Большая Советская энциклопедия

    Щедрин Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, ‒ 27.10(8.11).1830, Сорренто], русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина, племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина. Учился в АХ в Петербурге (1800‒12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).

    Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щ. перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже («Колизей», 1819, Третьяковская галерея, Москва). В серии видов «Нового Рима» (1823‒ 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щ. к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру, единой тональности. В картинах «Малая гавань в Сорренто», «На острове Капри» (см. илл.), «Вид Сорренто близ Неаполя» (все ‒ 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия «Террасы в Сорренто» (1825‒28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828‒30-х гг. и особенно в картинах «Лунная ночь в Неаполе» (1828‒29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.

    Пейзажи Щ. близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.

    Соч.: Письма из Италии, М.‒Л., 1932.

    Лит.: Коноплёва М., С. Ф. Щедрин, в сборнике: Материалы по русскому искусству, т. 1, Л., 1928; Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII ‒ начала XIX века, М., 1953.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) - российский живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. Романтические, поэтические образы итальянской природы (серия "Гавани в Сорренто", 1825-28).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Щедри́н Сильвестр Феодосиевич

    (1791—1830), живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Создавая романтические, поэтические образы итальянской природы (серия «Гавани в Сорренто», 1825—28), первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру.

    * * *

    ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич

    ЩЕДРИ́Н Сильвестр Феодосиевич [2 (13) февраль 1791, Петербург — 8 ноябрь 1830, Сорренто], российский художник, крупный представитель романтизма(см. РОМАНТИЗМ), выдающийся мастер пейзажной светописи.

    Итальянские впечатления

    Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина(см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович), племянник пейзажиста Семена Ф. Щедрина(см. ЩЕДРИН Семен Федорович). В 1800 был зачислен в Воспитательное училище Академии художеств. Успешно закончив учебу (1811), получил право на «пенсионерство» за границей. В связи с войной 1812 года его поездка была отложена, и Щедрин приехал в Рим лишь в 1818. Жил в Неаполе, затем снова в Риме. Наконец (с 1825) обосновался все-таки в Неаполе, летом постоянно наезжая для работы в малые городки на побережье Тирренского моря.

    Сперва писал сочиненные в мастерской, достаточно условные по цвету и пространственной композиции вещи («Вид с Петровского острова», 1811). В Италии, которая всеми художниками-романтиками воспринималась как «блаженный край» и «родина искусства», начал активно работать на натуре, все более органично воплощая в картинах живые пленэрные(см. ПЛЕНЭР) впечатления (серии «Водопады в Тиволи», 1821—23; «Новый Рим», 1823—25). Благодаря этому живописный свет у него — свет, который у родоначальников русского пейзажного жанра (у Ф. Я. Алексеева(см. АЛЕКСЕЕВ Федор Яковлевич) и того же Семена Ф. Щедрина) пребывал совершенно однородной прозрачной средой, равномерно распределяющейся по пространству картины — впервые обрел пульсирующую подвижность реального натурного освещения. Освещения, которое благодаря своей концентрации в картине, обрело динамичную созвучность чувствам и мыслям зрителя.

    Прерванный расцвет

    Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» (1825—27) и «Террасы в Сорренто» (1827—28) — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — «рая», впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.

    Романтическая поэтика мастера усложняется в поздних «Гаванях в Сорренто» (1828—30) и «Лунных ночах в Неаполе» (1828—29), в особенности в последних, где цветосветовые эффекты обретают зыбкий и тревожный драматизм. Вполне вероятно, что эти ноктюрны несут отпечаток мрачных настроений, мучивших мастера в связи с тяжелым недугом, от которого он постепенно угасал. Щедрин умер в расцвете творческих сил, однако выполнил свою историческую роль, одухотворив русское пейзажное искусство лирически звучным, в полном смысле «живым» светом.

    По-своему значительно и эпистолярное наследие Щедрина, полное ярких художественных наблюдений. Наследие это опубликовано в книге: Щедрин С.Ф. Письма из Италии (М., 1932; переиздана в 1978).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

    ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич
    ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич (1791-1830) - российский живописец. Сын Ф. Ф. Щедрина. С 1818 работал в Италии. Первым в русской пейзажной живописи обратился к пленэру. Романтические, поэтические образы итальянской природы (серия "Гавани в Сорренто", 1825-28).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  7. Источник: