Большая Советская энциклопедия

    методы, способы и приёмы киносъёмки, позволяющие объединить в одном изображении (в отдельном снимке) объекты, снятые в различных местах и в разное время, а также в разных масштабных соотношениях и пространств, положении. При обычной съёмке зритель видит на экране такое же изображение (по композиции, направлению и скорости движения), какое видел кинооператор в аппарате в момент съёмки. Изображение, полученное в результате К. к., как правило, не фактографично, т.к. оно может сниматься по частям (например, актёр — на киностудии, а пейзажный фон — в Антарктиде); натуральная или декорационная часть изображения может дополняться рисунком или макетом, пейзаж может изменяться по тональности и колориту (например, пейзаж, снятый днём, на экране превратится в ночной, а летний — в зимний). К. к. даёт возможность с минимальными затратами показывать на экране грандиозные сооружения, создавать изображения, которые невозможно снять обычными способами из-за риска для жизни актёров или других причин (например, стихийные явления, воздушные бои и морские сражения, ландшафты других планет и т.д.). Посредством К. к. изготовляются надписи, монтажные переходы и вставки между киноэпизодами (см. Вытеснение изображения).

    В основу К. к. положены методы: многократного экспонирования и съёмки изображения по частям посредством масок и контрмасок (см. Многократного экспонирования метод, Неподвижной маски метод, Блуждающей маски метод);перспективного совмещения объектов (см. Перспективного совмещения метод, Макетная киносъёмка); проекционного совмещения изображений (см. Проекционных совмещений метод, Рирпроекции метод, Фронтпроекции метод). Кроме основных методов, существуют так называемые аппаратные приёмы К. к., посредством которых кинооператор изменяет направление движения на экране на обратное, ускоряет, замедляет или останавливает действие, получает различные превращения, необычные эффекты или трюки. Выбор способов К. к. обусловлен максимальной способностью их создавать художественную выразительность изображения, быть наиболее простым для выполнения и экономичным для производства. На крупных Киностудиях имеются отделы К. к. со специализированными павильонами для дорисовок, проекционных совмещений и пр., с бассейном киносъёмочным (См. Бассейн киносъёмочный), оборудованные соответствующими установками и аппаратурой.

    Лит.: Горбачев Б. К., Техника комбинированных съёмок, 2 изд., М., 1961; Плужников Б. Ф. Комбинированные киносъемки, 2 изд., М., 1967; Комбинированные киносъёмки, М., 1972.

    Б. Ф. Плужников.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Англо-русский словарь технических терминов

    combination cinematography, special-effects cinematography, combined filming, composite photography

  3. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  4. Энциклопедический словарь

    комбини́рованная киносъёмка

    методы, способы и приёмы киносъёмки, позволяющие получать киноизображение, которое представляет объект и его движение в форме, отличной от реально существующей при съёмке. Методы комбинированной киносъёмки: многократного экспонирования метод, перспективных совмещений метод, проекционных совмещений метод, блуждающей маски метод и др.

    * * *

    КОМБИНИРОВАННАЯ КИНОСЪЕМКА

    КОМБИНИ́РОВАННАЯ КИНОСЪЕМКА, методы, способы и приемы киносъемки, позволяющие получать киноизображение, которое представляет объект и его движение в форме, отличной от реально существующей при съемке. Методы комбинированной киносъемки — многократного экспонирования метод(см. МНОГОКРАТНОГО ЭКСПОНИРОВАНИЯ МЕТОД), перспективных совмещений метод(см. ПЕРСПЕКТИВНЫХ СОВМЕЩЕНИЙ МЕТОД), проекционных совмещений метод(см. ПРОЕКЦИОННЫХ СОВМЕЩЕНИЙ МЕТОД), блуждающей маски метод(см. БЛУЖДАЮЩЕЙ МАСКИ МЕТОД) и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    КОМБИНИРОВАННАЯ КИНОСЪЕМКА, методы, способы и приемы киносъемки, позволяющие объединять в одном кадре изображения, снятые в разное время и в разном масштабе (например, сочетание реальной декорации с макетом или рисунком, актерской сцены, снятой в павильоне, с натурным фоном и т.д.). Методы комбинированной киносъемки включают методы многократного экспонирования, перспективных совмещений, проекционных совмещений, блуждающей маски и др. Комбинированные съемки стали применяться уже в первые годы существования кино (например, красочные фантастические и сказочные феерии Ж. Мельеса (см. МЕЛЬЕС Жорж), его лучшая работа — «Путешествие на Луну», 1902). В фильмах отечественного режиссера-сказочника А. Л. Птушко (см. ПТУШКО Александр Лукич) «Каменный цветок» (1946) и «Садко» (1953) применялись оригинальные методы комбинированных киносъемок. Комбинированные киносъемки позволяют создать в научно-фантастических фильмах оригинальные изобразительные эффекты. Техника комбинированных съемок облегчает и удешевляет съемки сложных декорационных объектов благодаря замене их макетами.

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой энциклопедический политехнический словарь

    способ (метод, приём киносъёмки, позволяющий объединить в одном кинокадре изображения объектов, различных по месту и времени съёмки, а также по масштабным соотношениям и пространств. положению. К. к. позволяет показывать на экране фантастич. сооружения, создавать сцены, к-рые невозможно снять обычными способами. Посредством К. к. изготовляются также надписи и монтажные переходы в кинофильме, мультипликац. и научно-популярные кинофильмы. Разновидностью К. к. является киносъёмка по методу блуждающей маски.

  9. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  10. Русско-английский политехнический словарь

    combination cinematography, special-effects cinematography, combined filming, composite photography

  11. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  12. Dictionnaire technique russo-italien

    ripresa combinata

  13. Источник: Dictionnaire technique russo-italien