Большая Советская энциклопедия

    (псевдоним Сонхо)

    (1682—1764), корейский учёный, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Под влиянием западноевропейских естественнонаучных идей выступал с критикой феодальной идеологии неоконфуцианства, буддийской и даосской мистики. В своём мировоззрении приближался к материализму, хотя и не отошёл полностью от конфуцианского толкования сущности духовного и материального начал. Подверг острой критике существующие социально-политические порядки, высказав идеи о необходимости реформ, разработал программу демократических преобразований в области аграрных отношений. Из ста книг его трудов (опубликованы в 20 в.) наиболее значительна работа «Суждения о различных вещах» («Сэсоль юсон»), посвященная сочинениям классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии, географии.

    Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 223—34.

    М. Н. Пак.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛИ ИК (1682-1764) - корейский ученый, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ЛИ ИК

    (С е н X о, известен также как Л и С е н Х о) (1682–1764) – корейский философ-материалист и ученый, последователь школы сирхак. Под влиянием зап.-европ. естеств.-науч. идей выступал с критикой феод. идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Филос. идеи Л. И. явились дальнейшей разработкой идей корейского материалиста Со Кен Дока. Выступая с обоснованием материализма, Л. И. в работе "Новые размышления о четырех началах и семи эмоциях" ("Ca иль синпхён") дал материалистич. трактовку вопроса о соотношении материального начала "ки" и идеального "ли". Согласно Л. И., душа, идеальное является всего лишь чрезвычайно сложным и тонким формообразованием материального начала "ки".

    В области социально-политич. воззрений Л. И. выступал как последователь Лю Хён Вона, выдвигал утопич. программу земельного преобразования. Из ста томов его трудов наиболее значит. работой является десятитомник "Суждения о различных вещах" ("Сэсоль юсон"), посвященный изучению классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии и географии.

    Лит.: Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с корейск., М., 1953, с. 71–72; Передовые ученые Кореи XVII – XIX веков, Пхеньян, 1956, с. 20–36; Кор. Народно-Демократич. Республика, Пхеньян, 1958, с. 54; Кор. лит. Сб. статей. [Отв. ред. Б. К. Пашков ], M., 1959, с. 11; Чосонса кяё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957; Yang К. P. and Henderson G., Outline history of Korean Confucianism, pt. 1, 2, "J. Asian Stud.", 1958–59, v. 18, Nov., Febr.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Ли Ик

    (1682—1764), корейский учёный, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддийской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.

    * * *

    ЛИ ИК

    ЛИ ИК (1682—1764), корейский ученый, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (псевд. - Сонхо) (1682-1764) - корейский ученый, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Социально-политич. и филос. идеи Л. И. замалчивались офиц. идеологами феод. Кореи, поэтому его соч. были опубликованы только в 20 в. Занимавшийся естеств. и обществ. науками, Л. И. выступал против слепого преклонения перед кит. конфуцианскими авторитетами (Чжу Си и др.). Серьезно заинтересовался европ. естеств.-науч. идеями, опровергал конфуциан. представление о мироздании (о сферич. небе и плоской земле), говоря о шарообразности земли, давал научное объяснение многим явлениям природы. В своем мировоззрении Л. И. приближался к материализму, хотя и не отошел полностью от конфуциан. истолкования сущности духовного и материального начал. Так, с материалистич. позиций он критиковал суеверия и религ. догмы буддизма и христианства. Подвергнув острой критике существующие порядки, Л. И. высказал идеи о необходимости реформы. Установление обязат. нормы обрабатываемых земель для каждого х-ва и возможность продавать излишки, по его мнению, могли привести с годами к равномерному распределению земли. Для поднятия с. х-ва он считал необходимым избавить земледельца от поборов чиновников. Л. И. называл 6 зол, подтачивающих развитие с. х-ва и создающих тяжелое положение в стране: 1) подневольное положение крепостных, обеспечивавшее праздную жизнь господам, 2) система гос. экзаменов, к-рая, отвлекая людей на бесполезные занятия, имеет значение лишь для подготовки чиновников, злоупотребляющих властью, 3) презрение дворян к производит. труду и к народу, 4) колдовство и суеверия, сопряженные с обиранием и обманом народа, 5) толпы буддийских монахов, к-рые не столько молятся богу, сколько уклоняются от труда и гос. повинностей, 6) лень, к-рая от презрения к труду и тунеядства ведет затем к обману и грабежам.

    Л. И. своими идеями оказал влияние на последующее развитие сирхакпхского движения обществ. мысли в Корее.

    Лит.: Чосон чхорхакса (История корейской философии), т. 1, Пхеньян, 1962, с. 203-12.

    М. Н. Пак. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: