Большая Советская энциклопедия

    (Boutroux)

    Эмиль [28.7.1845, Монруж (Сена), — 22.11.1921, Париж], французский философ-идеалист, представитель Спиритуализма. Профессор Сорбонны, член Французской академии (1912). Б. выступил с критикой контовского Позитивизмаи абсолютизации научных методов («О случайности законов природы», 1874, русский перевод, 1900); считал, что объективная закономерность оставляет также место случайности, источник которой тот же, что и у необходимости — творчество, божественное начало; свобода у Б. — «корень бытия». Таким образом, Б. выступал с позиций Индетерминизма. Б. определял религию как высшую ступень духовной свободы, выражение человеческого стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказывало влияние на А. Бергсона, М. Блонделя (См. Блондель), Л. Брюнсвика.

    Соч.: De l'idée de loinaturelle dans la science et la philosophic contemporaine, P., 1895; Pascal, 5ed., P., 1912; Etudes d'histoire de la philosophic, 5 ed., P., 1925: в рус. пер. — Наука и религия в современной философии, СПБ. 1910; 0б отношении философии к науке, в сборнике: Новые идеи в философии, сб. 1, СПБ, 1912.

    Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с.. 489—93: La Fontaine A. P., La philosophie de Boutroux, P., 1921; Crawford L. S., The philosophy of Emile Boutroux as representative of French idealism in the nineteenth century, N. Y., 1924.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    БУТРУ

    (Boutroux) Эмиль (1845—1921) — фр. философ, в центре внимания которого находились проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. При объяснении явлений жизни и психики Б. выступал против механицизма и механистического детерминизма, говоря о радикальном разрыве между материальным, инстинктивным и мыслительным уровнями бытия. Законы природы не абсолютны, они оставляют место случайному, индивидуальному, в конечном счете — творческому принципу, необъяснимому творческому началу. Уровни бытия, по Б., образуют иерархическую лестницу, поднимающуюся от неодушевленной материи к духовному совершенству Бога; Бог в наибольшей степени способен к творчеству; этой же способностью наделен и человек, однако он может утратить ее из-за привычного следования обыденному. Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологической эволюции лежит случайный творческий акт, постоянно создающий новое; задача философии заключается в том, чтобы создать «логику случайного» как логику гармонии.

  3. Источник: Философская энциклопедия