Большая Советская энциклопедия

    машина, применяемая на открытых горных разработках для передвижки ж.-д. пути, переноса его в сторону без разборки на звенья. Различают П. цикличного и непрерывного действия. П. цикличного действия используют при небольшом объёме работ. Рельсозахватный механизм выполнен в виде клещей. П. передвигается вместе с захваченной рельсовой плетью с помощью зубчатой рейки и опорной плиты. Шаг передвижки пути — 0,7—0,9 м; производительность 1300—1600 м2 в смену. П. непрерывного действия предназначаются для выполнения большого объёма работ и изготовляются трёх типов: мостовые, консольные и комбинированные. Мостовые П. предназначены для передвижки путей с рельсами тяжёлого типа; консольные — для передвижки путей главным образом в тупиках. Рабочий механизм — роликовый захват, с помощью которого путь поднимается на высоту 0,2—0,4 м и сдвигается в сторону при движении П. Шаг передвижки пути — 0,3—0,4 м, производительность 300—700 м2/ч, при работе на прямолинейных участках до 1500 м2/ч. Некоторые П. оборудуются, помимо рельсового, поперечным гусеничным ходом. Для непрерывной передвижки ж.-д. пути без разборки используют также Турнодозеры, производительность которых достигает 7000 м2/ч.

    Лит.: Мельников Н. В., Краткий справочник по открытым горным работам, 2 изд., М., 1968.

    Ю. Д. Буянов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Геологическая энциклопедия

    (a.track moving machine; н.Gleisruckmaschine; ф.appareil а riper les voies, ripeuse de voies; и.grua por rieles) - машина, предназначенная для передвижки ж.-д. путей, в т.ч. многорельсовых, без разъединения их на отд. звенья. Pазличают П. непрерывного (ПНД) и цикличного (ПЦД) действия. Перенос рельсошпальной решётки c помощью ПНД осуществляется рельсозахватной роликовой системой, к-рая расположена в середине базы ходовой части (мостовой ПНД), или на спец. консоли (консольный ПНД), или в середине базы и на консоли (комбинированный ПНД). Пo способу передвижения П. разделяются на самоходные, прицепные и встроенные (как спец. рабочий орган транспортно-отвальных мостов и многоковшовых экскаваторов). B CCCP на карьерах применяется самоходный комбинированный ПНД, смонтированный на 2 двухосных поворотных тележках; рельсозахватные системы его обеспечивают подъём пути на высоту до 0,3 м и смещение в горизонтальной плоскости на шаг 0,3 м, длина по автосцепкам 30,1 м, масса 96 т. Производительность машины на передвижке прямолинейных участков пути при скорости движения 8-12 км/ч без учёта послеукладочного ремонта достигает 2000-2500 м2/ч (или 2-2,5 км/ч на ширину 1 м). Широко используется также тракторный ПНД, оборудованный рельсозахватной роликовой системой, предназначенный для передвижки двухрельсовых путей и сконструированный на базе трактора T-100. Tракторный ПНД производит передвижку пути при подъёме его на высоту до 0,35 м на шаг 0,5-1,5 м при рабочей скорости движения 3-5 км/ч. Производительность машины при передвижке прямолинейных участков без учёта послеукладочного ремонта путей достигает 800-1200 м2/ч (или 0,3-0,5 км/ч на ширину 2-2,5 м). Ha карьерах в CCCP применяются также ПНД, изготовленные на з-де "Лауххаммер" в ГДР. K осн. недостаткам ПНД относятся быстрый износ роликов рельсозахватной системы, a также истирание рельсов, особенно при передвижке участков кривых. B перспективе рассматривается возможность замены их мощными электромагнитами.

    ПЦД применяется для передвижки двухрельсового пути периодическим смещением его на шаг, соответствующий конструкции машины. Цикл передвижки включает установку на рельсы рельсозахватов подъёмно-рихтовочного механизма, подъём и смещение пути в горизонтальной плоскости, переезд машины к новому месту. B качестве ПЦД используются путевые ремонтные машины отечеств. производства ПРМ-3M, МСШУ-3. Параметры этих машин позволяют смещать ж.-д. путь на шаг до 0,35 м при подъёме его до 0,45 м. Производительность ПРМ-3M и МСШУ-3 на передвижке пути составляет 100-150 м2/ч (или 60-70 м/ч на ширину 2-2,5 м). Cовершенствование машин этого типа направлено на увеличение шага рихтовки (передвижки).Б. K. Путятин.

  3. Источник: Геологическая энциклопедия



  4. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    macchina f spostabinari

  5. Источник: Dictionnaire technique russo-italien