Большая Советская энциклопедия

    лингвистического анализа философия, философия обыденного языка, направление аналитической философии (См. Аналитическая философия). Возникло в 1930-х гг. и получило развитие в Великобритании (Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, М. Макдональд и др.). Известное влияние имеет также в США (М. Блэк, Н. Малькольм и др.), в Австралии и в скандинавских странах. Будучи одной из школ Неопозитивизма, Л. ф. отрицает мировоззренческий характер философии и считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. В отличие от сторонников др. разновидности аналитической философии — т. н. логического анализа философии (См. Логического анализа философия), представители Л. ф. усматривают задачу «философа-аналитика» не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с некоторой логической нормой, а в детальном анализе действительного употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие неправильного употребления языка. В частности, согласно Л. ф., такой анализ приводит к выявлению причин постановки философских проблем, которые будто бы возникают в результате неправомерного расширения обыденного словоупотребления. Возражая против любых проявлений техницизма в философии, связанного с использованием специального понятийного аппарата, и отстаивая «чистоту» употребления естественного языка, Л. ф. выступает в качестве решительного противника Сциентизма в философии, в частности сциентизма логических позитивистов.

    Впервые идеи Л. ф. получили своё выражение в 1930-е гг. в т. н. кембриджской школе последователей Дж. Мура и позднего Витгенштейна. С конца 1940-х гг. большое влияние приобретают представители т. н. оксфордской школы (Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон и др.), которые подчёркивают разнообразие языковых явлений, способов употребления языковых выражений, выступая против всяких тенденций к унификации языка. Несмотря на несостоятельность Л. ф. как философского течения в целом, исследования представителей Л. ф. содержат некоторые результаты по анализу логич. структуры обыденного языка и изучения его семантических возможностей.

    Лит.: Геллнер Э., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Бегиашвили А. Ф., Современная английская лингвистическая философия, Тб., 1965; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; Black М., Problems of analysis, lthaca, 1954; The revolution in philosophy, ed. by G. Ryle, L., 1956; Charlesworth М. J., Philosophy and linguistic analysis, Pittsburgh, 1959.

    В. С. Швырев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ философия (философия лингвистического анализа - философия обыденного языка), направление аналитической философии. В духе неопозитивизма считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в прояснении языковых выражений. Возникла в 1930-х гг. под влиянием идей Л. Витгенштейна и Дж. Э. Мура, получила развитие в Великобритании (Г. Райл. Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Стросон, P. Strawson).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    — одно из направлений аналитической философии, получившее наибольшее распространение в Великобритании, США и некоторых др. странах в 1930—1960-е гг. Впервые метод филос. анализа естественного языка был разработан Дж. Муром. Др. важным источником для возникновения Л.ф. явилось учение позднего Л. Витгенштейна, его теория языкового значения «как употребления». В основном разделяя критическую антиметафизическую установку логических позитивистов в отношении «традиционных» способов философствования, представители Л.ф. иначе объясняли причину возникновения филос. заблуждений, которую они находили не в сознательной эксплуатации «метафизиками» неточностей и двусмысленных форм языка, а в самой его «логике», его «глубинной грамматике», порождающей парадоксальные предложения (типа предложения, на которое обратил внимание Мур: «Идет дождь, но я в это не верю») и всевозможные лингвистические «ловушки». Согласно Витгенштейну и некоторым его последователям из Кембриджского ун-та, филос. заблуждения устраняются путем прояснения и детального описания естественных (парадигматических) способов употребления слов и выражений, включения слов в органически присущие им контексты человеческой коммуникации («языковые игры»), введения в качестве критерия осмысленности требования, чтобы любое употребляемое слово предполагало возможность своей антитезы, осуществления номиналистической критики тенденции к унификации различных случаев употребления слов и др. приемов. При этом в отличие от логических позитивистов сторонники Л.ф. не призывали к «усовершенствованию» естественного языка по образцу формализованных логических языков или языка науки.

    Одна из школ Л.ф. (Дж. Уисдом, М. Лазеровиц, Э. Эмброуз) разработала сугубо «терапевтическую» интерпретацию целей и задач философии, сблизившись в этом отношении с психоанализом. Др. группа лингвистических философов — оксфордская школа «обыденного языка» — стремилась прежде всего к созданию позитивной концепции языковой деятельности. Ею были разработаны оригинальные идеи, введен в оборот новый категориальный аппарат для анализа языковой коммуникации (теория «речевых актов» Д. Остина), описания способов употребления психологических понятий (Г. Райл), выявления «концептуальной схемы» языка и познания (Я. Стросон), анализа моральных высказываний (Р. Хэар). Начиная с 1960-х гг. происходит сближение проблематик и исследовательских подходов Л.ф. и ряда направлений современной лингвистики (прежде всего в области лингвистической прагматики). Некоторые первоначально выдвинутые в Л.ф. концепции получают формально-логическую трактовку (таковой, напр., является иллокутивная логика Дж. Сёрла, навеянная идеями Остина).

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    лингвисти́ческая филосо́фия

    (философия лингвистического анализа, философия «обыденного языка»), направление аналитической философии. В духе неопозитивизма считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в исследовании естественного языка строгими методами, выявлении особой «логики» функционирования языка в условиях повседневной коммуникации. Возникла в 1930-х гг. под влиянием идей Л. Витгенштейна и Дж. Э. Мура, получила развитие в Великобритании [Г. Райл, Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Строусон (P. Strawson)].

    * * *

    ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ФИЛОСО́ФИЯ (философия лингвистического анализа, философия обыденного языка), направление аналитической философии(см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). В духе неопозитивизма считает традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникшими в силу ошибочного употребления языка; цель анализа видит в прояснении языковых выражений. Возникла в 1930-х гг. под влиянием идей Л. Витгенштейна и Дж. Э. Мура, получила развитие в Великобритании (Г. Райл. Дж. Остин, Дж. Уисдом, П. Стросон, P. Strawson).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: