Февральский патент 1861 в словарях и энциклопедиях
конституционный акт, изданный 26 февраля австр. императором Францем Иосифом I. Был подготовлен государственным министром А. Шмерлингом, заменял Октябрьский диплом 1860. Исходил из концепции единства многонациональной Габсбургской империи с общеимперским законодательством и законодательным органом – рейхсратом. Последний состоял из 2 палат – палаты господ и палаты депутатов, созываемых императором, которому принадлежало также право роспуска рейхсрата и отмены любого закона. Ф. п. не признавал ответственность министров перед парламентом и предоставлял правительству право издавать «чрезвычайные декреты» без одобрения парламента. Член палаты депутатов избирались ландтагами отдельных земель на основе высокого имуществ, ценза и по куриям. В городских и сельских местностях чешских и польских земель избирательные округа были распределены с расчётом обеспечить преобладание немцев. Венгрии предоставлялось право обсуждать свои дела в венгерских государственном собрании (дела чешских, польских и галицийских земель решались в рейхсрате) и участвовать в обсуждении всех вопросов, имеющих общегосударственное значение. Ф. п. вызвал резкую оппозицию в чешских и польских землях, был отвергнут Венгрией (требовавшей признания конституции 1848). В 1865 Ф. п. фактически отменен; в 1867 в результате австро-венгерского компромисса было создано дуалистическое государство Австро-Венгрия.
конституц. акт, изд. 26 февр. 1861 австр. имп. Францем Иосифом I; заменил федералистский Октябрьский диплом 1860. Ф. п., проект к-рого был подготовлен гос. министром А. Шмерлингом, исходил из концепции единства многонац. Габсбургской империи с общеимперским законодательством и законодат. органом - рейхсратом. Рейхсрат, согласно проекту, должен был состоять из двух палат - палаты господ и палаты депутатов, созываемых императором, к-рому принадлежало также право роспуска рейхсрата и отмены любого закона. Ф. п. 1861 не признавал ответственность министров перед парламентом и предоставлял пр-ву право издавать "чрезвычайные декреты" без одобрения парламента. 343 чл. палаты депутатов должны были избираться ландтагами отдельных земель. Выборы в ландтаги производились на основе высокого имуществ. ценза и по куриям (крупные землевладельцы города, торг. и промышленные палаты, сельские общины). Каждая курия посылала в ландтаг одинаковое число депутатов, что гарантировало большинство крупной буржуазии и помещикам. В гор. и сельских местностях чеш. и польск. земель избират. округа были распределены с таким расчетом, чтобы обеспечить преобладание немцев. Ф. п. предоставлял Венгрии право обсуждать свои дела в венг. гос. собрании (в отличие от чеш., галицийских и польск. земель, дела к-рых решались в рейхсрате) и участвовать в обсуждении всех вопросов, имеющих общегос. значение. Централистский Ф. п. вызвал резкую оппозицию в чеш. и польск. землях и был отвергнут Венгрией, к-рая отказалась оставаться, хотя и привилегированной, провинцией империи и потребовала признания конституции 1848. Получив отказ, венгры продолжали бойкотировать рейхсрат. В 1862 от участия в работе рейхсрата отказались чехи. Отставка в 1865 Шмерлинга означала офиц. признание краха "централистского эксперимента" и отмену Ф. п. Венский двор стал на путь переговоров с Венгрией, к-рый привел к заключению австро-венг. соглашения в 1867.
Публ.: Beinatzik E., Die österreichischen Vertas-Bungsgesetze mit Erläuterungen, W., 1911; Die Entwicklung der Verfassung Österreichs vom Mittelalter bis zur Gegenwart, W. - Graz, 1963.
T. M. Исламов. Москва.