Большая Советская энциклопедия

    (Calvino)

    Итало (р. 15.10.1923, Сантьяго-де-лас-Вегас, Куба), итальянский писатель. Участник итальянского Движения Сопротивления в годы 2-й мировой войны 1939—45. Неореалистические произведения К. — партизанская повесть «Тропинка к паучьим гнёздам» (1947) и сборник рассказов «Последним прилетает ворон» (1949) — проникнуты антифашистскими, демократическими идеями. В 50-е гг. в творчестве К. усиливается социально-разоблачительная критика антигуманности современного капиталистического общества (повести «Строительная афера», 1957, рус. пер. 1965, «Облако смога», 1958, цикл сатирических рассказов-притч о бедняке Марковальдо, 1953—56). К. — создатель оригинального философско-аллегорического жанра прозы, в которой он ставит острые этические проблемы современности: повести «Виконт, разрубленный надвое» (1952), «Барон на дереве» (1957, рус. пер. 1965), «Несуществующий рыцарь» (1959), сатирико-фантастические рассказы «Космикомические истории» (1965, рус. пер. 1968) и др. К. собрал и обработал народные сказки (сборник «Итальянские сказки», 1956, рус. пер. 1959).

    Соч.: Ti con zero, Torino, 1967; II castello dei destini incrociati, Parma, 1970; в рус. пер. — Кот и полицейский. Избранное, М., 1964; [Рассказы], в сборнике: Итальянская новелла XX века, М., 1969.

    Лит.: Потапова З. М., Неореализм в итальянской литературе, М., 1961; Pescio Bottino G., Calvino, Firenze, 1967.

    Г. Д. Богемский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Кальви́но

    (calvino) Итало (1923, Сантьяго-де-лас-Вегас, Куба – 1985, Сиена), итальянский писатель. Творческое формирование Кальвино проходит под влиянием поэтики неореализма. Повесть «Тропинка паучьих гнёзд» (1947) рассказывает о партизанском отряде, военной теме посвящён и сборник новелл «Последним прилетает ворон» (1949). В 1950-е гг. Кальвино увлекается фольклором: выпускает сборник сказок, знакомится с трудами известного рус. исследователя сказки В. Я. Проппа, а затем с работами французских структуралистов. В эти же годы он создаёт трилогию «Наши предки»: романы «Разрубленный виконт» (1952), «Барон на дереве» (1957), «Несуществующий рыцарь» (1959). В романах, для которых характерно смешение фантастики и сатиры, осмысляются глубокие этические проблемы. Для сборника рассказов «Марковальдо, или Времена года в городе» (1963) характерна социальная проблематика. В 1960-е гг. Кальвино переезжает в Париж, сближается с Р. Бартом и другими писателями-структуралистами. Под их влиянием появляются написанные в жанре философско-фантастической прозы «Космикомические рассказы» (1965), сюжетом которых становятся процессы, происходящие во Вселенной: возникновение планет, появление жизни на Земле. Кальвино считается создателем жанра философско-аллегорического романа. В 1970-е гг. им написаны экспериментальные произведения: «Невидимые города» (1972), «Замок перекрещенных судеб» (1973), «Если однажды зимней ночью путник» (1979) – роман, который Кальвино назвал квинтэссенцией романного искусства. Последний роман «Паломар» (1983) создан по материалам газетной рубрики «Обсерватория господина Паломара», в которой Кальвино публиковал философско-описательные этюды. В сборнике «Коллекция песка» (1984) собраны эссе Кальвино, в книге «Подводя черту» – публицистика.

  3. Источник: Литературная энциклопедия