Словарь Брокгауза и Ефрона

    состоит из 12 ступеней, отстоящих на хроматические и диатонические полутоны. X. гамма бывает восходящая и нисходящая и применяется во всех строях. Письмо этой гаммы находится в зависимости от хроматических ключевых знаков строя, в котором X. гамма применяется. Общее правило письма этой гаммы заключается в том, что в восходящей X. гамме пользуются знаками повышения: диезом, дубль-диезом и, при бемолях в ключе, — бекаром; в нисходящей — знаками понижения: бемолем, дубль-бемолем, а при диезах в ключе — бекаром, причем ключевые знаки входят в состав X. гаммы. В восходящей X. гамме, применяемой в до мажор, не ставят ля диез, заменяя его нотой си бемоль; в нисходящей — не ставят соль бемоль и заменяют его нотой фа диез. Из этого следует, что в восходящей хроматической гамме, применяемой в мажорном строе, повышенная шестая ступень диатонической гаммы заменяется пониженной седьмой (перед диатоническим полутоном мажорной гаммы), а в нисходящей пониженная пятая ступень заменяется повышенной четвертой (перед диатоническим полутоном мажорной гаммы).

    1) Хроматическая гамма, применяемая в строе до мажор.

    2) Хроматическая гамма, применяемая в строе pe бемоль мажор.

    В X. восходящей гамме в миноре пользуются письмом восходящей X. гаммы соответствующего мажора, в нисходящей — письмом нисходящей X. гаммы одноименного с минором мажора. Таким образом, в миноре в восходящей X. гамме повышенная первая ступень (диатонической мажорной гаммы) заменяется пониженной второй, а в нисходящей пониженная пятая (диатонической минорной гаммы) заменяется повышенной четвертой; напр. в X. восходящей гамме, применяемой в строе ля минор, ля диез заменятся нотой си бемоль, а в нисходящей ми бемоль заменяется нотой ре диез.

    Н. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гамма с полутоновым расстоянием между ступенями, насчитывающая 12 звуков в пределах октавы. Рассматривается как мажорная или минорная гамма с проходящими полутонами. Отсюда правила её записи: все диатонические ступени нотируются без какой-либо энгармонической замены, прочие ступени в мажоре при движении вверх обозначаются через повышения основных (только VI повышенная заменяется VII пониженной), а при движении вниз — через понижения основных (только V пониженная заменяется IV повышенной). В миноре при движении вверх применяется написание параллельного, при движении вниз — одноимённого мажора.

    Хроматическая гамма до мажор — восходящая и нисходящая.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке - звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    chromatic scale

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Энциклопедический словарь

    хромати́ческая га́мма

    (муз.), звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков.

    * * *

    ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

    ХРОМАТИ́ЧЕСКАЯ ГА́ММА, в музыке — звукоряд(см. ЗВУКОРЯД), включающий все 12 входящих в октаву(см. ОКТАВА) звуков.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальная энциклопедия

    последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к-рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов натурального мажора или натурального минора при заполнении больших секунд хроматич. полутонами. В восходящей X. г. хроматич. полутона записываются как повышения диатонич. ступеней, в нисходящей - как их понижения, за нек-рыми исключениями, учитывающими родство тональностей. Так, в мажоре вместо повышения VI ступени понижается VII ступень, вместо понижения V ступени повышается IV. В миноре написание восходящей X. г. то же, что в параллельном мажоре (I ступень минора приравнивается к VI ступени мажора); нисходящая X. г. в миноре пишется с сохранением правописания восходящей или как одноимённая мажорная X. г.

    В муз. произв. иногда встречаются отступления от подобного написания X. г. В большинстве случаев они логически обоснованы. Напр., повышение VI ступени при восходящем направлении движения в мажоре может быть связано с желанием придать звуку вводнотоновый характер по отношению к VII ступени лада. Оно встречается и при использовании X. г. в виде пассажа на фоне выдержанной гармонии и т. п.

    В. А. Вахромеев.

  11. Источник: Музыкальная энциклопедия



  12. Dictionnaire technique russo-italien

    gamma cromatica

  13. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  14. Большой Энциклопедический словарь

    ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
    ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - в музыке - звукоряд, включающий все 12 входящих в октаву звуков.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: