Большая Советская энциклопедия

    (Orwell)

    Джордж [псевдоним; настоящее имя Эрик Блэр (Blair)] (25.6.1903, Мотихари, Бенгалия, — 21.1.1950, Лондон), английский писатель и публицист. Родился в семье английского колониального чиновника, окончил Итонский колледж (1921); служил в британской полиции в Бирме. В 1927 вернулся в Европу. Долгие годы бедствовал в Лондоне и Париже, сблизился с мелкобуржуазными радикалами. В рядах анархистской организации ПОУМ участвовал в гражданской войне 1936—39 в Испании, был тяжело ранен и, разочаровавшись в революционных идеалах, перешёл на позиции буржуазно-либерального реформизма и антикоммунизма. В годы 2-й мировой войны 1939—45 служил в английском ополчении, был обозревателем Би-Би-Си, корреспондентом газеты «Обсервер» («Observer»). Большое влияние на творчество О. оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Дж. Лондон, Д. Лоренс, Е. И. Замятин.

    Известность О. принесли очерки о жизни английских шахтёров в бедствующих районах, воспоминания о войне в Испании, литературно-критические и публицистические работы. Однако литературная и политическая репутация О. связана почти исключительно с его сатирой «Ферма животных» (1945), проповедующей бессмысленность революционной борьбы, и с романом-антиутопией «1984 год» (1949), в котором изображается общество, идущее на смену капитализму и буржуазной демократии. Будущее общество, по О., — тоталитарный иерархический строй, покоящийся на изощрённом физическом и духовном порабощении масс, полном попрании свободы и достоинства личности; это общество материальных лишений, всеобщего страха и ненависти.

    С субъективно-идеалистических позиций О. рассматривает проблему свободы и необходимости, истинности знания, пытается обосновать Волюнтаризм в политике. Предостережение о некоторых опасных социальных тенденциях и протест против подавления свободы личности сочетаются с проповедью безысходности борьбы за лучшее будущее, что позволило идеологам реакции воспользоваться творчеством О. для широкой антикоммунистической пропаганды (миллионные тиражи на многих языках, многочисленные радио- и телепередачи, кинофильмы). В 60—70-х гг. на Западе возрос интерес к идейному наследию О., за которое ведут между собой острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобуржуазные радикалы, усматривающие в О. предшественника «новых левых» и считающие, что многие тенденции современного западного общества выражены в «оруэлловских описаниях 1984 года».

    Соч.: Down and out in Paris and London, L., 1933; Burmese day, N. Y., 1934; The road to Wigan Pier, L., 1937; Homage to Catalonia, L., 1937; Coming up for air, L., 1939; The collected essays, journalism and letters of G. Orwell, ed. by S. Orwell and J. Angus, v. 1—4, N. Y., 1968.

    Лит.: Мортон Л. А., Английская утопия, пер. с англ., М., 1956, гл. 7; Семенов Ю. Н., Общественный прогресс и социальная философия современной буржуазии, М., 1965, гл. 2, § 2; Rees R., George Orwell fugitive from the camp of victory, Carbondale, 1962; The works of George Orwell, ed. М. Gross, N. Y., 1971.

    Э. А. Араб-оглы.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    О́руэлл

    (orwell) Джордж (настоящее имя Эрик Артур Блэр; 1903, Мотихари, Индия – 1950, Лондон), английский писатель и публицист.

    Дж. Оруэлл

    Дж. Оруэлл

    Происходит из англо-индийской семьи. В Англию приехал в раннем детстве, получил хорошее образование в Итоне. Писать начал в 1930-х гг., испытал на себе, как и многие писатели того времени, влияние социалистических и коммунистических идей. С 1922 по 1927 г. служит в Имперской полиции в Бирме (этот опыт отразился в романе «Дни в Бирме», 1934). Вернувшись в Европу, жил в Париже и Лондоне, прежде чем стать профессиональным писателем, работал мойщиком посуды, репетитором, учителем. Воспоминания об этом периоде жизни легли в основу книги «Собачья жизнь в Париже и Лондоне» (1933). Оруэлл принял участие в гражданской войне в Испании, после тяжёлого ранения вернулся в Англию. После Испании он отходит от политики и разочаровывается в социализме. В свет выходят сборники его рассказов: «В чреве кита», «Критические очерки», «Убийство слона». Всемирную славу писателю принесли его антиутопии – роман «1984» (1949) и повесть (с авторским подзаголовком «сказка») «Скотный двор» (1945). Антиутопия, или негативная утопия, в отличие от традиционной утопии, повествующей об идеальном общественном устройстве будущего, предупреждает об опасных для общества тенденциях развития каких-то социальных явлений, достижений науки и техники. В будущем, описанном Оруэллом, победил доведённый до крайности социализм. Писатель продолжает сатирические традиции любимого им Дж. Свифта и пародирует советское общество эпохи сталинизма. В романе «1984» он развивает идеи и опасения, высказанные Е. И. Замятиным в романе «Мы» (в 1946 Оруэлл писал рецензию на этот роман). Он выступает против тоталитаризма во всех сферах жизни, против подчинения личности государству и идеологии.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    ОРУЭЛЛ

    (Orwell) Джордж (псевд., настоящее имя и фамилия Эрик Артур Блэр (Blair) (1903—1950) — англ. писатель и публицист, давший одно из самых ярких и глубоких описаний тоталитарного общества. Оказал значительное влияние на понимание современной социальной философией двух основных версий радикального социализма — коммунизма и национал-социализма. В молодости О. искренне верил в близкое всемирное торжество социализма, участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев, был ранен. Разочаровавшись в революционных идеалах, перешел на позиции либерального реформаторства. Большое влияние на творчество О. оказали Дж. Свифт, С. Батлер, Д. Лоренс, Е.И. Замятин.

    Известность О. связана с его сатирой «Ферма животных» (1945) и с романом-антиутопией «1984» (1949), в котором изображена социалистическая система, пришедшая на смену капиталистической. Новое общество полностью отрицает свободу и автономию личности. Для него характерны: мобилизация всех сил для реализации глобальной цели; концентрация власти в руках одной партии, направляемой вождем; безраздельная монополия на средства коммуникации; считаемая единственно верной идеология; полный контроль за общественной и частной жизнью; жестокое насилие в отношении всех инакомыслящих и несогласных; постоянные поиски врагов, с которыми ведется непримиримая война; материальная нищета и всеобщий страх.

    Вместе с тем коллективистическое общество, описываемое О., ориентировано не на углубление социалистического (коммунистического) образца общественного устройства, а на простое воспроизведение в условиях современного индустриального общества древнего коллективистического образца. Социализм, боровшийся за власть, пишет О., долгое время прибегал к помощи таких слов, как «свобода», «справедливость» и «братство». Революции устраивались под знаменем равенства. «Однако все варианты социализма, появлявшиеся после 1900 года, более или менее открыто отказывались считать своей целью равенство и братство. Новые движения, возникшие в середине века... ставили своей целью увековечение несвободы и неравенства... Целью их было в нужный момент остановить развитие и затормозить историю». Стабилизация общества и нерушимое неравенство — идеалы как раз древнего коллективизма.

    Поскольку общество, рисуемое О., основывается не на любви и справедливости, а на ненависти и стремится вытравить у своих индивидов все чувства, кроме страха и самоуничижения, такое общество может существовать только в атмосфере жестокой борьбы с внутренними и внешними врагами. Один из идеологов этого общества говорит: «Никогда не прекратятся шпионство, предательство, аресты, пытки, казни, исчезновения. Это будет мир террора — в такой же степени, как мир торжества... Ереси будут жить вечно. Каждый день, каждую минуту их будут громить, позорить, высмеивать, а они сохранятся... У нас всегда найдется еретик — и будет здесь кричать от боли, сломленный и жалкий, а в конце, спасшись от себя, раскаявшись до глубины души, сам прижмется к нашим ногам».

    О. описал стиль тоталитарного мышления и тоталитарный образ жизни. Он обрисовал, в частности, постоянное тяготение этого мышления к парадоксу и соединению несовместимых понятий. В обществе будущего министерство мира ведает войной, министерство любви — охраной порядка, а бесконечно повторяемые партийные лозунги: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», «Незнание — сила». Такое диалектическое мышление О. называет «двоемыслием», означающим «способность одновременно держаться двух противоположных утверждений». О. хорошо понимает основную цель диалектики (двоемыслия) — быть грандиозной системой умственного надувательства: «Успехи партии зиждятся на том, что она создала систему мышления, где оба состояния существуют одновременно. И ни на какой другой интеллектуальной основе ее владычество нерушимым быть не могло». Главный герой романа О. работает в министерстве правды, занятом постоянным переписыванием истории: поскольку прошлое истолковывается в обществе будущего как обоснование и оправдание настоящего, то с изменением «настоящего» должно неминуемо меняться и прошлое. «Ежедневно и чуть ли не ежеминутно прошлое подгонялось под настоящее. Историю, как старый пергамент, выскабливали начисто и писали заново — столько раз, сколько нужно. И не было никакого способа доказать потом подделку».

    О. в художественной форме выразил основную социальную тенденцию 20 в.: на смену капитализму постоянно готова прийти какая-то разновидность социализма, причем новое общество окажется тоталитарным.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ОРУЭЛЛ (Orwell) Джордж (настоящее имя - Эрик Артур Блэр) (1903-1950) - британский писатель, классик современной антиутопии. Основные сочинения: «Скотный двор» (»Звероферма») (1945), «1984» (1949) и др. Главный пафос творчества О. - предельно жесткая критика тоталитаризма в любых его формах и проявлениях. В сатирическом произведении «Звероферма», навеянным О. мотивами событий в СССР 1917-1945 и практиками революционистских режимов в Европе между первой и второй мировыми войнами, демонстрируется неизбежное перерождение касты профессиональных революционеров, ставшей правящим классом. Стремление последнего с целью удержания власти формулировать перед народными классами абсолютно неразрешимые для данного поколения задачи, порождает особый цинизм властвующей элиты, приходящей к господству насильственным путем. О. одним из первых почуствовал, что представители социальных групп-аутсайдеров, стремящихся к силовому овладению механизмами государственного управления и перераспределения материальных благ, изначально в массе своей ориентированы на легитимизацию абсолютной бесконтрольности своего пребывания у власти. Памфлет «Звероферма» трансформировался впоследствии у О. в грандиозную антиутопию «1984». Ведущий акцент этого произведения - обличение завершенного тоталитарного строя, фундирующегося на многомерном духовном и физическом порабощении человека, абсолютном и открытом попрании свободы, достоинства и индивидуальности личности, на всеобщем и универсальном шпионаже и взаимном доносительстве, на узаконенной борьбе государства и его карательных органов против любой инакости. Несмотря на то, что метафоры и образы О. использовались в 20 в. преимущественно для характеристики и отображения функционирования сталинского СССР и гитлеровской Германии, социальные и политические технологии, описанные им, в модернизированном виде потенциально применимы к любой общественной системе постиндустриального типа, в границах которой монополизируется право на распределение информации. Весомое значение, уделенное О. социальной роли адаптированных и лишенных смысловых нюансов и содержательных разночтений словоформ межчеловеческого общения (»новояз»), оказалось созвучным распространенной в философии 20 в. идее о высокой степени зависимости бытия человека в обществе от вербальных средств его описания и концептов его понимания, осуществляемых им самим.

  7. Источник: Новейший философский словарь