(псевдоним Сонхо)
(1682—1764), корейский учёный, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Под влиянием западноевропейских естественнонаучных идей выступал с критикой феодальной идеологии неоконфуцианства, буддийской и даосской мистики. В своём мировоззрении приближался к материализму, хотя и не отошёл полностью от конфуцианского толкования сущности духовного и материального начал. Подверг острой критике существующие социально-политические порядки, высказав идеи о необходимости реформ, разработал программу демократических преобразований в области аграрных отношений. Из ста книг его трудов (опубликованы в 20 в.) наиболее значительна работа «Суждения о различных вещах» («Сэсоль юсон»), посвященная сочинениям классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии, географии.
Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История корейской философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 223—34.
М. Н. Пак.
ЛИ ИК (1682-1764) - корейский ученый, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.
(С е н X о, известен также как Л и С е н Х о) (1682–1764) – корейский философ-материалист и ученый, последователь школы сирхак. Под влиянием зап.-европ. естеств.-науч. идей выступал с критикой феод. идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Филос. идеи Л. И. явились дальнейшей разработкой идей корейского материалиста Со Кен Дока. Выступая с обоснованием материализма, Л. И. в работе "Новые размышления о четырех началах и семи эмоциях" ("Ca иль синпхён") дал материалистич. трактовку вопроса о соотношении материального начала "ки" и идеального "ли". Согласно Л. И., душа, идеальное является всего лишь чрезвычайно сложным и тонким формообразованием материального начала "ки".
В области социально-политич. воззрений Л. И. выступал как последователь Лю Хён Вона, выдвигал утопич. программу земельного преобразования. Из ста томов его трудов наиболее значит. работой является десятитомник "Суждения о различных вещах" ("Сэсоль юсон"), посвященный изучению классиков конфуцианства, проблемам этнографии, астрономии и географии.
Лит.: Очерки по истории освободительной борьбы кор. народа, пер. с корейск., М., 1953, с. 71–72; Передовые ученые Кореи XVII – XIX веков, Пхеньян, 1956, с. 20–36; Кор. Народно-Демократич. Республика, Пхеньян, 1958, с. 54; Кор. лит. Сб. статей. [Отв. ред. Б. К. Пашков ], M., 1959, с. 11; Чосонса кяё (Очерк истории Кореи), Пхеньян, 1957; Yang К. P. and Henderson G., Outline history of Korean Confucianism, pt. 1, 2, "J. Asian Stud.", 1958–59, v. 18, Nov., Febr.
Ли Ик
(1682—1764), корейский учёный, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддийской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.
* * *
ЛИ ИКЛИ ИК (1682—1764), корейский ученый, представитель течения сирхакпха. Выступал с критикой идеологии неоконфуцианства, буддистской и даосской мистики. Был сторонником улучшения положения крестьянства.
(псевд. - Сонхо) (1682-1764) - корейский ученый, представитель течения Сирхакпха. Происходил из дворянской семьи. Социально-политич. и филос. идеи Л. И. замалчивались офиц. идеологами феод. Кореи, поэтому его соч. были опубликованы только в 20 в. Занимавшийся естеств. и обществ. науками, Л. И. выступал против слепого преклонения перед кит. конфуцианскими авторитетами (Чжу Си и др.). Серьезно заинтересовался европ. естеств.-науч. идеями, опровергал конфуциан. представление о мироздании (о сферич. небе и плоской земле), говоря о шарообразности земли, давал научное объяснение многим явлениям природы. В своем мировоззрении Л. И. приближался к материализму, хотя и не отошел полностью от конфуциан. истолкования сущности духовного и материального начал. Так, с материалистич. позиций он критиковал суеверия и религ. догмы буддизма и христианства. Подвергнув острой критике существующие порядки, Л. И. высказал идеи о необходимости реформы. Установление обязат. нормы обрабатываемых земель для каждого х-ва и возможность продавать излишки, по его мнению, могли привести с годами к равномерному распределению земли. Для поднятия с. х-ва он считал необходимым избавить земледельца от поборов чиновников. Л. И. называл 6 зол, подтачивающих развитие с. х-ва и создающих тяжелое положение в стране: 1) подневольное положение крепостных, обеспечивавшее праздную жизнь господам, 2) система гос. экзаменов, к-рая, отвлекая людей на бесполезные занятия, имеет значение лишь для подготовки чиновников, злоупотребляющих властью, 3) презрение дворян к производит. труду и к народу, 4) колдовство и суеверия, сопряженные с обиранием и обманом народа, 5) толпы буддийских монахов, к-рые не столько молятся богу, сколько уклоняются от труда и гос. повинностей, 6) лень, к-рая от презрения к труду и тунеядства ведет затем к обману и грабежам.
Л. И. своими идеями оказал влияние на последующее развитие сирхакпхского движения обществ. мысли в Корее.
Лит.: Чосон чхорхакса (История корейской философии), т. 1, Пхеньян, 1962, с. 203-12.
М. Н. Пак. Москва.