Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Николай Игнатьевич) — современный физиолог; род. в 1843 г., в 1862 г. кончил курс в Петербургском университете и вскоре послан был министерством народного просвещения на 3 года за границу для приготовления к профессуре по кафедре физиологии. С 1867 г. по настоящее время читает лекции в Петербургском университете в качестве приват-доцента; кроме того, читал лекции физиологии на Женских медицинских курсах вплоть до их закрытия. С 1886 г. состоит членом ученого комитета министерства нар. просв. Главнейшие научные работы Б., посвященные труднейшим вопросам нервной физиологии, напечатаны в записках Берлинской академии наук и в "Pflüger's Archiw für Physiologie". На русск. языке Б. издал: "Курс физиологии органов чувств" (вып. 1, СПб., 1886), "О значении физиологии при изучении медицины" (СПб., 1881), "К столетнему дню кончины Моисея Мендельсона" (СПб., 1886) и др. В 80-х годах Бакст поместил ряд публицистических статей в газете "Голос".

    II (Николай Игнатьевич, дополнение к статье)физиолог; ум. в 1904 г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (настоящая фамилия — Розенберг)

    Лев Самойлович [27.1(8.2).1866, Гродно, — 27.12.1924, Париж], русский живописец, график, театральный художник. Учился в петербургской АХ (1883—87) и в Париже (с 1893).

    Входил в объединение «Мир искусства».В книжной графике (журналы «Mиp искусства» (См. Мир искусства), «Золотое руно», «Аполлон») и станковой живописи («Древний ужас», 1908, Русский музей, Ленинград) испытал сильное влияние стиля «Модерн». С 1909 жил главным образом в Париже. Один из ведущих декораторов «Русских сезонов за границей» и антрепризы С. П. Дягилева(балеты: «Клеопатра», 1909; «Жар-птица», 1910; «Нарцисс», 1911; «Дафнис и Хлоя», 1912, и др.). В театральных работах стремился прежде всего передать «дух эпохи», нередко склоняясь к его мистическому пониманию. Б. особенно привлекали Др. Греция эпохи архаики (См. Архаика) и Восток. Стилизуя мотивы античного искусства и экзотические восточные одежды, создавал утончённо-декоративные, часто фантастические костюмы, являвшиеся одним из важнейших элементов красочного театрального зрелища. В 1910—20-х гг. работал в театрах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Брюсселя, Рима.

    Лит.: AIexandre A., Cocteau J., L'art decoratif de Leon Bakst, P., 1913; Lewinson A., The story of Leon Bakst's life, B., 1922.

    Л. С. Бакст. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.