Большая Советская энциклопедия

    деление музыкальной длительности (временной доли) на равные части. В основе Р. д. — деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой ноты с точкой на три половинные, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д. Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление основных длительностей на различное число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произведении принципу деления; т. о. возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с большим числом дробных длительностей, не имеющие специальных названий.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    ритми́ческое деле́ние

    деление музыкальных длительностей на равные части. Основной вид — деление на две части: целой ноты на 2 половинные, половинной на 2 четверти и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой с точкой — на 3 половинные, половинной с точкой на 3 четверти и т. д. Возможно изменение господствующего в произведении принципа деления: дуоль (деление на 2 при господстве деления на 3), триоль (деление на 3 при господстве деления на 2 или 4), квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и т. д.Ритмическое деление.

    * * *

    РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

    РИТМИ́ЧЕСКОЕ ДЕЛЕ́НИЕ, деление музыкальных длительностей(см. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ) на равные части. Основной вид — деление на две части: целой ноты на 2 половинные, половинной на 2 четверти и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три части: целой с точкой — на 3 половинные, половинной с точкой на 3 четверти и т. д. Возможно изменение господствующего в произведении принципа деления: дуоль (деление на 2 при господстве деления на 3), триоль (деление на 3 при господстве деления на 2 или 4), квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и т. д.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Музыкальная энциклопедия

    деление муз. длительности (временнуй доли) на равные части. Осн. видом Р. д. является деление на две части: целой ноты на две половинные, половинной на две четвертные, четвертной на две восьмые и т. д., а также деление трёхдольных длительностей на три части: целой с точкой на три половинные ноты, половинной с точкой на три четвертные, четвертной с точкой на три восьмые и т. д.

    Основной вид ритмического деления.

    Помимо этого, применяется произвольное (условное) деление осн. длительностей на разл. число равных долей, не отвечающее господствующему в данном произв. принципу метрич. деления; т. о., возникают дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль, октоль, нонемоль, децимоль, а также группы с бульшим числом дробных длительностей, не имеющие спец. названий. В произвольном Р. д. дробные длительности короче соответствующих им длительностей при чётном делении.

    Примеры произвольного ритмического деления.

    Ф. Шуберт. Серенада.

    П. И. Чайковский. "То было раннею весной". Романс.

    П. И. Чайковский. "Спящая красавица".

    А. Н. Верстовский. Отрывок из оперы "Вадим".

    Н. А. Римски й-Корсаков. "Садко", 2-я картина.

    Например, триоль из восьмых нот по временнуй протяжённости равна двум восьмым основного деления, или одной четверти; квинтоль из шестнадцатых - четырём шестнадцатым основного деления, или одной четверти. В произвольном Р. д. трёхдольных длительностей дробные доли в некоторых случаях длиннее основных долей, например: две дуольные восьмые равны трём восьмым основного деления и т. п. (см. примеры). В ритмические группы произвольного деления могут входить паузы, равные по длительности замещаемым ими дробным долям, напр.:

    и т. п.В. А. Вахромеев.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия