Большая Советская энциклопедия

    философский кружок, в котором были разработаны основы логического позитивизма (См. Логический позитивизм), сложился (в 1922) вокруг австрийского физика М. Шлика (преемника Э. Маха на кафедре философии Венского университета). В В. к. входили: О. Нейрат, Х. Хан, Ф. Вейсман, К.Гёдель, Ф. Кауфман, В. Крафт, Г. Фейгль и др. В. к. часто посещали Ф. Франк, К. Гемпель, позднее А. Айер. В 1926 в В. к. был приглашен Р. Карнап. Принципиальная позитивистская установка В. к., отрицающая познавательный смысл всей прежней философии, дополняется специфически махистским утверждением о «нейтральности» эмпирического материала науки. Основной идеей В. к. было стремление свести философскую проблематику к формально-логической, сосредоточиться на логическом анализе языка науки, причём в качестве средства анализа выдвигается аппарат математической логики (См. Логика). Таким образом, в В. к. происходит слияние Позитивизма с различными течениями в философии математики (Логицизмом, математическим формализмом (См. Математический формализм) и др.): члены В. к. попытались соединить метод верификации (См. Верификация)с «методом логического анализа» и создать на этой основе единую унифицированную науку, охватывающую как естественнонаучные, так и гуманитарные знания. В 1929 был опубликован программный документ В. к.: «Научное понимание мира. Венский кружок». К 1930 (на 7-м международном конгрессе философии в Оксфорде) происходит официальное оформление В. к. и установление организационных и идеологических связей с др. школами, группами и течениями: Берлинским обществом эмпирической философии; львовско-варшавской школой; кембриджскими аналитиками (Англия); упсальской школой (Швеция); мюнстерской логистической школой, а также с отдельными философами. В. к. выпускает специальный журнал «Erkenntnis» (1930—39), проводит ряд конгрессов (1-й — 1929, Прага; 2-й — 1930, Кенигсберг; 3-й — 1934, Прага; 4-й — 1935, Париж; 5-й — 1936, Копенгаген; 6-й — 1937, Париж; 7-й — 1938, Кембридж, Великобритания; 8-й — 1939, Кембридж, США) и конференций; его члены активно участвуют во всех международных симпозиумах. С 1938 выходит «Международная энциклопедия унифицированной науки» и «Библиотека серии унифицированной науки». В начале 2-й мировой войны В. к. прекратил своё существование. Его ведущие представители уже в эмиграции начали создавать отдельные философские школы в различных странах, особенно в США и Великобритании.

    Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, [М.], 1960: Neuгаth О., Le développement du circle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique. P., 1935; Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; его же, Vienna circle, N. Y., 1953.

    В. В. Мшвениерадзе.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ВЕНСКИЙ КРУЖОК, философский кружок, разработавший основы логического позитивизма (смотри Неопозитивизм). Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика; главные участники - О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, К. Рейхенбах. Центральная идея - сведение философской проблематики к логическому анализу языка науки. Распался в начале 2-й мировой войны.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. История Философии: Энциклопедия

    ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа ученых и философов, в 1920-е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета (‘кафедре Маха’).В В.К. входили: Карнап, Нейрат, Ф.Вайсман, Г. Фейгль, Гёдель, Г. Хан, Ф. Кауфман и др. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер и др. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и ‘Логико-философского трактата’ Витгенштейна. Главной целью этой философии, являвшей собой платформу В.К., правомерно полагать программу достижения единства знания о мире в контексте переосмысления традиционных максим метафизики. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом этой теоретической реконструкции должны были выступить математическая логика и принцип верификации, призванные создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в ‘Логико-философском трактате’. Характер современной им метафизики члены В.К. оценивали следующим образом: 1) теоретические системы метафизического порядка не содержат ни ложных, ни истинных предложений — к системам такого рода, следовательно, не приложимы стандартные критерии проверяемости; 2) существенно значимой компонентой метафизики являются выступающие результатом процессов воспитания и соответствующих жизненных обстоятельств смысложизненные поведенческие установки, не подлежащие рациональному обоснованию. В свою очередь, все научные предложения, только и могущие фигурировать в научном знании, согласно концепции В.К., делятся на два класса: 1) предложения, не имеющие предметного содержания, сводимые к тавтологии и относящиеся к логико-математической сфере, — аналитические, логические истины; 2) осмысленные предложения, сводящиеся к эмпирическим фактам и относимые к сфере конкретных наук — фактические истины. Прочие же предложения — или абсурдны (бессмысленны), поскольку организованы вопреки логико-синтаксическим правилам, или все еще научно неосмысленны (‘метафизические’ или философские предложения, оперирующие с понятиями типа ‘материя’, ‘абсолют’, ‘принцип’ и т.п.). Научная осмысленность предложений оказывалась тождественной его проверяемости, в то время как значение — способу его верификации. С точки зрения представителей В.К. обретение единства знания осуществимо на фундаменте логики и (как определенная совокупность принципов) включает в себя: а) установку на достижение единства знания; б) признание единства языка ведущим условием объединения научных законов в цельную систему; в) признание осуществимости единства языка только лишь на базе редукции всех высказываний научного порядка к интерсубъективному языку протоколов; г) трактовку тезиса о единстве знания в статусе как теоретического, так и практического постулата. В свою очередь, принцип верификации предполагал критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служил критерием отделения научного знания от бессмысленных (с точки зрения представителей В.К.) проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. ‘Научное миропонимание. Венский кружок’ (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 1930-е В.К. издает несколько периодических изданий, среди которых журнал ‘Erkenntnis’ (‘Познание’), проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 1930-х В.К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

  5. Источник: История Философии: Энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ВЕНСКИЙ КРУЖОК

    — группа философов и ученых, сформировавшаяся в 1922 и ставшая идейным центром философии неопозитивизма. Организатором и руководителем кружка был проф. кафедры натуральной философии Венского ун-та М. Шлик. В кружок входили Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгль, Э. Цильзель, В. Крафт и др. Члены кружка установили тесные связи с представителями львовско-варшавской школы (К. Айдукевич, Я. Лукасевич, А. Тарский), а также с Берлинским обществом эмпирической философии (Г. Рейхенбах, К. Гемпель, В. Дубислав и др.). В 1929 на конференции в Праге Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «Научное понимание мира. Венский кружок», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. В Манифесте были указаны те направления филос. и научной мысли, продолжателями которых считали себя члены кружка: «1. Позитивизм и эмпиризм: Юм, Просвещение, Конт, Милль, Авенариус, Мах; 2. Основания, цели и методы эмпирического исследования: Гельмгольц, Риман, Мах, Пуанкаре, Энрике, Дюэм, Больцман, Эйнштейн; 3. Логистика и ее применение к действительности: Лейбниц, Пеано, Фреге, Шредер, Рассел, Уайтхед, Витгенштейн; 4. Аксиоматика: Пеано, Вайлати, Гильберт; 5. Эвдемонизм и позитивистская социология: Эпикур, Юм, Бентам, Милль, Конт, Фейербах, Маркс, Спенсер, Мюллер-Лиер, Попер-Линкеус, Карл Менгер (отец)». С 1930 по 1940 В.к. издавал жур. «Erkenntnis» и организовал ряд международных конгрессов по философии науки. С 1938 стала выходить «Энциклопедия унифицированной науки», работа над которой велась в основном членами кружка и их единомышленниками в др. странах. Агрессивная политика фашистской Германии и Вторая мировая война оборвали деятельность В.к.

    В 1936 был убит руководитель кружка Шлик. В том же году идейный лидер кружка Карнап уехал в Чикаго. Постепенно члены В.к. и их соратники из Германии, Чехословакии, Польши эмигрировали в Англию и США. Хотя кружок прекратил свое существование, его представители создали в эмиграции -— в Великобритании, США, в Скандинавских странах — значительное число центров и школ, в которых продолжалась разработка филос. концепции В.к. Эта концепция опиралась, в основном, на идеи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна. Последний полагал, что реальность устроена так же, как формальный язык логики: имеются «атомарные» предложения, из которых с помощью логических связок, кванторов и операторов образуются сложные, «молекулярные» предложения. Всякое молекулярное предложение может быть разложено на составляющие его атомарные предложения. Члены В.к. восприняли эту идею и решили, что и язык науки имеет такую же структуру. Задача заключается в том, чтобы выделить в науке слой наиболее простых — протокольных, как называли их члены кружка, — предложений и показать, каким образом к ним можно свести все остальные научные предложения. Поскольку протокольные предложения несомненно истинны, постольку и все др. предложения языка науки оказываются несомненно истинными. Так научное знание получило бы эмпирическое обоснование. Этот план оказался утопией.

    В историю философии В.к. вошел как создатель одного из наиболее влиятельных направлений в философии 20 в. — неопозитивизма. Представители кружка широко использовали аппарат математической логики для точной формулировки и решения филос. проблем, для логического анализа языка науки и структуры научного знания, для точного описания процедур проверки, подтверждения и опровержения научных теорий. При этом ими были получены результаты, которые не устарели до сих пор и служат основой логико-методологического анализа научного знания. Они и в философии стремились к научной строгости и точности, поэтому объявили большую часть традиционной философии бессмысленной. За это их воззрения часто подвергались справедливой критике. Тем не менее, решительное противостояние В.к. всем формам иррационализма, неприятие бессодержательных филос. спекуляций, стремление к ясности и точности — все это обеспечило ему почетное место в истории философии 20 в.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    ВЕНСКИЙ КРУЖОК - группа ученых и философов, которая в 1920-е стали центром разработки идей логического позитивизма. В.К. кружок был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Участники В.К. выдвинули программу создания новой научной философии на основе идей Маха и «Логико-философского трактата» Витгенштейна. В В.К. входили: Карнап, Нейрат, Вайсман, Г. Фегль, К. Гедель, Г. Ган, Ф. Кауфман и другие. После того, как В.К. получил международное признание, с ним стали сотрудничать Э. Нагель (США), Айер (Великобритания) и др. Используя элементы традиционного эмпиризма в духе Юма, идеи Маха о том, что научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, а также тезис Витгенштейна о том, что осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты, представители В.К. разработали программу обновления научного и философского знания. Основным инструментом критического анализа является математическая логика и принцип верификации, которые призваны создать совершенный язык, подобный тому, который был предложен Витгенштейном в «Логико-философском трактате». Принцип верификации предполагает критическую проверку высказываний на возможность их сведения к эмпирическим фактам и служит критерием отделения научного знания от бессмысленных проблем метафизики. Эти программные положения нашли выражение в манифесте В.К. «Научное миропонимание. Венский кружок» (1929), который был написан совместно Карнапом, Ганом и Нейратом. В 30-е В.К. издает несколько периодических изданий, среди которых журнал «Erkenntnis», проводит ряд конгрессов, активно сотрудничает с другими философами. К концу 30-х В.К. прекратил свое существование в связи с гибелью Шлика и оккупацией Австрии. Идеи В.К. оказали сильное влияние на развитие логического позитивизма и другие виды сциентистских течений в США и Великобритании.

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Энциклопедический словарь

    Ве́нский кружо́к

    философский кружок, разработавший основы логического позитивизма. Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика; главные участники — О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гёдель, X. Рейхенбах. Центральная идея — сведение философской проблематики к логическому анализу языка науки, соединяемому с принципом верификации. Распался в начале 2-й мировой войны.

    * * *

    ВЕНСКИЙ КРУЖОК

    ВЕ́НСКИЙ КРУЖО́К, философский кружок, разработавший основы логического позитивизма(см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ). Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика; главные участники — О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, Х. Рейхенбах. Центральная идея — сведение философской проблематики к логическому анализу языка науки, соединяемому с принципом верификации.(см. ВЕРИФИКАЦИЯ) Распался в нач. 2-й мировой войны.

  11. Источник: Энциклопедический словарь