«Туризм»

Туризм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Туризм»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  15. Медицинская энциклопедия
  16. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  17. Энциклопедический словарь экономики и права
  18. Энциклопедический словарь
  19. Вся Япония
  20. Сводная энциклопедия афоризмов
  21. Юридическая энциклопедия
  22. Словарь бизнес-терминов
  23. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    (французское tourisme, от tour — прогулка, поездка)

    путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. — наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он сочетает различные виды рекреационной деятельности — оздоровление, познание, восстановление производительных сил человека и др. Т. — составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. (По существующей в мировой практике оценке масштабов туристского движения, к туристам относят всех лиц, которые временно и добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности, вознаграждаемой в месте временного проживания.) Лиц, пребывающих в свободное время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм», а за её пределами — «иностранный туризм». По данным международных официальных туристских организаций (См. Туристские организации), в середине 70-х гг. 20 в. от общего количества 700—800 млн. туристов в мире 75—80% приходится на внутренний Т.

    Международный и национальный Т. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как по природе своей они однородны, порождены одними и теми же причинами, образуют спрос в основном на одни и те же товары и услуги; во многих странах они имеют общую материально-техническую базу и единую сферу приложения труда.

    В зависимости от цели путешествий Т. подразделяется на: познавательный (экскурсионный) — посещение чем-либо привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных и др. достопримечательностей; Спортивный туризм—участие в спортивных мероприятиях; любительский — охота, рыболовство и прочее; так называемый пригородный Т. — массовые краткосрочные выезды больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные зоны отдыха; Т. с социальными целями — участие в общественных мероприятиях; деловой — посещение объектов, представляющих профессиональный интерес; религиозный — посещение «святых» мест и др. В международной статистике Т. поездки на курорты, в дачные местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы и др. также принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в которых доминирующая цель обусловливает Туристский маршрут, время года, продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья (гостиница, туристская база, палатка и т.п.) и др. условия — с группой или индивидуально, с семьей, с собственным туристским снаряжением (См. Туристское снаряжение), на принципах самообслуживания и пр. Цели и условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и др., а также материально-технической базой Т. и социальной поддержкой (выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам и туристским организациям).

    Принято различать Т. организованный — путешествие по программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный,— путешествие по плану, разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей самообслуживания.

    Туризм в СССР.В России первая крупная туристская организация основана в 1885 в Петербурге — «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона. Были учреждены Альпийский клуб в Тбилиси (1877), Крымский горный клуб в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позже Крымско-Кавказский горный клуб), Русский туринг-клуб (общество велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др., преобразованный в 1901 в Российское общество туристов (РОТ). По уставу РОТ его членами не могли быть учащиеся и нижние военные чины. Общество организовывало поездки по стране и за границу. К 1914 насчитывалось около 5 тыс. членов РОТ, главным образом представителей имущих классов.

    Возникновение советского туристского движения относится к началу 20-х гг. Организацией поездок для рабочих занимались профсоюзы, для учащихся и красноармейцев — Наркомпрос. (Первая советская туристская организация создана в 1918 — Бюро школьных экскурсий Наркомпроса.) Однако туристские путешествия не носили массового характера.

    В середине 20-х гг. возобновило (изменив устав) деятельность РОТ. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист», в 1929 акционерное общество «Интурист», общество пролетарского туризма (ОПТ РСФСР, пришедшее на смену РОТ). В 1930 постановлением СНК СССР на базе «Советского туриста» и общества пролетарского туризма создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), в 1932 — Центральная детская экскурсионно-туристская станция Наркомпроса РСФСР. ОПТЭ проделало большую работу по вовлечению населения в туристские походы и экскурсии, по развитию сети туристских баз и маршрутов. В 1930 насчитывалось 169 тыс. членов ОПТЭ, в 1932 их было уже 937 тыс., действовали 92 туристские базы всесоюзного значения, в дальних и местных путешествиях и экскурсиях участвовали 6,6 млн. чел. В 1936 постановлением ЦИК СССР руководство работой в области местных и дальних путешествий и экскурсий возложено на ВЦСПС, в составе которого образовано туристско-экскурсионное управление (ТЭУ), заменившее ОПТЭ. К 1940 профсоюзы создали несколько тысяч туристских ячеек на предприятиях и в учебных заведениях, организовали во многих районах страны туристско-экскурсионные маршруты, на которых функционировало 165 турбаз и лагерей. В период Великой Отечественной войны 1941—45 многие туристские базы были разрушены. В апреле 1945 советские профсоюзы приняли решение о восстановлении деятельности туристско-экскурсионного управления ВЦСПС. В 1945 туристско-экскурсионные управления были созданы в Москве, Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, Грузинской ССР; в 50—60-е гг. — во всех союзных республиках, в 33 краях и областях РСФСР, в 144 городах — клубы туристов. В 1962 ТЭУ профсоюзов реорганизованы в советы по туризму; в Москве образован Центральный совет по туризму (ЦСТ), в состав которого вошли представители центральных государственных и общественных организаций и учреждений, соучаствующих в обслуживании туристов. К 1965 советы по туризму работали практически во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах — экскурсионные бюро. В системе профсоюзов функционировали 452 туристские базы на 80 тыс. мест, арендованы 82 речных и морских теплохода, действовали 240 рейсов туристских поездов, туристскими учреждениями профсоюзов обслужено около 1,7 млн. туристов и свыше 8 млн. экскурсантов.

    В 1969 ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», поставившее задачу превратить туристско-экскурсионное дело в крупную отрасль обслуживания населения. ЦСТ преобразован в Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ).

    В 1971—75 на развитие материальной базы Т. профсоюзами выделено 0,5 млрд. руб., количество турбаз, гостиниц, кемпингов доведено почти до 1 тыс. (количество мест возросло со 150 тыс. до 300 тыс.), объём туристско-экскурсионных услуг возрос с 260 млн. руб. в 1970 до 1 млрд. в 1975. По размаху туристского движения СССР занимает одно из первых мест в мире. В 1975 число лиц, проводивших отпуск и каникулы за пределами постоянного места жительства, достигло 140—150 млн. чел. (оценка, включая поездки в дома отдыха, пансионаты, санатории, пионерские лагеря и др.), что составляет около 20% от всего числа туристов в мире.

    ЦСТЭ является одной из крупнейших туристских организаций в мире, обслуживающей около 26 млн. туристов и около 130 млн. экскурсантов в год (1975). В системе ЦСТЭ функционирует свыше 350 маршрутов всесоюзного значения и более 6 тыс. маршрутов местного значения; организуется ежегодно свыше 8 тыс. морских и речных круизов, около 9 тыс. железнодорожных, свыше 30 тыс. авиационных и свыше 200 тыс. автобусных туристских рейсов. Почти в 600 городах и населённых пунктах открыты экскурсионные бюро и бюро путешествий и экскурсий. В стране действует свыше 3 тыс. клубов и свыше 14 тыс. пунктов проката туристского снаряжения. На предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах, НИИ и учебных заведениях создано около 60 тыс. туристских секций, объединяющих туристов-спортсменов, занимающихся пешеходным, лыжным, водным, велосипедным и др. видами спортивного Т., включенными (с 1949) в Единую всесоюзную спортивную классификацию. Регулярно проводятся соревнования (в том числе и всесоюзные) по видам спортивного Т. При советах по Т. созданы маршрутно-квалификационные комиссии и контрольно-спасательная служба. Свыше 100 тыс. чел. (1975) имеют спортивные разряды и свыше 600— звание мастера спорта СССР по Т. Нормативы спортивного Т. включены во Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР».

    В 1971—75 получила дальнейшее развитие сеть детских экскурсионно-туристских станций (ДЭТС), работой которых руководит Центральный ДЭТС министерства просвещения СССР (основан в 1970). В 1975 было около 200 ДЭТС, свыше 300 детских туристских баз при них; на базах отдыхало около 1 млн., в экскурсиях участвовало около 8 млн., в самодеятельных походах — свыше 8 млн. школьников.

    С конца 50-х гг. в условиях ослабления международной напряжённости и развития культурно-экономических контактов между странами резко расширились международные туристские связи СССР. Активизировалась деятельность «Интуриста», создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» (1958), в ЦСТ образован отдел по международному туризму (1958), в 1964 учреждено Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, которое в 1969 преобразовано в Главное управление по иностранному туризму (ГУИТ) при Совете Министров СССР. В 70-е гг. укрепилась материальная база иностранного туризма в СССР, расширилась география путешествий. «Интурист» предлагает свои услуги более чем в 100 городах страны, «Спутник» имеет 19 международных молодёжных лагерей. Значительно увеличился обмен между зарубежными и советскими профсоюзными туристскими организациями. Число иностранных туристов в СССР возросло с 2 млн. чел. в 1970 до 3,7 млн. в 1975, более 2 млн. советских граждан в 1975 выезжало за рубеж. По масштабам деятельности «Интурист» вошёл в число 10 ведущих туристских фирм мира, «Спутник» — крупнейшая в мире молодёжная туристская организация.

    По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов СССР занимает 1-е место в мире. В стране насчитывается свыше 450 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 500 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер, например транссоюзный железнодорожный круиз: Владивосток — города Сибири — Москва — Ленинград — Рига — Таллин — Вильнюс — Киев — Крым — Кавказ — через Каспийское море (паромом) — столицы республик Средней Азии — Владивосток (путешествие длится 30 дней); авиационный: Москва — Хабаровск — Владивосток — Путятин — Камчатка (Долина гейзеров — вулкан Гремучий — Петропавловск) — Москва; речной: на плотах по р. Белой (Урал); морской: Мурманск — Северный Ледовитый океан — Дудинка (Норильск) — Мурманск; конный — по горному Алтаю.

    Туристское движение в СССР развивается в соответствии с государственной политикой в области охраны здоровья народа, носит ярко выраженный социальный характер. Только из фондов государственного социального страхования ежегодно выделяется свыше 1 млрд. руб. на приобретение льготных путёвок и различные дотации учреждениям Т., отдыха, санаторно-курортного лечения и др. Кроме того, на эти же цели расходуются значительные суммы из общественных фондов предприятий и совхозов. Для путешествия по путёвкам профсоюзных, молодёжных и детских туристских организаций существуют льготные транспортные тарифы. Социальная структура туристского потока (70-е гг.): рабочие промышленных предприятий и служащие — 33%, инженерно-технические работники и творческая интеллигенция — 28%, студенты и учащиеся — 18%, рабочие совхозов, колхозники — 9%, пенсионеры — 4%, прочее — 8%.

    В 1975 75—80 млн. чел. (оценка) участвовали в длительных и кратковременных самодеятельных путешествиях, походах, самостоятельно выезжали в места организованного отдыха, в пригородные зоны, в другие города с оздоровительными, познавательными, социальными, спортивными и другими целями.

    По совокупным затратам на отдых, связанный с перемещением в место его проведения, население расходует в год 13—14 млрд. руб. (1975, оценка), или около 5,5% ко всему фонду потребления товаров и услуг. По показателю затрат Т. занимает одно из первых мест в структуре потребления населением товаров и услуг.

    Научные исследования в области Т. ведут институт географии АН СССР, Центральный и зональные институты курортологии и физиотерапии министерства здравоохранения СССР, Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий ЦСТЭ (Москва), Научно-исследовательская лаборатория иностранного туризма и др. организации. Кадры для туристских организаций готовят центральные и зональные туристские курсы ЦСТЭ, институт повышения квалификации специалистов ГУИТ при Совете Министров СССР, специальный факультет в Высшей школе профсоюзного движения ВЦСПС.

    Издаются: ежемесячный иллюстрированный журнал «Турист» (ВЦСПС), регулярно — проспекты «Туристские маршруты» (ЦСТЭ ВЦСПС), для зарубежных туристов — иллюстрированный журнал «Путешествие в СССР» (на русском, английском, французском и немецком языках, издательства Главного управления по иностранному туризму при Совете Министров СССР). Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами издаёт газету «Московские новости» (на английском, французском, испанском, арабском языках) и др. издательство «Физкультура и спорт» и Профиздат ежегодно выпускают серии книг и брошюр по вопросам Т., рассчитанные на массового читателя.

    В. М. Кривошеев, Б. Г. Фадеев.

    Международный туризм (М. т.). Получил развитие в середине 19 в., со 2-й половины 20 в. приобрёл массовый характер. М. т. развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует подъёмом или спадом темпов роста не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах (если они занимают место, оказывающее влияние на мировой рынок туристских услуг). Этим объясняется неравномерность развития М. т. в различные годы. Рост количества туристов в мире в 1950—75 представлен в табл. 1. (Под количеством туристов в международной статистике понимается количество зарегистрированных прибытий туристов в ту или иную страну, но, поскольку за одну поездку некоторые туристы посещают несколько стран, фактическое число их несколько меньше.)

    Таблица 1.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Количество туристов, млн. чел.       | 1950      | 1960      | 1965      | 1970      | 1975      |

    | Прирост к предыдущему году, %     |---------------------------------------------------------------------------|

    | Индекс    | 25,3       | 71,2       | 115,5     | 169,0     | 220,0     |

    |        | —   | 13,0       | 6,9        | 9,7        | 10,5       |

    |        | 100 | 281 | 436 | 668 | 870        |

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Характерной чертой современного М. т. является высокая концентрация его в Европе и Северной Америке. В табл. 2 характеризуются объёмы и доля М. т. в различных регионах в 1965—75.

    Таблица 2.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Европа | 1965    | 1970     | 1975      |

    | Северная Америка      |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Латинская Америка     | млн.  | доля   | индекс | млн.   | доля  | индекс | млн.   | доля  | индекс  |

    | Африка        | чел.  | %       |     | чел.    | %       |     | чел.    | %       |      |

    | Азия    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Австралия    | 87,6  | 75,8    | 100      | 126,2  | 74,7   | 144      | 158,5  | 72,0   | 181       |

    | Океания       | 19,4  | 16,8    | 100      | 27,3    | 16,1   | 141      | 47,0    | 31,4   | 213       |

    | Ближний Восток   | 2,7    | 2,3     | 100      | 5,1     | 3,1     | 189      | 3,5      | 1,6     | 318       |

    |     | 1,1    | 1,0     | 100      | 2,3     | 1,4     | 209      | 8,0      | 3,6     | 381       |

    |     | 2,1    | 1,8     | 100      | 5,3     | 3,1     | 252      | 8,0      | 3,6     | 381       |

    |     | 2,1    | 1,8     | 100      | 5,3     | 3,1     | 252      | 8,0      | 3,6     | 381       |

    |     | 2,1    | 1,8     | 100      | 5,3     | 3,1     | 252      | 3,0      | 1,4     | 115       |

    |     | 2,6    | 2,3     | 100      | 2,8     | 1,7     | 108      |    |    |      |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Всего в мире        | 115,5 | 100     | 100      | 169,0  | 100    | 146      | 220     | 100    | 190       |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Основной туристский регион мира — Европа. На её долю приходится почти количества иностранных туристов, и такую же долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы континента. Основная причина — относительно высокие цены на межконтинентальный транспорт и высокая стоимость обслуживания во многих неевропейских странах. В Западной Европе туристские потоки многие годы имели

    чёткое направление с С. на Ю. В 60—70-е гг. из-за перегруженности популярных туристских центров Средиземноморского побережья Франции и Италии, а также конкурентного развития материально-технической базы М. т. в др. странах средиземноморского бассейна произошла заметная переориентация европейского туристского потока на Ю.-З. (Испания), Ю.-В. (НРБ, СРР, СФРЮ).

    Значительно расширились международные туристские связи европейских социалистических стран; в 1975 их посетило 45 млн. чел., то есть 18% всего количества туристов в мире. М. т. в европейских социалистических странах развивается преимущественно в рамках социалистического содружества. В 70-е гг. значительно увеличились туристские потоки в социалистические страны из капиталистических государств, частично из развивающихся стран, а также выезды за рубеж туристов из социалистических стран. В социалистических странах наиболее развит М. т. в СФРЮ, НРБ, СРР и ЧССР.

    Второй крупный туристский регион — Северная Америка (США и Канада), на который в 1975 приходилось около 16% мирового потока туристов. В основном это так называемый взаимный Т. между США, Канадой и Мексикой. За пределы континента ежегодно выезжает около 5 млн. чел. из США и около 0,5 млн. из Канады. Наблюдается абсолютный рост объёма М. т. и в странах Латинской Америки, Африки, Азии, в Австралии и Океании, но на них по-прежнему приходится лишь немногим более 9% количества иностранных туристов. Располагая богатыми рекреационными ресурсами, большинство развивающихся стран не имеет необходимой материально-технической базы для М. т.

    Туристский обмен между странами, кроме культурно-познавательного и политического значения как средства укрепления взаимопонимания между народами и установления более тесных межгосударственных отношений, имеет и экономическое значение. Поступления от М. т. в иностранной валюте составляют в некоторых странах важную статью дохода платёжных балансов и растут намного быстрее, чем поступления от экспорта товаров. Темпы роста общемирового объёма поступлений валюты от М. т. в 50—70-е гг. увеличивались с некоторым опережением темпов роста числа международных туристов (табл. 3), что объясняется прежде всего повышением цен на товары и услуги в капиталистических странах.

    Таблица 3.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Объём поступлений, млрд. долл.        | 1950   | 1960        | 1965        | 1970        | 1975  |

    | Поступления к предыдущему году, прирост в %        |----------------------------------------------------------------------------------|

    | Индекс       | 2,1      | 6,8    | 11,0  | 17,9  | 31,1   |

    |           | —       | 17,2  | 14,6  | 16,2  | 10,7   |

    |           | 100     | 324   | 524   | 852   | 1481  |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Географическое распределение туристских потоков прямо сказывается и на распределении доходов от М. т., их росте (табл. 4). Доходы в свою очередь увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объёма и характера предоставляемых услуг, от стоимости обслуживания и продолжительности пребывания туристов в стране.

    Таблица 4.

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | Европа           | 1965  | 1970  | 1975    |

    | Сев. Америка  |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Лат. Америка  | млрд.  | доля,%  | индекс | млрд.  | доля,%  | индекс | млрд.  | доля,   | индекс     |

    | Африка   | долл.  |        |     | долл.  |        |     | долл.  | %        |  |

    | Азия       |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |

    | Австралия      | 7,14    | 64,7       | 100      | 10,85   | 74,7       | 151      | 18,00   | 57,9     | 252    |

    | Океания  | 2,07    | 18,8       | 100      | 3,50    | 16,1       | 169      | 6,00    | 19,3     | 204    |

    | Ближний Восток     | 0,87    | 7,9         | 100      | 1,7      | 3,1         | 195      | 2,50    | 8,0      | 1136  |

    |       | 0,22    | 2,0         | 100      | 0,41    | 1,4         | 186      | 4,00    | 12,9     | 833    |

    |       | 0,48    | 4,3         | 100      | 1,2      | 3,1         | 250      | 4,00    | 12,9     | 833    |

    |       | 0,48    | 4,3         | 100      | 1,2      | 3,1         | 250      | 4,00    | 12,9     | 833    |

    |       | 0,48    | 4,3         | 100      | 1,2      | 3,1         | 250      | 0,60    | 1,9      | 240    |

    |       | 0,25    | 2,3         | 100      | 0,28    | 1,7         | 112      |     |     |  |

    |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Всего в мире         | 11,03   | 100        | 100      | 17,89   | 100        | 162      | 31,10   | 100      | 282    |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Развитие М. т. связано с решением ряда технических, организационных и научных проблем, многие из которых носят общий характер для всех или большинства стран: развитие материально-технической базы, районирование страны для туристских нужд, выявление новых перспективных районов и центров М. т., расширение туристского сезона (поскольку свыше 50% годичного количества туристов приходится на июнь — август).

    М. А. Ананьев.

    Туризм как отрасль экономики. Т. — отрасль экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах. Продукция Т.— это комплексная услуга (так называемый тур), содержащая в качестве взаимосвязанных элементов услуги транспорта, гостиничного хозяйства, торговли (в том числе общественного питания), экскурсионных, культурно-зрелищных, спортивных, коммунально-бытовых, лечебно-оздоровительных и др. учреждений и предприятий. Удельный вес элементов, составляющих тур, колеблется в широких пределах и находится в зависимости от множества факторов, среди которых определяющее влияние оказывают вид Т., способ передвижения, продолжительность и способ организации путешествия. В СССР, например, структура познавательного тура (1975, по усреднённым данным личных расходов туристов): транспорт — 30%, жильё — 15%, питание — 30%, покупки (промышленные товары, продукты питания) — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и прочее— 2%; среднемировые данные по конгрессному туру (поездки на конгрессы): транспорт (без учёта международного) — 5%, жильё — 34%, питание — 25%, покупки — 15%, экскурсии, развлечения — 8%, связь, бытовые услуги и др.— 13%.

    Различия в целях путешествий и способах их организации привели к появлению разных по функциям предприятий (гостиницы, туристские базы, мотели, пансионаты, дома отдыха и др.) и к специализации туристских учреждений, учитывающих в программах обслуживания особенности видов Т., способы организации путешествий, возрастные, профессиональные и др. особенности клиентуры.

    Материально-техническая база Т. с экономической точки зрения представляет собой совокупность предприятий и учреждений, которые подразделяют на так называемые первичные (гостиницы, турбазы, пансионаты и иные средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт, специальные отделения связи, бюро обмена валюты и др., обслуживающие только туристов) и так называемые вторичные (городской и международный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и прочее, обслуживающие местное население и туристов, ставших временными жителями данной местности). Существуют также предприятия и учреждения, которые обеспечивают функционирование первичных и вторичных туристских предприятий — производственные, ремонтные, снабженческие и др.; учебные заведения, готовящие квалифицированный обслуживающий персонал, экскурсоводов, гидов, переводчиков; научно-исследовательские, проектно-конструкторские и т.п. организации. Туристские предприятия 1-го и 3-го типа, как правило, принадлежат (либо арендуются) туристским организациям, 2-го — преимущественно др. отраслям сферы обслуживания и материального производства, соучаствующим в предоставлении туристских услуг. Через вторичные предприятия Т. активно влияет на местную экономику: средства туристов, поступая в местный бюджет, увеличивают его чистый доход, так как никакого материального вознаграждения туристы не получают.

    Доля участия первичных и вторичных предприятии в оказании туристам услуг меняется в зависимости от развитости материально-технической базы Т., продолжительности путешествия, вида Т., времени года и ряда др. причин. Например, в познавательном Т. обычно велика доля экскурсионных услуг и внутримаршрутного транспорта, в лечебно-оздоровительном — междугородного транспорта и здравоохранения; зимой — предприятий культурно-зрелищных и общественного питания, и т.д. В целом же доля услуг первичных предприятий обычно не превышает 20—30%, в некоторых случаях это соотношение может быть обратным (круизные путешествия).

    В силу экономико-технологической особенности туристской услуги Т. практически не может иметь формальной организации, объединяющей всю или хотя бы большую часть его материально-технической базы. На этом основана другая точка зрения; Т. лишь рынок сбыта услуг и товаров др. отраслей.

    Т. — сфера приложения труда значительной части экономически активного населения во всех развитых странах. В США, например, количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов составляет 5,6% всех лиц наёмного труда, во Франции — 4,3% самодеятельного населения, в Великобритании — свыше 4%, в СССР — около 4% всех занятых в народном хозяйстве (1975, оценка). В экономике многих стран отрасль Т. занимает одно из ведущих мест. Во Франции, например, Т. опередил по доходам автомобильную промышленность и вышел на 1-е место среди отраслей материального производства и сферы обслуживания (1975). В некоторых районах Т. является единственной отраслью, способной ощутимо влиять на развитие производительных сил, вовлекая в хозяйственный оборот такие природные тела или их свойства, которые не могут быть основой деятельности ни для какой другой отрасли экономики,— горный воздух, снежный покров, теплое море, солнечная радиация, эстетические особенности ландшафта. Вместе с тем некоторые ресурсы, находящиеся в хозяйственной эксплуатации (леса, луга, реки и др.), также могут быть использованы для целей Т.

    Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную потребность проводить отдых в малоизменённой природной среде. Поэтому туристские потоки в значительной степени (часто стихийно) устремляются именно в такие районы, в которых производительные силы развиты относительно слабо и природная среда подверглась относительно меньшим воздействиям. При этом Т. по сравнению с другими отраслями народного хозяйства в наименьшей степени отрицательно влияет на окружающую среду. Конкурентно выступая по отношению к другим отраслям народного хозяйства в экономическом освоении территорий, Т. способствует охране природы и выступает как одна из экологически эффективных отраслей народного хозяйства. Отрицательное влияние Т. на природу фиксируется в тех случаях, когда он является пионером освоения территорий, а также при перегрузке их отдыхающими, которая ведёт к подрыву восстановительных сил природы. Для предотвращения подобного оскудения природы изучаются нормы туристских нагрузок на различные типы ландшафта, выявляются резервы территорий, подлежащих охране как объекты Т. в будущем, организуются природные (национальные) парки с природоохранным режимом. Развитие исследований в области комплексного использования рекреационных ресурсов обусловило возникновение новой отрасли географии — рекреационной географии.

    Некоторые виды Т. — познавательный, деловой (путешествующие с этими целями составляют значительную часть от общего потока туристов), имея тяготение к культурным, промышленным и научным центрам, способствуют развитию отраслей сферы обслуживания и некоторых отраслей материального производства в этих центрах. В некоторых городах и регионах Т. может оказаться даже ведущей отраслью экономики.

    Т. характеризуется системой показателей которые в различных странах варьируются в зависимости от принципов оценки хозяйственной деятельности. Наиболее употребительны следующие категории показателей: а) характеризующие развитость материально-технической базы Т. — количество мест в средствах размещения, количество мест, приходящихся на душу населения (так называемый коэффициент туристской плотности); 6) объём обслуживания — количествотуристов, посетивших конкретную местность, город, страну; в) продолжительность пребывания туристов в определенной местности, стране; г) объём туристских услуг — суммарные денежные поступления от туристов, поступленияв расчёте на душу населения; д) данные, показывающие место Т. в системе отраслей экономики, — количество прямо и косвенно занятых обслуживанием туристов, доля занятых от всего продуктивного населения либо от всех занятых в сфере обслуживания и материального производства, доля туристов в сумме всех поступлений от населения (суммы продаж).

    Кроме того, отдельно учитываются валютные поступления от иностранных туристов — актив, расходы собственных граждан на зарубежные поездки — пассив (приезд зарубежных туристов называемый экономически активным Т., выезд собственных граждан за рубеж — экономически пассивным Т.), доля поступлений от иностранного Т. в платёжном балансе страны и др.

    В странах, находящихся на низкой ступени развития производит, сил (например, некоторые страны Азии, Африки), Т. практически отсутствует. Попытки некоторых развивающихся стран создать собственную материальную базу для иностранного Т. вынудили привлекать иностранный капитал.

    Экономическое значение Т. обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений — министерства, комиссариаты, комиссии и прочее, которые проводят в жизнь государственную политику в области Т., содействуют его развитию, ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, подготовку кадров. Политика капиталистических государств в области Т. сводится в основном к развитию национального Т. с целью сокращения пассивного Т. и увеличения активного, так как превышение расходов над доходами в платёжном балансе страны во многих случаях объясняется большими масштабами пассивного Т.

    В СССР государственную политику в области внутреннего Т. проводит ВЦСПС, иностранного Т. — Главное управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР. Основные задачи Т. вытекают из его оздоровительного, культурно-познавательного и политико-воспитательного значения. Туристские организации освобождены государством от каких-либо налогов, в том числе и подоходных. Из государственного и профсоюзного бюджетов, фондов предприятий направляются значительные суммы на развитие материально-технической базы, приобретение населением льготных путёвок, дотации туристским организациям и пр.

    Лит.: Азар В. И., Экономика и организация туризма, М., 1972; Теоретические основы рекреационной географии, М., 1975; Ананьев М. А., Экономика и география международного туризма, М., 1975; Гезгала Я., Туризм в народном хозяйстве пер. с польск., М., 1974; География и туризм в сборнике; Вопросы географии, М., 1973, сб. 93; Географические проблемы организации туризма и отдыха. Сб., в. 1—2, М., 1975; Рекреационная география. Сб., М., 1976; Rogalewski O., Zagospodarowanie turystyczne, Warsz., 1964; География на туризма, София, 1973; Current problems of recreation geography, Moscow, 1976.

    В. М. Кривошеев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. тури́зм;
    2. тури́змы;
    3. тури́зма;
    4. тури́змов;
    5. тури́зму;
    6. тури́змам;
    7. тури́зм;
    8. тури́змы;
    9. тури́змом;
    10. тури́змами;
    11. тури́зме;
    12. тури́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ТУРИ́ЗМ, -а,муж.

    1. Вид спорта групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. Горный т. Водный т. Лыжный т. Заниматься туризмом.

    2. Вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования. Международный т.

    | прил. туристический, -ая, -ое и туристский, -ая, -ое. Туристические буклеты. Туристская (туристическая) путёвка. Т. лагерь.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Путешествия, специально организованные, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, иногда с элементами спорта.

    Водный туризм.

    Средневековые костюмы, маски, узкие улички исторических городов . Нам необычны такие объекты туризма, но жители Европы их очень любят. Шагинян, Брюссельская Всемирная выставка 1958.

    [франц. tourisme]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ТУРИ́ЗМ, туризма, мн. нет, муж. (франц. tourisme от tour - прогулка). Вид спорта - путешествия, в которых развлечение и отдых соединяются с образовательными целями. Горный туризм. Водный туризм.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Путешествия как вид активного отдыха, преследующего познавательную, научную, спортивную и т.п. цели.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ТУРИЗМ (франц. tourisme - от tour - прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т. д.). Во Всемирной туристской организации (WTO; основана в 1975) ок. 120 стран (1992).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ТУРИЗМ (французское tourisme, от tour - прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Виды и формы туризма: внутренний и международный; самодеятельный и организованный; ближний и дальний; познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т.д. В 1975 основана всемирная туристская организация (ВТО); объединяет около 120 стран.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. tourism;
    (пешеходный) hiking водный туризмм. tourism, touring, outdoor pursuits;
    (вид спорта) walking, hiking;
    горный ~ mountain walking.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    туризм м 1. (вид спорта) Touristik ( t u - ] f 2. (путешествия) Fremdenverkehr m 1

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1)(вид спорта) Touristik f

    2)(путешествия) Fremdenverkehr m

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    tourisme m, camping m

    горный туризм — tourisme en montagne, alpinisme m

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    turismo m

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    turismo; escursionismo m(местный)

  27. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  28. Медицинская энциклопедия

    вид активного отдыха, связанный с путешествиями; одно из средств физической культуры. Туристские маршруты спортивного характера имеют различные категории сложности в зависимости от трудности трассы. В санаторно-курортной практике используется ближний туризм на ограниченное расстояние (до 15 км) с подъемами не более 30°.

    Туристские походы оказывают многостороннее положительное воздействие на организм человека. Оздоровительная ценность туристского отдыха связана с погодно-климатическими условиями и сезоном туризма, но в большей степени зависит от объема физической нагрузки, состояния здоровья и степени физической подготовленности туриста. Величина нагрузок определяется протяженностью маршрута, рельефом местности, весом снаряжения и скоростью движения. Физическая нагрузка в походах должна возрастать постепенно, достигая максимума примерно к середине маршрута. Остановки для отдыха на малопересеченной местности рекомендуется устраивать через каждые 40—60 мин, в горах на подъеме — через каждые 15—30 мин. На одном из последних привалов и после возвращения из похода целесообразно делать самомассаж ног. Питание должно быть 3—4-разовым.

    Для участия в сложных спортивных походах обязательно разрешение врача. Такие походы противопоказаны при сердечной недостаточности, аритмиях, выраженных формах гипертонической и ишемической болезней, варикозном расширении вен нижних конечностей с тромбофлебитом.

    Медицинский контроль в походе осуществляется в основном в виде взаимо- и самоконтроля. Необходима походная аптечка, в качестве которой может быть использована универсальная аптечка первой помощи (см. Аптечки). В целях безопасности и оздоровительной эффективности похода должны соблюдаться определенные гигиенические требования к одежде (Одежда) и обуви (Обувь).

  29. Источник: Медицинская энциклопедия



  30. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    旅行, 旅游, 旅游业

  31. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  32. Энциклопедический словарь экономики и права

    (фр. tourisme) - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

  33. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  34. Энциклопедический словарь

    ТУРИ́ЗМ -а; м. [франц. tourisme]

    1. Вид спорта - групповые походы в необжитые места с целью повышения выносливости организма. Горный, автомобильный, пешеходный т. Увлекаться туризмом. Экстремальный т. (предполагающий высокие физические нагрузки).

    2. Вид путешествий, в которых отдых сочетается с познавательной, культурной, спортивной целью. Внутренний, международный т. Самодеятельный, организованный т. Этнографический т.

    Туристи́ческий; Тури́стский (см.).

    * * *

    тури́зм

    (франц. tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Распространён в большинстве стран мира. Осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т. д.). Во Всемирной туристской организации (WTO; основана в 1975) около 120 стран (1992).

    * * *

    ТУРИЗМ

    ТУРИ́ЗМ (франц. tourisme, от tour — прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный(см. СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ) и т. д.). Во Всемирной туристской организации (WTO; основана в 1975) ок. 130 стран (1999).

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Вся Япония

    Для современного среднестатистического японца поездки и путешествия стали органической составляющей его образа жизни. На отдых и развлечения, среди которых немалую долю занимает туризм, приходится свыше 20% семейных расходов. Каждый взрослый гражданин страны успел трижды побывать за рубежом. Начало эры международного туризма в Японии обычно датируют 1963 г., когда парламентом страны был принят закон, определивший основные цели и направления: с одной стороны, привлечение иностранных туристов, с другой - поддержка стремления японцев узнать мир. Туризм в Японии стал делом общенациональным. Он - объект неустанного внимания авторитетных государственных структур, прежде всего департамента туризма Министерства транспорта, располагающего целой сетью региональных отделений, а также двух органов при Канцелярии премьер-министра страны - Совета по туристической политике и Межведомственного координационного совета по туризму. В задачу последнего входит согласование действий более чем двадцати министерств и ведомств, так или иначе связанных с туризмом. С целью содействия иностранцам, приезжающим в Японию, и гражданам Страны восходящего солнца, собирающимся за рубеж, в апреле 1959 г. на основе специального закона была создана некоммерческая Японская национальная туристическая организация (JNTO). Проблемы же туризма внутри страны находятся в ведении главным образом Японской туристической ассоциации (JTA). Организацией туризма в Японии занимаются специализированные туристические агентства и фирмы, которых здесь насчитывается более пяти тысяч. Забота государства о развитии туристического бизнеса проявляется и в правовой поддержке перспективных начинаний в этой отрасли. Примером могут служить законы о развитии курортных районов, о национальных парках, об улучшении оборудования международных туристических гостиниц, о работе гида-переводчика, о развитии туризма через традиционные празднества и мероприятия, о горячих источниках и многие другие. Согласованные усилия государства и бизнеса не пропали даром. Сегодня Страна восходящего солнца располагает первоклассными, говоря языком специалистов, "туристическими ресурсами": заповедниками и историческими памятниками, зоопарками и ботаническими садами, музеями и развлекательными комплексами. А ознакомление с этими достопримечательностями превращается в комфортное занятие благодаря развитому гостиничному хозяйству, современной транспортной системе и отвечающему мировым стандартам сервису. Непосредственно в сфере туризма трудится около 1,91 млн. человек. Кроме того, 4,1 млн. человек, или 6,3% от числа имеющих постоянную работу японцев, заняты производством связанных с туризмом товаров и услуг. Их доля в валовом внутреннем продукте страны составляет 5,4%. За период с 1964 г. по 1994 г. число иностранных туристов, ежегодно посещающих Японию, возросло с 353 тыс. человек до 3468 тыс. человек, то есть увеличилось почти в 10 раз. Это безусловно успех, хотя и относительный: до стран более развитых в том, что касается иностранного туризма, Японии еще далеко. Если отношение числа зарубежных туристов, приехавших, например, в Великобританию, к количеству граждан этой страны составило в 1994 г. 0,33, во Франции - 1,04, в Сингапуре - 2,02, в Австрии - 2,28, то в Японии - 0,03. Главную причину, сдерживающую поток зарубежных гостей в страну, чаще всего усматривают в том, что пребывание в Японии "благодаря" постоянно возраставшему в последние годы курсу иены превращается в дорогое удовольствие. Попытки правительства как-то ослабить влияние этого фактора с помощью беспошлинной продажи ряда производимых в стране товаров, скидок со стоимости проезда и тому подобных мер пока не дают заметного эффекта. Гораздо более высокие достижения Японии связаны с другой стороной международного туризма - поездками японцев в другие страны. За тот же тридцатилетний период число граждан Страны восходящего солнца, ежегодно выезжающих за рубеж, подскочило более чем в 100 раз. Подсчитано, что расходы выезжающего за рубеж японского туриста составляют в среднем за одну поездку 3200 долларов. Необъятные просторы России пока не очень манят к себе японских путешественников. Лишь около тридцати тысяч из почти 15 миллионов выезжавших в 1995 г. за рубеж японцев предпочли приехать в нашу страну. Это примерно в 50 раз меньше, чем во Францию или Китай. По мнению японских специалистов, Россия обладает хорошими "туристическими ресурсами", которые, однако, нужно уметь использовать.

  37. Источник: Вся Япония



  38. Сводная энциклопедия афоризмов

    Туризм

    Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * УчениеПутешествие, Странствие, Туризм -

    Когда путешествуешь, главное - не забывать, что смысл - в самом путешествии, а не в его конце. Если ты будешь чересчур спешить, то упустишь цель, ради которой путешествуешь. -


    • Ламенне (Lamennais)

    Путешествие должно быть серьезным трудом, иначе оно, если только не пьянствовать целыми днями, становится одним из самых горьких и в то же время самых глупых занятий. -


    • Флобер (Flaubert)

    В чужой стране путешественник - мешок с деньгами, который все наровят поскорее опорожнить. -


    • Гюго Виктор. Victor Hugo.

    Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. -


    • Франс Анатоль (France)

    Туризм - жизнедеятельность праздных. -


    • Довлатов С.Д.

    Путешествия обнаруживают не столько любопытство наше по отношению к тому, что мы собираемся смотреть, сколько усталость от того, что покидаем. -


    • Карр Альфонс (Karr)

    Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя. -


    • Камю Альбер. Camus.

    Человек, отправляющийся в путешествие в страну, языка которой не знает, собственно, отправляется в школу, а не в путешествие. -


    • Бэкон. Bacon.

    Путешествие - это рай для дураков. -


    • Эмерсон Ралф (Emerson)

    Человек, много путешествующий, похож на камень, пронесенный водою многие сотни верст: его шероховатости сглаживаются, и все в нем принимает мягкие округленные формы. - Э. Реклю

  39. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  40. Юридическая энциклопедия

    туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

    Источник: Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (редакция от 03.05.2012) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012)

  41. Источник: Юридическая энциклопедия



  42. Словарь бизнес-терминов

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

    ТУРИЗМ
    ТУРИЗМ (франц. tourisme - от tour - прогулка, поездка), путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. Распространен в большинстве стран мира. Осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма (внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т. д.). Во Всемирной туристской организации (WTO; основана в 1975) ок. 120 стран (1992).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  45. Источник: