, даг. кшул, алтайский шогур), многоствольные типа флейты Пана (груз. ларчеми или соинари, молд. най, укр. свыриль, куим-чипсан народа коми); среди поперечных наиболее известны совр. проф. флейты, узб.-тадж. най, тувинская лемби, бурят. лимба. Язычковые разделяются на инструменты со свободным язычком (марийский лышташ из листа черёмухи, аджарская сапрацуна из орехового листа, укр. луска из рогового отщена, латыш. бэрзстаасе в виде берестяной пластинки), с одинарным бьющимся язычком (кларнет, саксофон, рус. жалейка, волынка или дуда, эст. роопилль, литов. бирбине), с двойным бьющимся язычком (гобой, фагот, сарюсофон, азерб. и арм. дудук и зурна, узб.-тадж. сурнай, бурят. бишкур), с проскакивающим язычком (все виды гармоник и фисгармония; эти инструменты в сущности являются самозвучащими, т. к. у них звучит сам язычок, но по традиции их относят к духовым). Мундштучные состоят из инструментов, у к-рых возбудителем колебаний столба воздуха служат губы исполнителя, приложенные к устью (мундштуку) ствола и соответственно напряжённые (проф. медные инструменты, народные - рога, рожки и трубы). К флейтово-язычковым клавишным относятся разл. конструкции оргбны.

    Группа струнных состоит из щипковых, смычковых и ударных инструментов. На первых звук извлекается защипыванием струны пером, пальцем, плектром (спинет, клавесин, арфа, гитара, балалайка, казах. домбра, мандолина); на смычковых - либо смычком (инструменты скрипичного семейства, арм. кямани, груз. чунири, осетинский киссын-фандыр, кирг. кыяк, казах. кобыз), либо фрикционным колесом (колёсные лиры), а на ударных - ударом по струне молоточком или палочками (клавикорд, фп., цимбалы, арм. и груз. сантур или сантури).

    Мембранную группу составляют инструменты с туго натянутой перепонкой, по к-рой ударяют рукой, колотушкой или извлекают звук фрикционным способом (бубен, литавры, барабаны, укр. бугай и молд. бухай). К мембранным причисляются также мирлитоны - инструменты с мембраной, к-рая усиливает и окрашивает в особый тембр голос певца (укр. очеретына, чуваш. турана каланы, обёрнутый папиросной бумагой обычный гребешок для расчёсывания волос). Многочисл. группа самозвучащих инструментов подразделяется на щипковые (варган во всех его модификациях), ударные (ксилофон, металлофон, челеста, гонг, тарелки, треугольник, орк. колокола, литов. джингулис, кабардино-балкарский и адыгейский пхачич), фрикционные (эст. краатспилль и пингипилль, абх. акунджьапхьарца, даг. чанг-чугур).

    Особые группы составляют механические и электрофонические инструменты. На механических игра производится с помощью заводного или электрического механизма, вращения вала рукой, электрофонические подразделяются на адаптированные (обычные инструменты, снабжённые приспособлением для усиления звука) и электронные, источником звука к-рых являются электрические колебания (см. Электромузыкальные инструменты).

    Литература: Фаминцын А. С., Гусли - русский народный музыкальный инструмент, СПБ, 1890; его же, Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Привалов Н. И., Танбуровидные музыкальные инструменты русского народа, "Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний", 1905, вып. 4-6, 1906, вып. 2; его же, Музыкальные духовые инструменты русского народа, вып. 1-2, СПБ, 1907-08; Mаслов A., Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее в Москве, в сб.: Труды музыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. 2, М., 1911; Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, вып. 2, М.-Л., 1928; Привалау Н., Народныя музычныя инструменты Беларусi в кн.: Институт беларусае культуры. Зaпicкi аддзелу гуманiтарных навук, кн. 4. Працы катэдры этнографii, т. 1, Менск, 1928; Успенский В., Беляев В., Туркменская музыка..., М., 1928; Хоткевич Р., Музичнi iнструменти украпньского народу, Харкiв, 1930; Закс К., Современные музыкальные оркестровые инструменты, пер. с нем., М.-Л., 1932; Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сб.: Искусство азербайджанского народа, М.-Л., 1938; Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1936; Аракишвили Д., Описание и обмер народных музыкальных инструментов, Тб., 1940 (на груз. яз.); Агажанов A., Русские народные музыкальные инструменты, М.-Л., 1949; Рогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 1-4, М., 1953-56; его же, Беседы об оркестре, М., 1961; Лисенко М. В., Народнi музичнi iнструменти на Украпнi, Kипв, 1955; Гизатов Б., Казахский государственный оркестр народных инструментов им. Курмангазы, A.-A., 1957; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Pр., 1958; Жинович И., Государственный белорусский народный оркестр, Минск, 1958; Hикифoрв П. Н., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; (Раliulis S.), Lietuviu liaudies instrumentine muzika, Vilnius, 1959; Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Модр A., Музыкальные инструменты, пер. с чеш., М., 1959; Нюрнберг Н., Симфонический оркестр и его инструменты, Л.-М., 1959; Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; его же, Музыкальные инструменты народов Сибири, в кн.: Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР, т. 18, М., 1968; Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962; Соколов В. Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975; Pараев А. М., Алтайские народные музыкальные инструменты, Горно-Алтайск, 1963; Эйхгорн A., Музыкально-этнографические материалы (пер. с нем. под ред. В. М. Беляева), Таш., 1963 (Музыкальная фольклористика в Узбекистане); Аксенов А. Н.,. Тувинская народная музыка. Материалы и исследования, М., 1964; Беров Л. С., Молдавские народные музыкальные инструменты, Киш., 1964; Смирнов Б., Искусство владимирских рожечников, М., 1965; его же, Монгольская народная музыка, М., 1971; Tритуз M. Л., Музыкальная культура Калмыцкой АССР, М., 1965; Гуменюк A., Украпньскi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967; Mирек A., Из истории аккордеона и баяна, М., 1967; Xашба И. М., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967; Левин С. Я., О музыкальных инструментах адыгейского народа, в сб.: Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, т. 7, Майкоп, 1968; его же, Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973; Pичугин П., Народная музыка Аргентины. М., 1971; Mahillоn V. Сh., Catalogue dйscriptif et analitique du Musйe instrumental du Conservatoire royal de musique de Bruxelles, v. 1-5, Gand, 1893-1922; Saсhs C., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Nachdruck, Hildesheim, 1962 (англ. изд., N. Y., (1964)); его же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930, Nachdruck, (Lpz., 1966); его же, Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1928, Nachdruck, Hilvcrsum, 1965; его же, The History of Museal instruments, N. Y., (1940); Вaines A., Woodwind instruments and their history, N. Y., (1963); Bachmann W., Die Anfдnge des Streichinstrumentenspiels, Lpz., 1964; Buchner A., Musikinstrumente der Vцlker, Prag, 1968; его же, Vom Glockenspiel zum Pianola, (Prag, 1959); Studia instrumentorum musicae popularis, Stockh., 1969. См. также лит. при ст. Инструментовка.К. А. Вертков, С. Я. Левин.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.

    Библия свидетельствует о развитой, сложной музыке, как инструментальной, так и вокальной, поэтому, несомненно, оба эти вида музыки в первонач. форме восходят к пению, часто связанному с танцами - мужскими и женскими, преимущ. хороводными (см. Танец, пляски, хоровод, ликование). Для поддержания ритма пение и танец часто сопровождались хлопаньем в ладоши, о чем свидет-вуют древние рисунки. Поэтому первыми появились ударные, т.е. поддерживающие ритм, М.И. Позже появились струнные М.И., в т.ч. смычковые, а также духовые. Об оркестровой регулярно исполняемой инструментальной музыке в Библии упоминается редко; инструменты были призваны гл. обр. создавать соотв. эмоцион. настрой у поющих, а также сопровождать пение. Кр. того, существовали спец. сигнальные инструменты. При археол. раскопках были найдены остатки нек-рых М.И., именуемых в Библии "музыкальными орудиями" (1Пар 16:42; 2Пар 30:21; Неем 12:36; Еккл 2:8; Пс 67:26; Ис 22:24; Ам 6:5). Значит. больше материала предоставляют древние рисунки и рельефы. Однако не обо всех инструментах, упоминаемых в Библии, исследователи имеют сегодня четкое представление. Не много известно также и о том, каким был звуковой ряд в Древнем Израиле. Вопрос о гамме, впрочем, задается только в отношении струнных М.И.; по-видимому, первонач. использовалась одна из разновидностей пентатоники (как и в Междуречье, Сирии, Финикии и других центрах древнейших семит. цивилизаций), впоследствии же распространились диатонические лады, напоминающие древнегреч., и, возм., им предшествовавшие (влияние др.-евр.-финик. культуры на др.-греч. отражено в предании о финикийце Кадме, давшем грекам алфавит).

    II.

    В качестве УДАРНЫХ М.И. в Библии упоминаются след.:

    1) тимпан, т.е. бубен, или ручной барабан (евр. тоф), разновидность тамбурина, к-рый представлял собой деревянную или металлич. раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1Цар 18:6), использовали его гл. обр. во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; 24:8; Иер 31:4), реже - храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; 149:3; 150:4; ср. 1Цар 10:5; 2Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на к-рых играли только мужчины;

    2) кимвалы (цимбалы), или тарелки (евр. цильцелим, "звенящие"; греч. кюмбалон, "кимвал", 1Кор 13:1). Обычно это были два медных тарелкообразных диска диам. от 8 до 20 см, к-рыми, держа их в вертик. или горизонт. положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2Цар 6:5; 1Пар 15:16,19; 25:1; 2Пар 5:12; Пс 150:5);

    3) систры (евр. менааним, "потрясаемые") - инструмент, заимствов. у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой дерев. или металлич. раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлич. колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из дерев. рамы с подвеш. к ней металлич. стержнями, на к-рые нанизывали небольшие металлич. диски;

    4) в 1Цар 18:6 упоминается инструмент (евр. шалишим, "тройные", или "треугольные"; в Синод. пер. - "кимвалы"), представлявшие собой, вероятно, некую разновидность "триангела" (музык. "треугольника"); возм., однако, что речь идет о лютне;

    5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух дерев. палочек, к-рыми ударяли друг о друга.

    III.

    Из СТРУННЫХ М.И. в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же М.И. - лиры. (Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соотв. др.-евр. терминов и видно на древних изображениях, см. 1Цар 16:16.) Лютня не упоминается в ВЗ, возм., за искл. 1Цар 18:6 (евр. шалишим, см. выше - II,4; в Синод. пер. - "кимвалы"). Струнные М.И. делали из кипарисового или сандалового дерева (3Цар 10:12: др.-евр. альмугим, "сандал"; в Синод. пер. - "красное дерево"); струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок. Исследователи предполагают, что под упомянутыми М.И. подразумеваются след.:

    1) арфа, или цитра (евр. киннор; греч. китара, "кифара"; в Синод. пер. - "гусли", "арфа" или "цитра"), имела поперечную дугу, на к-рую натягивали струны - парал. или перепендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет); похожие инструменты известны и по ассир. источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1Цар 16:23; в Синод. пер. - "гусли"); уведенные в вавил. плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в Синод. пер. - "арфы"). На кинноре часто играли в дороге (ср. 1Цар 10:5, в Синод. пер. - "гусли"; 2Цар 6:5, в Синод. пер. - "цитры"). Этот инструмент широко использовался;2) псалтирь (евр. нэвель) применялась гл. обр. во время богослужения (1Пар 15:16,28; 2Пар 5:12; Пс 32:2; 150:3); в светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократич. кругах (Ам 6:5, в Синод. пер. - "гусли"). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у к-рого дуга расположена косо. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами: была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Изображение псалтири можно увидеть на ассир. рельефе: ее держит в руках иуд. пленник из города Лахиша. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого М.И.

    IV.

    Среди ДУХОВЫХ М.И. различаются собств. музык. и сигнальные.

    А. СОБСТВЕННО МУЗЫКАЛЬНЫЕ духовые инструменты включают, как минимум, три разновидности флейты:

    1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта (арам. машрокита; в Синод. пер. - "свирель"): очевидно, имеется в виду т.наз. "флейта Пана", широко распростр. пастуший М.И.;

    2) наиб. часто в Библии упоминается флейта, др.-евр. угав (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31 - в Синод. пер. - "свирель"; Пс 150:4 - в Синод. пер. - "орган"). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в к-рое музыкант дует без посредства дульца. Этот М.И. был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом музык. звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, к-рые играющий открывал или закрывал пальцами;

    3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль (др-евр. "полый") - разновидность гобоя, известную из егип. живописи; существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36; в Синод. пер. - "свирель"). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одноврем. исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнит. трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент - на другой.

    Б. СИГНАЛЬНЫЕ духовые инструменты:

    1) рог, или рожок (евр. керен и шофар), представлял собой изогнутый рог животного (обычно бараний). Он издавал однородные звуки. В рог трубили на войне (Суд 3:27; 1Цар 13:3; 2Цар 2:28; в Синод. пер. - "труба"), его использовала стража, предупреждая об опасности (Иер 6:1,17). В рог трубили и в торжеств. случаях, напр. при восшествии на трон нового царя (3Цар 1:34,41) или при объявлении о наступлении юбилейного года (см. Юбилейный год) (Лев 25:9);

    2) собств. труба (евр. хацоцра) - металлич. инструмент примерно в локоть длиной (ок. 50 см.), лишенный клапана. Моисей получил от Бога указание изготовить две серебряные трубы, в к-рые должны были трубить священники на войне (Чис 31:6), во время праздников (ср. 1Пар 15:24; Неем 12:35,41) и в новомесячия. Соломон умножил число труб до ста двадцати (2Пар 5:12).

  11. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: