Словарь Брокгауза и Ефрона

    общее название всех противников церковного догмата Троицы во времена Реформации. Сами же они, подобно их современным единомышленникам, назвали себя унитариями (см. это сл.). В то время как реформаторы, чтобы сохранить связь с древнехристианской церковью, признавали догмат о Троице неприкосновенным, хотя и непостижимым таинством, — другие старались подвергнуть этот догмат критическому анализу на основании Писания или с точки зрения разума. В согласии с средневековой мистикой Иоганн Денк из Баварии († от чумы в декабре 1527 года) и народный историк Себастьян Франк из Донауверта († 1543 г.) учили, что истинный Христос есть "вечное слово", "внутренний свет", горящий в сердце каждого верующего, тогда как внешний, исторический Христос ничего не значит. Напротив того, Конрад из Виртемберга (казнен в Базеле 1529) и Людвиг Гецер из Бишофцеля (обезглавлен в Констанце 1528 вследствие преступления против нравственности) видели в Христе только преисполненного божественного духа человека. Испанский врач Михаил Сервэ (см. это сл.) за отрицание Троицы был сожжен 1553 в Женеве по настоянию Кальвина. Нидерландец Иоганн Компанус (вследствие сумасшествия заключенный 1574 в Клеве), ссылаясь на 1 книгу Моисея (1, 26), учил, что в Боге существуют две ипостаси, образующие единое, подобно тому, как муж и жена составляют одно тело. Давид Иорис, художник на стекле в Дельфте, и Ганс Никлас в Эмдене, в Восточной Фрисландии (ум. 1577), видели в Троице только символ трех веков, в которых воплотилось спасение; во главе второго века стоит Христос, а во главе третьего — Давид Иорис или Ганс Никлас. Особенно многочисленны были А. в Италии, где реформационное движение в связи с гуманистическим образованием приняло критическое направление. Однако инквизиция принудила итальянских А. покинуть свое отечество и искать убежища в протестантских странах, преимущественно в Швейцарии. Но и тут участь их была не лучше. Испытав жестокие гонения в Швейцарии и Германии, А. нашли себе наконец новое отечество в Польше и Трансильвании, где ими основана под именем социниан (см. это сл.) цветущая церковная община. См. Трексель, "Die protestantischen A. vor F. Socin" (2 т. Гейдельб., 1839—41); Р. Уэллэса, "Antitrinitarian biography" (Лонд., 1850).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    приверженцы религиозных учений и сект, не принимающих основной догмат христианства — догмат о Троице (См. Троица).До Никейского собора 325, в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, христиане в своей значительной части были А. (гностики, монархиане, ариане). В средние века в ряде случаев взгляды А. являлись своеобразным выражением свободомыслия. В период Реформации А. являлись Анабаптисты,Социнианеи другие радикальные секты. Антитринитаристских идей придерживался русский мыслитель-вольнодумец 16 в. Феодосий Косой. Виднейшим идеологом А. был испанский учёный М. Сервет.В 18—19 вв. А. пользовались значительным влиянием в Англии и США. Одной из распространённых форм является унитаризм (см. Унитарии).

    А. Н. Чанышев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    АНТИТРИНИТАРИИ (от анти... и лат. trinitas - троица) - приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства - догмат Троицы.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    АНТИТРИНИТА́РИИ

    (от греч. ἀντι – против и лат. trinitas – троица) – последователи религ. учений и сект, отрицавшие догмат о "триединстве божества". Учение А. возникло в конце 2 – нач. 3 вв. н.э., в период, когда в борьбе многочисл. сект и направлений складывались осн. догматы христ. церкви. В 16 в. особенно многочисленны А. в Италии, где в связи с гуманистич. образованием была наиболее сильна критика догматов христианства. Виднейшим идеологом А. был исп. ученый М. Сервет. Преследуемые инквизицией, А. бежали в Швейцарию и Германию, а затем в Польшу и Литву, где были известны под различными именами: социниане (см. Социнианство), ариане, польские братья, буднеисты (см. Будный) и т.д. В связи с торжеством католич. реакции в Польше в конце 16 в. преследуемые католич. церковью А. стали переселяться в Венгрию, Трансильванию и др. страны. Из рус. еретиков 16 в. последователем А. был Феодосий Косой. А. 16 в. являлись представителями раннего рационализма. Признавая авторитет Священного писания, они допускали свободное его толкование, считали религию истинной лишь в пределах разума, отрицали первородный грех, не признавали искупит. жертвы, якобы принесенной Христом за грехи людей, называли это вероучение вредным заблуждением, отнимающим у человека стремление к нравств. совершенствованию. А. находились в оппозиции не только к католицизму, но и к лютеранству и кальвинизму. Нек-рые А. были деистами и даже материалистами (напр., Бекеш, Доманевский). Отражая стремления демократич. слоев населения, А. выступали против церк. иерархии, монашества, почитания икон, святых, иногда доходили до отрицания частной собственности, государств. власти, требовали отмены крепостного права и признания равенства людей. Поэтому их учение пользовалось большим успехом среди простого люда. В наст. время к А. принадлежат различные протестантские церкви и секты.

    Лит.: Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Западной Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2, с. 25–57, 193–224, 401–32; Grabowski Т., Literatura aryańska w Polsce, 1560–1660, Kr., 1908; Merczyng H., Polscy deiści i wolnomyśliciele za Jagiellonów, "Przegląd historyczny", Warsz., 1911, t. 12; Kot S., Ideologja polityczna i społeczna Braci Polskich zwanych Arjanami, Warsz., 1932; Górski K., Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Literatura ariańska w Polsce XVI wieku. Antologia, [Warsz.], 1959.

    Н. Алексютович. Минск.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    антитринита́рии

    (от анти... и лат. trinitas — троица), приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства — догмат Троицы.

    * * *

    АНТИТРИНИТАРИИ

    АНТИТРИНИТА́РИИ (от греч. anti- — против и лат. trinitas — троица), приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих один из основных догматов христианства — догмат Троицы(см. ТРОИЦА (церковный праздник)).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (от греч. anti - приставка, означающая "против", и лат. trinitas - троица) - общее назв. ряда приверженцев христ. сект в Рим. империи во 2-4 вв. (монархиане, ариане, саббелиане, присциллиане и др.) и в 16 в., в период Реформации (анабаптисты), отрицавших догмат о Троице. Взглядов А., являвшихся в ряде случаев своеобразным выражением свободомыслия, придерживались также Абеляр, Иоахим Флорский, номиналисты. Преследовались и католиками (А. изгнаны из Италии инквизицией) и протестантами (сожжение в 1553 главы А. - М. Сервета в Швейцарии). В кон. 16 в. распространились в Польше (см. Социниане). Ряд протестантских церквей и сект придерживается видоизмененного учения А. См. Унитарии.

    Публ.: Literatura arianska w Polsce XVI wieku. Antologia, (Warsz.), 1959.

    Лит.: Будрин Е. A., Антитринитарии 16 в., вып. 1-3, Казань, 1878-89; Левицкий О., Социнианство в Польше и Юго-Зап. Руси, "Киевская старина", 1882, т. 2; Górski K., Studia nad dziejami polskiej literatury antytrynitarskiej XVI w., Kr., 1949; Studia nad arianizmem, Warsz., 1959; Gantimori D., Italienische Haeretiker der Spätrenaissance, Basel, 1949.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: