Большая Советская энциклопедия

    Рене (Resnais) Ален (р. 3.6.1922, Ванн), французский кинорежиссёр. Учился на актёрских курсах и в институте высшего кинообразования. Представитель группы «Новая волна» (направление во французского кино в середине 50-х гг.). Среди первых работ ‒ короткометражный фильм «Ван Гог» (1948), документальные публицистические фильмы «Герника» (1949), «Ночь и туман» (1956). Художественные фильмы Р.: «Хиросима, любовь моя» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), «Мюриель, или Время возвращения» (1963), «Война окончена» (1966), «Люблю тебя, люблю» (1968). В 1967 участвовал в создании фильма «Далеко от Вьетнама».

    Лит.:

    Юткевич С., Новая школа французского короткометражного фильма в сборнике: Французское киноискусство, М., 1960.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Рене́ Ален

    (Resnais) (р. 1922), французский кинорежиссёр. В кино с 1946. Представитель направления «новая волна». Фильмы: «Хиросима, любовь моя» (1959), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), «Война окончена» (1966), «Провидение» (1977), «Мой американский дядюшка» (1980), «Жизнь — роман» (1983), «Любовь до смерти» (1984), «Мело» (1986) и др. Для Рене характерны внимание к внутреннему миру героев, острота психологических коллизий, нарушение хронологии повествования.

    * * *

    РЕНЕ Ален

    РЕНЕ́ (Resnais) Ален (р. 1922), французский кинорежиссер. Начинал как документалист (премия «Оскар» за короткометражный фильм «Ван Гог», 1948; премия им. Виго за антифашистский фильм «Ночь и туман», 1956). Первый игровой фильм — «Хиросима, любовь моя», 1959, отмеченный новаторством в области киноязыка. В 1961 поставил фильм по сценарию А. Роб-Грийе «В прошлом году в Мариенбаде», стилистически родственный школе «нового романа» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля). Другие фильмы: «Мюриэль, или время возвращения», 1963; «Война окончена», 1966; «Жизнь — роман», 1983 и др.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Энциклопедия кино

    РЕНЕ (Resnais) Ален (р. 03 июня 1922), французский кинорежиссер. Лидер философского направления в авторском кино Франции.

    Родился в городе Ван на северо-западе страны. Закончив среднюю школу, на рубеже 40-х годов переезжает в Париж. После двух лет учебы на актерских курсах поступает в киношколу ИДЕК, где получает профессию монтажера. С детства интересуясь кинематографом, в 14 лет снимает свой первый любительский фильм «Фантомас»; в 1946 делает еще два несохранившихся неигровых фильма. Путь в кинорежиссуре начинает с документальных картин, посвященных судьбам художников и их творчеству: «Ван Гог» (1948, приз за лучший документальный фильм на МКФ в Венеции, премия «Оскар», 1950), «Гоген» (1950). Внимание общественности обратил на себя пронизанный страстным антивоенным пафосом фильм о шедевре П. Пикассо «Герника» (1950, совместно с Р. Эссансом; Гран-при МКФ в Пунта дель Эсте, 1952); антиколониалистская тональность ленты о негритянской скульптуре «Статуи тоже умирают» (1953, совместно с К. Маркером; премия Жана Виго, 1954) привела к цензурным преследованиям. Широкий международный резонанс получил снятый по сценарию Ж. Кейроля фильм о концлагере Дахау «Ночь и туман» (1955, премия Жана Виго, 1956). В 50-е годы, осуществляя постановки еще нескольких документальных лент (наиболее примечательная из них — «Вся память мира», 1956, посвященная сокровищам Национальной библиотеки Франции), Рене сближается с «группой тридцати», сплотившей прогрессивных кинематографистов в борьбе за радикальное обновление национального кино; творческое ядро этой группы впоследствии приобрело известность по именем «новой волны», в русле которой на рубеже 60-х годов стало восприниматься и творчество Рене — создателя игровых фильмов.

    Не разделяя экстремистских взглядов ряда деятелей этого направления, режиссер был солидарен с идеологами «новой волны» в главном: в понимании кино как уникального зеркала реальности, как «правды двадцать четыре раза в секунду» по выражению Годара. Принципиальное своеобразие его собственного творчества определялось глубиной философского видения действительности, роднившей произведения Рене с поисками литературного авангарда Франции этой поры: прозой Ж. -П. Сартра и А. Камю, экзистенциальными этюдами М. Дюрас и С. де Бовуар, так называемым «новым романом» А. Роб-Грие и др. Основным содержанием фильмов режиссера на протяжении всего его пути неизменно остается человеческое сознание, сложность, противоречивость, парадоксальность его природы, причудливые механизмы памяти. Его герои — плоть от плоти своего трагического времени, будь то француженка из послевоенного Невера и японец, чудом избежавший ядерной бомбардировки Хиросимы — в дебюте режиссера на ниве игрового кино «Хиросима, моя любовь» (1959, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне), мужчина и женщина из аристократического круга, год назад якобы встретившиеся на некоем курорте в Мариенбаде — в его следующей ленте « В прошлом году в Мариенбаде» (1961, по одноименному роману А. Роб-Грие; Гран-при МКФ в Венеции), стареющая женщина из Булони и молодой француз, терзаемый призраками кровавых злодеяний колониальных войск в Алжире («Мюриэль, или Время возвращения», 1963; премия критики МКФ в Венеции, 1963), испанский подпольщик, день за днем продолжающий рисковать жизнью в борьбе с франкистским режимом по заданиям коммунистического центра в эмиграции — центра, вожди которого, кажется, утратили реальное представление о настроениях народных масс на горячо любимой ими родине («Война окончена», 1966; премия ФИПРЕССИ МКФ в Канне).

    В последующих фильмах отягощающее существование персонажей неизбывное бремя совести будет приводить их на грань небытия, а сами ленты — превращаться в разновидность несколько рассудочной игры со временем («Люблю тебя, люблю», 1968; «Провидение», 1977; снят в Великобритании по сценарию Д. Мерсера; премия «Сезар»), однако, озабоченность художника проблемами добра и зла, войны и мира, нравственности и аморализма остается внутренне присущим ему знаком («Мой американский дядюшка», 1980, премия ФИПРЕССИ и специальный приз МКФ в Канне; «Жизнь — роман», 1983; «Любить до смерти», 1984). К несомненным заслугам режиссера можно отнести мастерскую «театрализацию» экранных форм («Мело», 1986, по пьесе А. Бернштейна), а также изящные иронические этюды о нравах своих соотечественников и современных американцев в фильмах «Я хочу домой» (1989) и «Курить/Не курить» (1993).

    Николай Пальцев

    Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Большой специальный приз» (единогласно) за 1980 год

    Премия «СЕЗАР» в номинации «Лучший фильм» за 1993 год

    Премия «СЕЗАР» в номинации «Режиссер» за 1993 год

    Специальный приз за творчество Берлинского кинофестиваля за 1994 год

    1936 AVENTURE DE GUY, L" режиссер

    1946 OUVERT POUR CAUSE D"INVENTAIRE режиссер

    1946 SCHEMA D"UNE IDENTIFICATION режиссер

    1947 ALCOOL TUE, L" режиссер

    1947 BAGUE, LA режиссер

    1947 JOURNEE NATURELLE / VISITE А MAX ERNST режиссер

    1947 LAIT NESTLE, LE режиссер

    1947 PORTRAIT D"HENRI GOETZ режиссер

    1947 VAN GOGH режиссер

    1947 VISITE A CESAR DOMELA режиссер

    1947 VISITE A FELIX LABISSE режиссер

    1947 VISITE A HANS HARTNUNG режиссер, оператор, монтаж

    1947 VISITE A LUCIEN COUTAUD режиссер

    1947 ransfo transforme l"energie du pyrium

    1947 VISITE A OSCAR DOMINGUEZ режиссер

    1948 CHATEAUX DE FRANCE режиссер, сценарий

    1948 ean Effel (TV)

    1948 JARDINS DE PARIS, LES режиссер, монтаж

    1948 MALFRAY режиссер, оператор, монтаж

    1948 VAN GOGH режиссер

    1950 GAUGUIN режиссер, оператор, монтаж

    1950 GUERNICA режиссер, оператор, монтаж

    1952 SAINTropez, devoir et vacances / Saint-Tropez

    1952 DEVOIRS DE VACANCES монтаж

    1952 PICTURA режиссер

    1953 ux frontieres de l"homme

    1953 STATUES MEURENT AUSSI, LES режиссер, монтаж

    1955 UNE VISITE монтаж

    1955 NUIT ET BROUILLARD / NIGHT AND FOG режиссер

    1956 POINTE COURTE, LA монтаж

    1956 TOUTE LA MEMOIRE DU MONDE режиссер, монтаж

    1957 OEIL DU MAITRE, L" монтаж

    1957 MYSTERE DE L"ATELIER QUINZE, LE режиссер

    1958 BROADWAY BY LIGHT монтаж

    1958 CHANT DU STYRENE, LE режиссер

    1959 NOVEMBRE A PARIS монтаж

    1959 HIROSHIMA MON AMOUR (см. ХИРОСИМА, МОЯ ЛЮБОВЬ) режиссер

    1961 ANNEE DERNIERE A MARIENBAD, L" / LAST YEAR AT MARIENBAD режиссер, сценарий

    1963 MURIEL / MURIEL, OR THE TIME OF RETURN, TIME OF RETURN, THE режиссер, монтаж

    1966 GUERRE EST FINIE, LA / WAR IS OVER, THE режиссер

    1967 LOIN DU VIETNAM / FAR FROM VIETNAM режиссер

    1968 CINETRACTS режиссер

    1968 JE T"AIME, JE T"AIME режиссер, сценарий

    1972 AN 01, L" (NEW YORK SCENES) режиссер

    1974 STAVISKY.. режиссер

    1977 PROVIDENCE режиссер

    1980 MON ONCLE D"AMERIQUE режиссер

    1983 VIE EST UN ROMAN, LA / LIFE IS A BED OF ROSES режиссер

    1984 AMOUR A MORT, L" режиссер

    1986 MELO режиссер, сценарий

    1989 I WANT TO GO HOME режиссер

    1991 CONTRE L"OUBLI / AGAINST OBLIVION, режиссер

    1991 LEST WE FORGET режиссер

    1992 GERSHWIN режиссер

    1993 SMOKING/NO SMOKING режиссер

    1997 ON CONNAIT LA CHANSON / SAME OLD SONG режиссер

    2003 Pas sur la bouche режиссер

  5. Источник: Энциклопедия кино