Большая Советская энциклопедия

    творческое направление в музыке, сложившееся в 18 веке в Мангейме. См. Германия, раздел Музыка.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА - направление в немецкой музыке, сложившееся в 18 в. в Мангейме (Я. Стамиц, Ф. К. Рихтер, И. К. Каннабих и др.). Композиторы мангеймской школы ввели в симфоническую музыку и практику ее исполнения длительные динамические нарастания (крещендо) и спады (диминуэндо), яркие контрасты. Достижения мангеймской школы использовали в своем творчестве Й. Гайдн и В. А. Моцарт.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Мангеймская шко́ла

    направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Мангейме в середине XVIII в. на основе деятельности оркестровой капеллы (Я. и К. Стамицы, Ф. К. Рихтер, А. Фильц, И. К. Каннабих и другие музыканты, главным образом чешского происхождения). Композиторские и исполнительские достижения в области симфонической музыки (становление симфонии, сонатной формы, приёмы классической оркестровки, использование эффектных нарастаний и спадов оркестровой звучности) продолжены венской классической школой.

    * * *

    МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА

    МАНГЕ́ЙМСКАЯ ШКО́ЛА, направление в немецкой музыке, сложившееся в 18 в. в Мангейме (Я. Стамиц(см. СТАМИЦ Ян), Ф. К. Рихтер, И. К. Каннабих и др.). Композиторы мангеймской школы ввели в симфоническую музыку и практику ее исполнения длительные динамические нарастания (крещендо) и спады (диминуэндо), яркие контрасты. Достижения мангеймской школы использовали в своем творчестве Й. Гайдн(см. ГАЙДН Йозеф) и В. А. Моцарт(см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    нем. творческое и исполнительское направление, сыгравшее в кон. 18 в. важную роль в формировании симфонии и камерного ансамбля на пути к венской классической школе. Сложилась в Мангейме (курфюршество Пфальц в Баварии), где к сер. 18 в. придв. капелла объединила ряд первоклассных музыкантов - композиторов и исполнителей (гл. обр. скрипачей и виолончелистов), определивших характерный исполнительский стиль оркестра и в значит. степени создавших для него новый репертуар. На формирование творч. и исполнительского стиля М. ш. оказала влияние чеш. муз. культура (в капелле было много чехов). В 1745-57 рук. капеллы был скрипач и композитор чеш. происхождения Я. Стамиц, способствовавший творч. самоопределению М. ш. Мангеймский оркестр (для своего времени очень большой, с расширенной струнной группой) отличался сыгранностью, своеобразием приемов исполнения, подчиненных задачам новой экспрессивности. Современники отмечали особые "мангеймские манеры": характерное подчёркивание динамич. контрастов, пристрастие к динамич. нарастаниям (большие, длительные crescendo) и затуханиям (diminuendo), а также выделение определённых мелодич. оборотов ("мангеймские вздохи" - задержания) и излюбленных типов украшений. По своему общему направлению М. ш. стояла ближе всего к сентиментализму 18 в. Её выразительные средства подчёркивали гл. обр. чувствительно-патетич. начала в инстр. музыке. Одноврем. в М. ш. проявились и стилевые черты рококо.

    В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в разл. творч. направлениях, ведущих к симфонизму: в старинной итал. скрипичной и трио-сонате, в оркестровой сюите, в увертюрах (особенно в итал.), в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симф. тематизм. ("Симфонией" ко времени М. ш. называлась итал. оперная увертюра, ещё не вполне отпочковавшаяся от оперы, но исполнявшаяся также и отдельно.) Создавая свою трактовку цикла, М. ш. подготовила классич. симфонию, определив художеств. функцию каждой из её 4 частей (именно этому в конечном счёте и служили многие из тех приёмов, к-рые получили назв. "мангеймские манеры"). У мангеймских авторов симфония превратилась в самостоят. оркестровое произв., чаще всего в 4 частях (allegro, andante, менуэт, финал), с характерным для каждой из них тематич. обликом, с откристаллизовавшимися темами-образами.

    Среди многочисл. авторов мангеймских симфоний (и одноврем. участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Дж. Тоэски, Карл Стамиц (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Несмотря на большой круг мастеров, М. ш. сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классич. школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние М. ш. оказала на молодого В. А. Моцарта.

    Издания: "Denkmдler der Tonkunst in Bayern", 1902, Bd 3; 1906, Bd 7; 1907, Bd 8; 1914, Bd 15; 1915, Bd 16.Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 592-600; Конен В., Театр и симфония, М., 1968; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, 1909; его же, Die Dynamik der Mannheimer Schule, "ZfMw", 1919-1920; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 3, Lpz., 1913; Reese W. H., Grundsдtze und Entwicklung der Instrumentation der vorklassischen und klassischen Symphonie, В., 1939 (Diss.); Larsen J. P., Zur Bedeutung der "Mannheimer Schule", в кн.: Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag am 7. Juli 1962, Regensburg, 1962; Newman W. S., The Sonata in the Classic era, Chapel Hill, (1963); De Stwo1inski G. В., The Mannheim symphonists: their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, (Rochester), 1966.T. H. Соловьёва.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: