«Культурно-историческая школа (в этнографии)»

Культурно-историческая школа (в этнографии) в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Культурно-историческая школа (в этнографии)»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Культурно-историческая школа в этнографии, антиэволюционное направление в буржуазной науке, в основе которого лежит т. н. «теория культурных кругов». Методологические принципы этой теории изложены немецким этнографом Ф. Гребнером в книге «Метод этнологии»(1911). В их основе идеалистическая концепция неокантианца Г. Риккерта, согласно которой история не знает закономерностей, исторические явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра. В работах представителей К.-и. ш. главное внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной территории выявляется определённое сочетание элементов материальной и духовной культуры и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к перемещению и напластованиям нескольких культурных кругов, оторванных от конкретных народов создателей культуры. Разновидностью К.-и. ш. является венская католическая школа во главе с австрийскими патерами В. Шмидтом и В. Копперсом. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал австрийский археолог О. Менгин. Лит.: Левин М. Г., Токарев С. А., «Культурно-историческая школа» на новом этапе, «Советская этнография», 1953, т. 4; Токарев С. А., Венская школа этнографии, «Вестник истории материальной культуры». 1958, № 3. М. Г. Левин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (в этнографии)

    КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА в этнографии, направление в нач. 20 в., согласно которому каждое явление культуры возникает единожды в одном месте; наличие его у разных народов объясняется распространением из первоначального центра (миграционизм, диффузионизм(см. ДИФФУЗИОНИЗМ)). На той или иной территории выявляется определенное сочетание элементов материальной и духовной культуры и конструируется «культурный круг». История культуры рассматривается как перемещение и напластование нескольких «культурных кругов».

  3. Источник: Энциклопедический словарь