Большая Советская энциклопедия

    (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro — оскопляю, eviro — кастрирую)

    особая категория итальянских певцов 16—18 вв. (называли также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем детстве кастрации голос их оставался детским по высоте (сопрано или меццо-сопрано) и по тембру, тогда как по силе соответствовал голосу взрослого мужчины. Могли исполнять высокие партии (в том числе женские), сложные виртуозные пассажи, выдержанные звуки. В 16 в. К.-п. широко использовались в католическом пении, в котором было запрещено участие женщин. В 17—18 вв. приобрели важнейшее значение в опере, главным образом итальянской.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ - категория исполнителей в католических церквах и оперных театрах в 16-18 вв. Оскопленные в раннем возрасте, сохраняли детский по высоте и тембру голос, который не уступал мужскому по силе и продолжительности звучания.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Сексологическая энциклопедия

    ("сопранисты"), певцы в католических капеллах и оперных театрах в XVI-XVIII вв. Оскопленные в детском возрасте, К.-П. приобретали особо мелодичный тембр голоса, к-рый походил на жен., но не уступал муж. по силе и длительности звучания. Для нек-рых из них композиторы писали специальные вокальные партии. К.-П. часто вовлекались в педерастию.

  5. Источник: Сексологическая энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    кастра́ты-певцы́

    категория исполнителей в католических церквах и оперных театрах в XVI—XVIII вв. Оскоплённые в раннем возрасте, сохраняли детский по высоте и тембру голос, который не уступал мужскому по силе и продолжительности звучания.

    * * *

    КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ

    КАСТРА́ТЫ-ПЕВЦЫ́, категория исполнителей в католических церквах и оперных театрах в 16—18 вв. Оскопленные в раннем возрасте, сохраняли детский по высоте и тембру голос, который не уступал мужскому по силе и продолжительности звучания.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro - оскопляю, eviro - кастрирую) - особая категория певцов, выступавших в католич. церкви и в оперных т-рах гл. обр. в 16-18 вв. (назывались также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем детстве кастрации К.-п. сохраняли детский по высоте (сопрано или меццо-сопрано) и по тембру голос, отличавшийся вместе с тем силой и продолжительностью звучания, свойственными голосу взрослого мужчины. Это позволяло К.-п. исполнять высокие партии (в т. ч. женские), сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки (messa di voce, характерные для итал. bel canto). В Италии К.-п. встречались уже в 3 в. Более широко использовались они в 16 в., в первую очередь в католическом пении, в к-ром было запрещено участие женщин. В 17-18 вв. приобрели важнейшее значение и в опере, гл. обр. итальянской. К.-п. пользовались таким успехом у публики, что певцы-мужчины почти перестали привлекаться для исполнения высоких партий в операх-сериа; зачастую с К.-п. не могли конкурировать и певицы-женщины, на долю к-рых нередко доставались мужские роли. Известнейшие К.-п. - А. Бернакки, Б. Ферри, Г. М. Каффарелли, Г. Пакьяротти, Ф. Бернарди, прозванный Сенезино, К. Броски, прозванный Фаринелли, и др. Отдельные К.-п. были известны ещё в нач. 20 в. (А. Морески из Сикстинской капеллы, ум. 1922).

    Литература: Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro italiano, Roma, 1920; Habцck Fr., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, В. - Lpz., 1927; Heriot A., The castrati in opera, L., 1956; Ruth W., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, "Bьhnengenossenschaft", Jahrg XV, 1963.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: