Большая Советская энциклопедия

    I

    Гле́бов

    Алексей Константинович [11(24).3.1908, с. Зверовичи, ныне Смоленской обл., — 2.10.1968, Минск], советский скульптор, народный художник БССР (1955). Учился в Витебском художественном техникуме (1926—30) у М. А. Керзина. Преподавал в Белорусском театрально-художественном институте (1955—68). Работал в области портретной, сюжетно-композиционной и монументальной пластики.

    Произведения: группа «Гражданская война в Белоруссии» (глина, 1937—40, не сохранилась), конная статуя Л. М. Доватора (гипс, 1945, Областной краеведческий музей, Витебск); портрет В. И. Владомирского (бронза, 1949), «Георгий Скорина» (дерево, 1954), группа «Встреча В. И. Ленина на Финляндском вокзале в апреле 1917 года» (гипс, 1957—58) — все в Художественном музее БССР, Минск; рельеф «Партизаны Белоруссии» (бронза, 1954) для памятника воинам Советской Армии и партизанам в Минске. Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Никифоров П., А. К. Глебов, М., 1960.

    А. К. Глебов. «Георгий Скорина». Дерево. 1954. Художественный музей БССР. Минск.

    II

    Гле́бов

    Анатолий Глебович [27.11(9.12).1899, Полтава, — 6.2.1964, Москва], русский советский писатель. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Первую пьесу «Наши дни» написал в 1919. Создал более 20 пьес, среди них «Загмук» (1925), «Рост» (1927), «Инга» (1929); 22 одноактные пьесы для театральной самодеятельности. Перевёл около 30 пьес национальных драматургов («Намус» А. Ширванзаде, «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова и др.). Проза Г. — «Линия дружбы. Рассказы о Турции» (1960) и рассказы «Правдоха», «Запятая», «Гуров» и др., составившие сборник «Рассказы о сильных» (1964).

    Соч.: Избранные пьесы, М., 1961; Рассказы о сильных, [2 изд.], М., 1967.

    Лит.: Шток И., Анатолий Глебов, «Театр», 1960, № 10; [Некролог], «Литературная газета», 1964, 11 февр.

    III

    (псевдоним; настоящая фамилия Сорокин)

    Глеб Павлович [29.4(11.5).1899, Вознесенск, ныне Николаевской обл., — 3.3.1967, Минск], белорусский советский актёр, народный артист СССР (1948). В 1921 начал сценическую деятельность на Украине. С 1926 был актёром 1-го Белорусского государственного драматического театра (ныне Белорусский театр им. Я. Купалы в Минске). Среди лучших ролей: Гарпагон («Скупой» Мольера), Туляга («Кто смеется последним» Крапивы, Государственная премия СССР, 1941), Харкевич («Гибель волка» Самуйлёнка), Пустаревич («Павлинка» Купалы), Кропля («Константин Заслонов» Мовзона, Государственная премия СССР, 1948), Романюк («Калиновая роща» Корнейчука), Горошка («Извините, пожалуйста» Макаёнка). Творчество Г. характеризовалось психологической глубиной, естественностью, тонким юмором. Снимался в кино. Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалью.

    Лит.: Лунина С., Глеб Павлович Глебов, М. — Л., 1949; Стэльмах Ул., Народны артыст СССР Г. П. Глебаў, Miнск, 1954.

    Г. П. Глебов в роли Туляги («Кто смеется последним» К. Крапивы).

    Г. П. Глебов.

    IV

    Гле́бов

    Иван Тимофеевич [24.6(6.7).1806, с. Глебово Городище, ныне Рязанской обл., — 10(22).11.1884], русский физиолог и анатом. В 1830 окончил Московскую медико-хирургическую академию; с 1841 ординарный профессор этой академии. С 1842 профессор первой в Московском университете кафедры сравнительной анатомии и физиологии, где ввёл преподавание микроскопической анатомии. С 1857 в Петербургской медико-хирургической академии. Г. развивал и пропагандировал экспериментальную физиологию в России. Среди трудов Г. монография по физиологии аппетита и голода (1856), где он высказал положение о «тёмном мышечном чувстве», о явлениях торможения в нервной системе.

    V

    Гле́бов

    Игорь, литературный псевдоним советского музыковеда и композитора Б. В. Асафьева.

    VI

    Гле́бов

    Леонид Иванович [21.2(5.3).1827, с. Весёлый Подол на Полтавщине, — 29.10(10.11).1893, Чернигов], украинский поэт-баснописец. Родился в семье управляющего имением. В 1855 окончил Нежинский лицей. Был учителем гимназии. В 1861—63 издавал «Черниговский листок», который был закрыт за «противоправительственную агитацию»; Г. отстранили от педагогической работы и отдали под надзор полиции. Первый сборник Г. «Стихотворения» вышел на русский язык в 1847. Некоторые его стихи («Стоит гора высокая...» и др.) стали народными песнями. Славу Г. принесли его самобытные басни, направленные против крепостничества, сутяжничества, против взяточников, подхалимов и т.д. («Волк и ягнёнок», «Волк и кот», «Щука», «Громада», «Медведь-пасечник», «Хозяйка и слуги» и др.). Собрание басен Г. («Байки») вышло в 1863 (3 изд. 1882). Г. один из зачинателей украинской детской литературы.

    Соч.: Твори, т. 1—2, Хар., 1927: Вибранi твори, К., 1955; Байки i вipшi, К., 1959.

    Лит.: История украинской литературы, т. 1 — Дооктябрьская литература, К., 1954; Бойко I. З., Леонiд Iванович Глiбов..., К., 1952; Сиваченко М., Деко О., Леонiд Глiбов. Дослiдження i матерiaли. К., 1969.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большая биографическая энциклопедия

    сост. биограф. Р. Оуэна (Вологда, 1908).

    {Венгеров}

  3. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  4. Литературная энциклопедия

    Глебов

    ГЛЕБОВ Анатолий Глебович (1899—) — драматург. Отец — артист, работавший много лет в рабочих районах Ленинграда, мать — художница. Семейная обстановка сильно способствовала художественному самоопределению Глебова, материальные условия — типичные для пролетариев умственного труда — выявлению социальных симпатий и настроений. Гимназический курс сдал экстерном; учился некоторое время на японском отделении факультета восточных языков. В 1917 Глебов уходит в общественную работу (редактор газеты «Свободная школа», санитар красногвардейского отряда, работает в Наркомпросе; в 1919 вступает в ВКП (б) в Туле, редактируя там орган Губкома «Пролетарское строительство» и другие; с 1920 по 1924 работает в Наркоминделе, с 1924 по 1927 — в «Крестьянской газете» как организатор селькоровского движения и т. д.). Первое выступление в литературе относится к 1917 — публицистика и очерки («Свободная школа», Л.); в 1924 работает в клубах для самодеятельных кружков, где ставятся литмонтажи и инсценировки Г. Первая изданная пьеса «Канун» («Преступление старосты Дембовского») была поставлена осенью 1924 на сцене театра им. МГСПС; с тех пор на московских и провинциальных сценах появляется ряд пьес Г., трактующих в специфической для драматургии форме вопросы классовой борьбы. Так «Канун» отражает борьбу польского пролетариата с отечественной буржуазией; «Загмук» представляет собой обработку ассиро-вавилонской легенды, по которой в известное время года отдельные классы общества условно менялись своим социальным положением. В одну из таких «перемен» рабы, захватив власть, подняли восстание против своих угнетателей; «Власть» запечатлела героическую борьбу пролетариата с буржуазией в памятные Октябрьские дни — действие протекает в деревне, на заводе, в городе и на вокзале, где завязываются узлы социально-политических и экономически-производственных конфликтов; «Рост» отображает трудности социалистического строительства — впервые в русской драматургии показаны типы так наз. «вредителей» (инженеры, инструктора иностранцы, хулиганы и т. п.) — действие развертывается на текстильной фабрике. «Золото и мозг» («Спрут») затрагивает вопросы международной пролетарской солидарности, военной опасности, организации зап.-европейского пролетариата, окруженного фашистами, социал-предателями и капиталистами, стремящимися вырвать у него даже изобретения, если они способны улучшить его положение, — так в своеобразной форме обнаруживается и классовая обусловленность науки и ее деятелей. «Инга» показывает уголок нового советского быта и перемену «женской доли» под влиянием преобразования современных отношений во всей их сложности. Так. обр. во всех пьесах Г. переплетаются два начала — индивидуальное и социальное (коллективистическое), причем последнее определяет первое. В этом смысле Г., среди современных пролетарских драматургов, стремится наиболее последовательно выдержать принципы марксистской социологии. В соответствии с этим он пользуется приемами психологического реализма, местами впадая, однако, в излишний натурализм. Этот недостаток Глебов пытается затушевать искусным построением драматургической композиции. Некоторые пьесы Г. переведены на языки национальных меньшинств (еврейский, тюркский, грузинский) и ставились на национальных сценах.Библиография:

    Канун (Преступление старосты Дембовского), Театр. изд-во, М., 1924; Окопы в комнатах, МОДПиК, М., 1925; Горячкин в деревне, Пьеса для комсом. театра (совместно с Л. Субботиным), Моск. театр. изд-во, М., 1925; Загмук, Трагедия раннего восстания, МТИ, М., 1925; Рост, Теакинопечать, М., 1927; Расплата, Пьеса для деревни, «Крестьян. газ.», М., 1927; Власть, Драматические фрагменты Октября, Гиз, 1929; Золото и мозг, Теакинопечать, М., 1929.

  5. Источник: Литературная энциклопедия