Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Giuseppe Giusti), прозванный итальянским Беранже, род. в 1809 г. в Тоскане, в довольно богатой и образованной семье, изучал юриспруденцию в Пизе, занимался во Флоренции адвокатской практикой, но больше времени посвящал изучению латинских поэтов и Данте. В 1835 г. по всей Италии распространилась во множестве списков чрезвычайно остроумная и ядовитая сатира: "Il Dies irae", написанная по поводу смерти имп. Франца. За ней быстро последовали другие подобные же сатиры, также на тосканском диалекте: "Insulto", "Legge penale per gli impiegati", а в следующем 1836 г. появился знаменитый "Сапог" (Lo Stivale), где сапог, т. е. Италия, жалуется на то, что постоянно переходит из рук в руки, от одного мошенника к другому. "Здесь я голубого цвета, — продолжает он, — там красного и белого, а там желтого и черного. Настоящий арлекин"! А он желает быть из одного куска и одного цвета. "Сапог", — твердила вся недовольная Италия, от мала до велика, и скоро узнали, кто автор этих стихотворений. Та же идея свободы и объединения Италии проводится в стихотв. "Incoronazione" (1838). В сатире "La Vestizione d'un cavaliere" Д. бичует страсть буржуазии к титулам и раздачу орденов негодяям; в "Girella" — ренегатов и беспринципных людей; в "Il Brindisi" — обезьянничанье перед французами; в "Gli immobili ed i semoventi" и "La terra de morti" — утопистов и квиетистов и т. д. В 1842 г. Д. укусила бешеная кошка, и страх (как оказалось, неосновательный) перед ужасной болезнью расстроил его и без того слабое здоровье. Когда он в 1844 г. оправлялся на купаньях в Ливорно, без его согласия и ведома, были изданы его стихотворения под заглавием: "Poesie d'un Italiano"; это побудило его в 1845 г. издать свои "Versi"; в этом сборнике появились "Il papato di prete Pero", напоминающее по основной мысли знаменитое "Le roi d'Yvetot" Беранже, и "Gingillino", изображающее жизнь тосканского бюрократа от колыбели до могилы. После восшествия на престол Пия IX появляются "Il congresso de'Birri" и "Spettri del 4 Settembre". В 1847 г. он начал писать диалоги: "I discorsi che corrono". В 1848 г. его два раза выбирали в депутаты; он сидел на левой стороне, но молчал и голосовал вместе с министрами, вследствие чего многие из горячих его поклонников обвиняли его в измене делу свободы. Обвинение это несправедливо: Д. никогда не держался крайних мнений, и "Молодой Италии" доставалось от него иногда довольно жестоко; друзьями его были умеренные, как Массимо д'Азелио и Каппони. Возвращение абсолютизма повергло его в глубокое отчаяние; он умер в 1850 г. Вышедшее в 1852 г. собрание его стихотворений было немедленно запрещено; но после объединения Д. занял видное место между любимыми поэтами Италии. Между Д. и Беранже действительно есть значительное сходство: оба они одинаково искусно владеют формой национальной песни и обладают свежестью народного чувства, силой и пластичностью народного языка. Но между ними есть и существенное различие, прежде всего по различию их национальностей: Беранже — сын великой передовой державы, Д. — сын раздробленной и униженной Италии; первый добродушно смеется там, где второй негодует и злится. Д. сам говорит, что его мысль возбуждается "тем, что имеет вид смеха, а на самом деле есть скорбь"; у него больше экстаза, раздражения и злого юмора, но нет и следа добродушной, жизнерадостной, немного эгоистической, практической философии, которой дышат песни Беранже. Их натуры тоже различны: Д. — нравственно больной человек, то безумно решительный, то робкий, как слабонервная женщина; по едкому выражению Гверацци, это — Самсон, разрушающий колонны, но боящийся штукатурки, которая при этом может осыпаться. Зато ум его гораздо глубже и обширнее и вкус значительно развитее и тоньше, нежели у Беранже, и в этом отношении Д. более напоминает Альфреда Мюссе. От Д., кроме стихотворений, осталось очень ценное собрание тосканских пословиц: "Raccolta di proverbi toscani" (1853, 2 изд., 1877), исследование о жизни и трудах Парини: "Discorso della vita е delle opere di Gius. Parini" (1846) и несколько дельных статей о Данте.

    См. "Scritti varii in prosa е versi" (1863). Главный материал для его биографии — собрание его писем: ("Epistolario". 1859, Флоренция). Известный нем. поэт П. Гейзе издал (Берл., 1875) почти полный немецкий перевод его сатир. См. о нем Susan Horner, "The toscan poet G. G. and his time" (Лон., 1864) и Fioretto, "G. G. e il suo tempo" (Верона, 1877). По-русски ("Вестн. Евр.", 1882, № 10) — "Дж. Джусти. Очерк жизни и произведений".

    А. Кирпичников.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Giusti)

    Джузеппе (13.5.1809, Монсуммано, — 31.3.1850, Флоренция), итальянский поэт. В политических стихах сатирического характера, написанных народным разговорным языком, Д. высмеивает австрийских императоров («День гнева», 1835, «Коронация», 1838), итальянских государей («Король-Чурбан», 1841), политиков-оппортунистов («Заздравный тост Флюгера», 1840), паразитическую аристократию и новую буржуазию («Бал», 1841, «Контракт», 1841, поэма «Жулик», 1845). В наиболее известном стихотворении «Сапог» (1836) поэт выражает надежду на освобождение Италии от иноземного гнёта и её объединение.

    Соч.: Ореге, a cura di Z. Arici, Torino, 1955; Poesie, a cura di N. Sabbatucci, Mil., 1962.

    Лит.: Потапова З. М., Итальянская литература Рисорджименто в России 60-х гг. XIX в., в сб.: Из истории литературных связей XIX в., М., 1962; Полуяхтова И. К., История итальянской литературы ХIХ в. (эпоха Рисорджименто), М., 1970, с. 144—49; Storia della letteratura italiana, v. 7. Mil., 1969; Parenti M., Bibliografia delle opere G. Giusti, Firenze, 1951.

    Н. Г. Елина.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Джусти

    ДЖУСТИ Джузеппе (Giuseppe Giusti, 1809—1850) — наиболее видный поэт итальянского национально-освободительного движения. Сын видного сановника; по образованию — юрист. Его политические сатиры в стихах распространялись в 30-х и 40-х гг. по всей Италии, снискав себе громадную популярность среди итальянской мелкой буржуазии, и особенно — радикальной интеллигенции, стремившейся к освобождению и объединению Италии, раздробленной и поделенной между Австрийской империей и феодальными государями. Д. — яркий выразитель нового периода — эпохи «Risorgimento» (Воскресения) — эпохи массовых выступлений революционного характера в Италии, толчок к к-рым дала революция 1830 и которые завершились движением 1848—1849. Во главе общественно-литературного движения стояла тогда радикальная интеллигенция в лице «Молодой Италии», и, следуя ее примеру, подняли свой голос идеологи более умеренных буржуазных групп. Наиболее левый среди них, Д. колебался между конституционализмом и республиканством; будучи другом Мадзини (см.), он однако относился скептически и к социалистам-утопистам («Gli Umanitari») и к радикальной интеллигенции («Il Sortilegio»). Вполне устойчивым было лишь его стремление к единству Италии, скорбная судьба которой изображена им в сатире «Lo Stivale» («Сапог» — намек на географические очертания Италии); он страстно желает этому сапогу быть «tutto di un pezzo e di un colore» («из одного куска и одноцветным»). Он затрагивает в сатире и папу («Brindisi», «Il papato di prete Pero»), и аристократов («Il Ballo» и другие), банкиров и буржуа («Le memorie di Pisa», «La coronazione» и другие); дает ряд великолепных сатирических портретов («Gingillino», «Girella» и другие). Примыкая отчасти к шутливой поэзии своего времени (Гваданьоли и др.), называя свои сатиры «scherzi» (шутки), Д. в то же время продолжает традицию националистической сатиры Парини (сочинения к-рого он выпустил под своей редакцией, 1846). От той и другой Д. отличает его поэтика. Он увлекался тосканскими народными песнями, так называемыми «rispetti», собирал тосканские народные изречения и пословицы; элементы народного диалекта Тосканы очень сильны в его языке. Изучение фольклора и народного говора и подсказало ему его своеобразный стиль, почти народный, песенный склад стиха, в значительной степени обусловивший огромную популярность его стихотворений среди демократических слоев населения. Как поэт радикальной мелкой буржуазии Д. отчасти близок Беранже; как и последний, Д. мастерски использовал форму народной песни.Библиография:

    I. Первое собрание стихов («I Versi») появилось в 1844; лучшее издание Д., с предисловием, комментариями, с приложением отзывов современной и новой критики, избранных писем Д. и т. п. принадлежит современному поэту Aldo Palazzeschi, в серии «Le piu belle pagine dei scrittori italiani, scelte da scrittori viventi», Под редакцией Ugo Ojetti, Milano, 1922. Издания прозы Д.: Raccolta di proverbi toscani, 1853; изд. 2-е, 1877; Discorso della vita e della opere di G. Parini, 1846; несколько журнальных статей о Данте; Epistolario, 2 тт., 1859, 1882 (все письма). На русский яз. Д. переводился только в журналах; на все европейские яз. переведен.

    II. Джузеппе Джусти, очерк жизни и произведений, «Вестник Европы», 1882, № 10; главы о Д. в курсах Гаспари, Оветта, Шерра, т. I, М., 1896; Фриче В. М., Литература эпохи объединения Италии, ч. 1, М., 1916; Horner S., The Toscan poet Giuseppe Giusti and his time, 1864; Caldi A., La satira civile del Parini e del Giusti, 1908; Parodi Tommaso, Poesia e letteratura, 1916 (ст. о Giusti); статьи в изд. Palazzeschi, 1922; Ghirizzani G., Giusti e i suoi tempi, s. a.; Romussi Carlo, Vita di Giuseppe Giusti, s. a.; Carducci G., Opere, ed. Zanichelli, Bologna, v. XIX.

    III. Bibliografia Giustiana straniera, «Rivista Internazionale», marzo 1876; Bibliografia Giustiana, «Rivista Abruzzese», marzo-novembre 1893.

  5. Источник: Литературная энциклопедия