Словарь Брокгауза и Ефрона

    В обширном смысле это название придается расе, населяющей многочисленные о-ва от Никобарских и Суматры на З. до о-вов Пасхи на В. и от Сандвичевых (или Гавайских) на С. до Новой Зеландии на Ю., а также распространенной на южном конце Индокитайского полуо-ва (Малакке), на о-ве Формозе и на Мадагаскаре. Все эти племена по своему физическому типу отличаются от рас белой, монгольской, американской и черной; с другой стороны, все они связываются между собой языками, которые при всем своем разнообразии относятся к одному типу, отличному от типа языков остальной Азии, Австралии, Америки. Впрочем, тип и язык не вполне совпадают между собою в применении к этой расе. По отношению к языку к М. причисляют и меланезийцев, населяющих о-ва, ближайшие к Австралии, от Новой Гвинеи до Новой Каледонии и Фиджи, тогда как в физическом отношении меланезийцы имеют многие признаки темнокожей расы и приближаются скорее к австралийцам и к азиатским (филиппинским, андаманским и т. д.) негритосам. В западной области распространения малайских племен встречается вообще много следов темнокожей негрообразной расы, составлявшей, по-видимому, древнейшее население, которое было впоследствии отчасти истреблено, отчасти отодвинуто в глубь больших о-вов, отчасти, наконец, подверглось смешению с новыми пришельцами, говорившими по-малайски и вышедшими, как полагают, из Восточной Азии. Эти новые племена заняли обширный Малайский архипелаг, Филиппины, Формозу, участвовали, может быть, и в образовании населения Японии и распространились по всем островам Тихого океана, или так наз. Полинезии. Население Полинезийских островов отличается, однако, от М. в тесном смысле как в физическом отношении (большим ростом, большей волосатостью, чертами лица и т. д.), так и по языкам (см. Малайские языки) и культуре; последняя до прибытия европейцев находилась в стадии так наз. каменного века. Из этого следует заключить, что отделение полинезийцев от других М. последовало еще в ту эпоху, когда язык и культура малайской расы стояли на низшей ступени развития — приблизительно, как думает Фр. Мюллер, за тысячу лет до нашей эры. Собственно М., или М. в тесном смысле, подверглись, по-видимому, смешению с племенами монгольской расы, а отчасти, может быть, с дравидами и индусами; некоторые, по крайней мере, их племена испытали на себе влияние индийской культуры, брахманизма, затем буддизма и, наконец, с XV в. — арабов и ислама. Все это значительно обособило собственно М. от других подразделений той же расы, как в антропологическом, так и в лингвистическом и культурном отношении. Главной областью распространения собственно М. следует считать о-ва Яву, Суматру, Борнео, Целебес, Малые Зондские, Филиппинские и Никобарские, затем полуо-в Малакку, бывший, как полагают, древнейшей родиной М., но снова колонизованный ими уже впоследствии; отсюда они вывели новые колонии на берега Малайского архипелага, Цейлона, Маледивских островов, даже Капской области. Особую ветвь составляют мадагассы, т. е. малайские насельники острова Мадагаскара, отчасти смешавшиеся с негроидным населением этого острова, сакалавами, но являющиеся господствующими там (племя гова). Распределенные по разным более или менее обособленным о-вам и заключая в себе ряд племен, стоящих на различных ступенях культурного развития, М. трудно поддаются общей характеристике. Вообще можно сказать, что племена М. отличаются средним, даже ниже среднего ростом, смуглым, грязно-желтоватым, иногда даже светло-коричневым цветом кожи, прямыми, гладкими черными волосами и слабой растительностью на лице и теле. Сложение не особенно сильное, иногда даже слабоватое; кисти и ступни небольшие; голова широкая и короткая (брахицефалы), лицо плосковатое, с невысоким лбом, довольно широкими скулами, небольшим, иногда широким и несколько приплюснутым носом, узковатыми глазами монгольского типа и нередко с несколько выступающими челюстями (прогнатное). Весьма распространен обычай искусственно чернить и подпиливать зубы или украшать их, вставляя кусочки металла и т. п.; встречается также местами искусственное деформирование головы. Характер М. вообще замкнутый, скрытный; это народ сравнительно тихий, молчаливый, наклонный к пассивному подчинению, обходительный, довольно добродушный, но способный иногда и к страстному возбуждению, кровавой мести, крайней жестокости. Смелость их доказывается, между прочим, их морскими похождениями; несмотря на несовершенства их судов, они — искусные моряки, рыбаки, торговцы и пираты. Они искусны также в обделке дерева, металлов, кожи, в приготовлении холодного орудия, золотых украшений, тканей для собственного употребления и т. д. В качестве домашних животных М. пользовались с древних времен собаками, свиньями, курами, буйволами, а теперь разводят также рогатый скот, лошадей, коз. Земледелие распространено, местами даже стоит довольно высоко; разводят рис, саго, кукурузу, бананы, картофель, табак, сахарный тростник и т. д. Главная пища — вареный рис, саго, рыба, разные плоды, реже — мясо. Спиртные напитки мало распространены; возбуждающими средствами служат бетель, табак и опиум. Одежда у разных племен различна; менее культурные довольствуются поясами из коры и юбками из растительных волокон; более цивилизованные носят род узкой юбки (у женщин — до ступней), короткие панталоны, куртки, шарфы, сандалии, платки (в роде чалмы) на голове. Волосы завязываются в пучок на затылке или спускаются свободно на спине. Оружием у некультурных племен служат лук, стрелы, местами духовая трубка с ядовитыми стрелами, нож, реже — копье; у более культурных — крис (см.), также ружье. Употребляются местами еще деревянные или плетеные щиты и плетеные, а иногда и металлические панцири и шлемы. Типичными жилищами являются постройки на сваях, местами в воде, близ берега, часто и на суше, по-видимому — в целях большей безопасности от сырости, животных, врагов, иногда до высоты нескольких сажен над землей (см. Даяки). В более культурных областях этот способ постройки уже давно исчез; деревни обыкновенно расположены на возвышенностях, среди пальм, и нередко окружены высоким бамбуковым палисадником. Главным материалом для построек служит бамбук, реже доски или камень. Обстановка жилья скудная и состоит из циновок, разной утвари из бамбука, глиняной и металлической посуды и т. д. В отношении религиозного и общественного быта имеется много различий по племенам в связи с степенью культуры и испытанными влияниями. Яванцы, напр., исповедуют ислам, но сохраняют вместе с тем и разные пережитки, с одной стороны, индийского, с другой — первобытного культа. У других племен господствует еще культ предков, почитание крокодила и других животных; распространено также верование в злых духов и разные формы колдовства или примитивного шаманства. Кое-где, напр. у баттаков, встречается еще людоедство, у других, особенно у даяков, — охота за человеческими головами. Наступление половой зрелости соединяется обыкновенно с разными обрядами и деформациями (напр. татуировкой, подпиливанием зубов и т. д.). Брак характеризуется у большинства племен экзогамией и полигамией, у более культурных — известным денежным обязательством (калымом). У некоторых племен сохранилось еще так назыв. материнство, т. е. дети принадлежат матери (ее племени или сословию) и наследство отца переходит к детям его сестры. Наследование власти местами также переходит не к сыну, а к сыну сестры (особенно — старшей). Брачные празднества иногда требуют значительных затрат, еще более — похоронные пиры, нередко разорительные для наследников. У большинства племен мертвых хоронят, у некоторых сжигают, а у иных хоронят временно, затем вынимают кости и с разными церемониями переносят в постоянную могилу. Общественное устройство характеризуется отсутствием каст и значительных различий между родами. У более культурных племен господствует деспотизм по индийскому или арабскому образцу (султаны или раджи) и существует различие между дворянством и народом, с довольно развитым этикетом в отношениях низших к высшим. Местами деспотизм правителей умеряется влиянием совета старшин, которые играют главную роль у племен менее культурных, где значение власти вообще более слабо. Главнейшие племена М.: а) на полуо-ве Малакке — малайцы в самом тесном смысле этого слова; б) на о-ве Суматре: ачинцы (Atschinesen) на С.З. о-ва, до сих пор отстаивающие еще свою самостоятельность от голландцев, радшаны — на восточном берегу, лампоны (Lampong) — на Ю.В., баттаки, или батта — на С. и внутри острова; в) на о-ве Борнео — даяки; г) на Яве — сунданезы на З. и яванцы в середине и на В.; д) на Целебесе и мелких Зондских о-вах — манкассары, бугисы, альфуры; е) на Филиппинских о-вах — тагалы, испытавшие испанское влияние и христиане, также бисайи, игороты (отчасти смешавшиеся с негритосами). К М. относятся также обитатели Никобарских о-вов.

    Д. А.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    1) распространённое ранее в литературе общее обозначение для народов Юго-Восточной Азии, говорящих на языках индонезийской группы малайско-полинезийской, или австронезийской, языковой семьи. 2) Группа народов Юго-Восточной Азии, связанных общим происхождением, языком и многими культурно-бытовыми особенностями. Различают собственно М. (свыше 5 млн. человек; 1970, оценка), расселённых главным образом в Малайзии и Сингапуре, и различные малайеязычные народы (7,5 млн. человек), живущие преимущественно в Индонезии. Малайский язык распадается на ряд диалектов. На основе диалекта архипелагов Риау и Линга сложился малайский литературный язык, ставший официальным языком Малайзии. Официальная религия большинства М. с конца 15 века — ислам, который переплетается у них с остатками древних анимистических верований, а также с элементами буддизма и индуизма. Антропологически М. принадлежат к различным вариантам южных монголоидов, частично смешанным с индо-океанийскими (австралоидными) формами экваториальных рас. Самоназвание М. «оранг-мелайю» (дословно — люди мелайю) восходит к древнему этнониму одной из родоплеменных групп Падангского нагорья на Суматре, откуда предки М. начали в начале 1-го тысячелетия н. э. расселение на северо-восток, проникли на полуостров Малакку, затем на восточное побережье Суматры, архипелаги Риау и Линга, Калимантан и другие острова Индонезии.

    Большинство М. занято земледелием (главным образом рис). Многие М. работают на плантациях иностранных (преимущественно английских) и местных капиталистов, где выращиваются гевея и другие каучуконосы, кокосовая пальма, сахарный тростник, кофейное и хинное деревья, ананасы. Большую роль в хозяйственной жизни М. играет морское и речное рыболовство, а также мореходство (характерны своеобразные парусные суда «прау» с дощатой палубой). Часть М. занята в промышленности — на оловянных рудниках и нефтеразработках, на текстильных, пищевых и других, большей частью мелких, предприятиях. Издавна развиты у М. изготовление утвари из бамбука, плетение циновок и корзин, гончарство, резьба по дереву, художественная обработка металлов и текстильных материалов и др. Высоко развиты различные виды прикладного и декоративного искусства, устного поэтического творчества, музыки, танца, театра. На малайском языке (алфавит латинский) существует богатая художественная, научная и политическая литература.

    Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966; Демин Л. М., Малайзия экзотическая и будничная, М., 1971.

    Н. Н. Чебоксаров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Ожегова

    МАЛА́ЙЦЫ, -ев, ед. -аец, -айца, муж. Группа народов, живущих в Малайзии, Индонезии, Сингапуре.

    | жен. малайка, -и.

    | прил. малайский, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ев, мн. (ед. мала́ец, -ла́йца, м.; мала́йка, , мн. мала́йки, -ла́ек, -ла́йкам, ж.).

    Группа родственных народов Малайзии и Индонезии, связанных общим происхождением, языком и культурно-бытовыми особенностями, а также лица, относящиеся к этим народам.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    МАЛА́ЙЦЫ, малайцев, ед. малаец, малайца, муж. Коренное население островов Малайского архипелага.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    мн.

    Распространенное ранее в литературе общее название народов Юго-Восточной Азии, говорящих на языках индонезийской группы.

    II

    мн.

    1.

    Группа народов в Малайзии, Индонезии, Таиланде, Сингапуре, Брунее и на Западной Индонезии.

    2.

    Представители этих народов.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    МАЛАЙЦЫ -1) распространенное ранее название народов Юго-Вост. Азии, говорящих на языках индонезийской ветви.2) Этническая общность в Малайзии (св. 12,8 млн. человек), Индонезии (главным образом о. Калимантан и о. Суматра, 10,8 млн. человек), Таиланде, Сингапуре и Брунее. Общая численность ок. 21,3 млн. человек (1992). Язык малайский. Верующие в основном мусульмане-сунниты.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    МАЛАЙЦЫ (самоназвания оранг-мелаю, малайцы Малайзии, малайцы Индонезии) - народ общей численностью 21300 тыс. чел. Основные страны расселения: Индонезия - 10800 тыс. чел., Малайзия - 7800 тыс. чел., Таиланд - 2100 тыс. чел. Другие страны расселения: Сингапур - 450 тыс. чел., Южно-Африканская Республика - 1 тыс. чел., Бруней - 125 тыс. чел., Шри-Ланка - 50 тыс. чел., Камбоджа - 25 тыс. чел., Мьянма - 15 тыс. чел. Язык - малайский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты, часть - христиане.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедический словарь

    МАЛА́ЙЦЫ -ев; мн. Группа родственных народов Малайзии и Индонезии индонезийской языковой группы, связанных общим происхождением и культурно-бытовыми особенностями; представители этой группы народов.

    Мала́ец, -ла́йца; м. Мала́йка, -и; мн. род. -лаек, дат. -ла́йкам; ж. Мала́йский, -ая, -ое. М. язык. М-ие обычаи.

    * * *

    мала́йцы

    1) распространённое ранее название народов Юго-Восточной Азии, говорящих на языках индонезийской ветви.2) Этническая общность в Малайзии (свыше 12,8 млн. человек), Индонезии (главным образом о. Калимантан и о. Суматра, 10,8 млн. человек), Таиланде, Сингапуре и Брунее. Общая численность около 21,3 млн. человек (1995). Язык малайский. Верующие в основном мусульмане–сунниты.

    * * *

    МАЛАЙЦЫ

    МАЛА́ЙЦЫ,

    1) распространенное ранее название народов Юго-Вост. Азии, говорящих на языках индонезийской ветви.

    2) Этническая общность в Малайзии (св. 12,8 млн. человек), Индонезии (главным образом о. Калимантан и о. Суматра, 10,8 млн. человек), Таиланде, Сингапуре и Брунее. Общая численность ок. 21,3 млн. человек (1992). Язык малайский. Верующие в основном мусульмане-сунниты.

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    группа народов Юго-Вост. Азии, связанных общим происхождением, языком и многими культурно-бытовыми особенностями. Различают М. Малайи, или собственно М. (4187 тыс. чел., 1961), и различные малаеязычные народы Индонезии и Сев. Калимантана (5333 тыс. чел.), в наст. время известные под названиями риау на архипелаге Линга, полембангцев и джамбайцев на Суматре, джакартцев на Яве, малайцев Калимантана и др. Близкородственны М. также минангкабау Суматры (3,6 млн. чел.). Собственно М. расселены в Малайе (3,2 млн. чел.), Таиланде (800 тыс. чел.), Сингапуре (170 тыс. чел.), Камбодже (10 тыс. чел.), Бирме (7 тыс. чел.). Малаеязычные народы, кроме Индонезии (5 млн. чел.), живут в Сараваке (130 тыс. чел.), Брунее (33 тыс. чел.), Малайе (30 тыс. чел.), Цейлоне (30 тыс. чел.), Сабахе, или Сев. Борнео (25 тыс. чел.), Сингапуре (20 тыс. чел.). Малайский яз. распадается на ряд диалектов; он относится к индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи. На основе диалекта архипелагов Риау и Линга сложился малайский лит. язык, распространенный в Малайе, Сингапуре, Сев. Калимантане и ставший гос. языком Малайзии. Тот же диалект лег в основу совр. индонез. яз. - гос. языка Республики Индонезия ("бахаса индонесия"). Офиц. религия большинства М. с конца 15 в. - ислам, к-рый, однако, переплетается у них с остатками древних анимистич. верований, а также с элементами буддизма и индуизма. Антропологически М. принадлежат к различным вариантам юж.-азиат. группы монголоидов, частично смешанным с восточными (индо-океанийскими) формами негро-австралоидной, или экваториальной, большой расы. Само назв. собственно М. - "оранг-малайю" (дословно - "люди малайю"), происходит от наименования раннефеод. кн-ва Малайю на Суматре, к-рое, в свою очередь, восходит к имени одной из родоплем. групп минангкабау Падангского нагорья. С этого нагорья предки М. в сер. 1-го тыс. н. э. начали расселение на С.-В., проникли на п-ов Малакка, а оттуда обратно на вост. побережье Суматры, архипелаг Линга, Калимантан и др. о-ва Индонезии, вплоть до Молуккских о-вов и Зап. Ириана. Язык этих М. постепенно получил широкое распространение по всей Индонезии, а их потомки стали источником для формирования перечисленных выше малаеязычных народов, сложившихся в самостоятельные этнич. общности. Переселение М. с Суматры на Малакку продолжалось и позднее, в период индонезийских феод. гос-в Шривиджайя и Маджапахит (7-нач. 16 вв.). В 15 в. здесь существовал независимый Малаккский султанат, завоеванный в нач. следующего столетия португальцами, к-рых в сер. 17 в. вытеснили голландцы. Примерно в то же время на юге Малайи в кн-вах Джохор и Селангор поселилась значит. группа родственных М. бугов с о-ва Сулавеси. Феод. раздробленность п-ова Малакка облегчила захват его (вместе с Сингапуром) англичанами, завершившийся в нач. 20 в. Развитие капиталистич. отношений в этот период привело к резкому углублению социального расслоения М., к формированию среди них (наряду с крестьянами и крупными землевладельцами) новых классов - пролетариата и буржуазии. В Федерации Малайзии (создана в 1963) М. составляют немногим более 35% всего населения государства. Большинство М. занято земледелием. Для собственного потребления культивируют прежде всего рис, а также просо, батат, различные бобовые, овощи и фрукты (в первую очередь бананы). Землю вспахивают при помощи легкого деревянного плуга с железным лемехом. Основная тягловая сила - буйволы. Широко применяется ирригация. Много М. в Малайзии работает на плантациях иностранных (преимущественно английских) и местных капиталистов, где выращиваются гевея и др. каучуконосы, кокосовая пальма, сахарный тростник, кофейное и хинное деревья, ананасы. Часть малайских крестьян имеет небольшие (1-4 га) собственные посадки каучуконосов и занимается сбором латекса как дополнительным промыслом. Большую роль в хозяйственной жизни М. играет морское и речное рыболовство, а также мореходство. Издавна развиты у М. изготовление утвари из бамбука, плетение циновок и корзин, гончарство, резьба по дереву, художеств. обработка металлов и текстильных материалов. Много М. занято в пром-сти, гл. обр. на оловянных рудниках и нефтеразработках, на текстильных, пищевых и др., большей частью мелких, предприятиях. В деревнях, а отчасти и в городах, М. живут в свайных, обычно бамбуковых, прямоугольных домах с высокими, иногда седлообразными, тростниковыми крышами. Пищей служит главным образом вареный рис с острыми приправами, рыба, разные овощи, бананы. Традиционная одежда М., как мужчин, так и женщин, - несшитый кусок ткани, обертываемый вокруг талии (саронг), а также распашные кофты и куртки, большей частью с длинными узкими рукавами. Высоко развиты у М. различные виды прикладного и декоративного иск-ва, устного поэтич. творчества, музыки, танца и театра. На малайском яз. (алфавит латинский) существует богатая художеств., науч. и политич. лит-ра. М. Малайи и Сингапура консолидируются в отд. малайскую нацию, а малаеязычные группы Индонезии, сближаясь в экономич. и культурном отношении с др. народами этой страны, втягиваются в процесс формирования индонезийской нации (см. Индонезийцы).

    Лит.: Берзина М. Я. и Брук С. И., Население Индонезии, Малайи и Филиппин, М., 1962 (карта); Левин М. Г. и Чебоксаров Н. H., Древнее расселение человечества в Восточной и Юго-Восточной Азии, в сб.: Происхождение человека и древнее расселение человечества, "Тр. Ин-та этнографии". Новая серия, т. 16, М., 1951; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия, М., 1959; Руднев В. С., Очерки новейшей истории Малайи, 1918-1957, М., 1959; Ginsburg N., Roberts Ch. F., Malaya, Seattle, 1958; Ooi Jin-bee, Rural development in tropical areas, with special reference to Malaya, "J. of Tropical Geography", 1959, v. 12, March; Winstedt R. O., The Malayas. A cultural history, 4 ed., L., 1956; Wheeler L. R., Modern Malay…, L., (1928).

    H. H. Чебоксаров. Москва.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: