Большая Советская энциклопедия

    (Echeverria)

    Эстебан Хосе Антонио (2.9.1805, Буэнос-Айрес, — 19.1. 1851, Монтевидео), аргентинский социолог, поэт, историк. Родоначальник прогрессивно-радикального направления в национальной историографии. Учился в Буэнос-Айресе, затем в Париже, где испытал сильнее влияние идей утопического социализма, особенно Сен-Симона. Вернувшись на родину (1830), вместе с Х. Б. Альберди основал тайную организацию «Молодая Аргентина» (или «Майская ассоциация», 1838), ставившую своей задачей борьбу за «свободу, равенство, братство». В труде «Социалистическое учение Майской ассоциации» (русский перевод в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки, М., 1965) Э. изложил идеи и принципы, в соответствии с которыми должна строиться политическая партия, выступающая за прогрессивное развитие страны. Скрываясь от преследования властей, Э. в 1841 эмигрировал в Уругвай. В поэмах Э. «Авельянеда» (1849), «Восстание на юге» (1849) и других усилились патриотические и гражданские мотивы. В антидиктаторской новелле «Бойня» (русский перевод 1957) впервые в латиноамериканской прозе появились черты реализма.

    Соч.: Obras completas, v. 1—5, В. Aires, 1870—74; Obras completas, В. Aires, 1951.

    Лит.: Кутейщикова В., Эстебан Эчеверриа — основоположник аргент. романтизма, в кн.: Формирование национальных литератур Лат. Америки, М., 1970; Kisnerman N., Contribucion a la bibliografia sobre E. Echeverria, B. Aires, 1971.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЭЧЕВЕРРИА

    (Echeverria), Эстебан Хосе (2 сент. 1805 – 20 янв. 1851) – аргент. мыслитель-демократ, поэт и публицист. Филос. взгляды Э. сложились под влиянием утопического социализма школы Сен-Симона, с доктриной к-рого Э. познакомился в 20-х гг. в Париже. В 1838 группа аргент. интеллигентов во главе с Э. и Альберди создала тайное об-во "Молодая Аргентина", программа к-рого, основанная на принципах утопич. социализма, преследовала борьбу против диктатуры Росаса, за нац. самоопределение и демократич. свободы. Осн. работа Э. "Социалистич. учение Майской ассоциации" [В. Aires, 1838, переизд., Montevideo, 1846; рус. пер. в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (19 – начало 20 вв.), М., 1965] представляла собой политич. манифест этого тайного об-ва. Осн. тезисы манифеста Э. нашли отклик в работах Альберди и Сармьенто (1811–88) и, по существу, положили начало демократич. традиции в обществ. мысли Аргентины.

    Соч.: Obras completas, В. Aires, [1951], в рус. пер. – Февральская революция во Франции, в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (19 – начало 20 в.), М., 1965.

    Лит.: Воgliоlо R., Las idéas democráticas y socialistas de E. Echeverria, 3 ed., В. Aires, [1937]; Ρalcos Α., Echeverria y la democracia Argentina, В. Aires, 1941; Agosti H. P., Echeverria, B. Aires, 1951; Halperin Donghi T., El pensamiento de Echeverria, B. Aires, [1951].

    Ж. Вильф. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    (Echeverría), Эстебан Хосе (2.IX.1805 - 19.I.1851) - аргент. мыслитель, социолог, поэт. Учился сначала в ун-те Буэнос-Айреса, затем ок. 4 лет в Париже, где испытал сильное влияние идей европ. утопич. социализма, особенно Сен-Симона. Вернувшись на родину (1830), вместе с X. Альберди основал тайную орг-цию "Майская ассоциация" (или "Молодая Аргентина", 1838), ставившую своей задачей борьбу за "свободу, равенство, братство". В труде "Социалистическое учение Майской ассоциации" (рус. пер. в кн.: Прогрессивные мыслители Лат. Америки, М., 1965) Э. изложил идеи и принципы, на к-рых должна строиться политич. партия, призванная бороться за прогрессивное развитие страны. Явился родоначальником прогрессивно-радикального направления в аргент. историографии. Спасаясь от преследований со стороны диктатора Росаса, Э. эмигрировал в Монтевидео (1841-51).

    Соч.: Obras completas, В. Aires, 1951.

    Лит.: Agosti H. P., Echeverria, B. Aires, 1951.

    К. В. Комаров.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия