Большая Советская энциклопедия

    философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды. Наиболее значительными представителями материалистического А. были К. Гельвеций,Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Категория «человек» была выдвинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в которых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й половины 19 в. быстро развиваются идеалистические варианты А. (Ф. Ницше,В. Дильтей, Г. Зиммель (См. Шелер)). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером,одним из создателей современной идеалистической философской антропологии. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы понятий «общество» и «природа». Ограниченность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем понимании самого человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ. существа. А. в любых его вариантах означает идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между людьми к идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологический принцип А. получил распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. Подробнее см. Философская антропология.

    Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 64; История философии, т. 5, М., 1961, гл. 7, разд. 1; Корнеев П. В., Современная философская антропология, М., 1967.

    Э. Ю. Соловьев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. антропологи́зм;
    2. антропологи́змы;
    3. антропологи́зма;
    4. антропологи́змов;
    5. антропологи́зму;
    6. антропологи́змам;
    7. антропологи́зм;
    8. антропологи́змы;
    9. антропологи́змом;
    10. антропологи́змами;
    11. антропологи́зме;
    12. антропологи́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Объяснение явлений общественной жизни лишь свойствами и желаниями людей как биологических существ при игнорировании исторических законов развития общества.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    АНТРОПОЛОГИЗМ (антропологический принцип) - философская концепция, усматривающая в понятии "человек" основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввел и обосновал Л. Фейербах, у которого он стал основой критики немецкого классического идеализма. В России сторонником идей Фейербаха был Н. Г. Чернышевский. Антропологизм разрабатывался в различных философских концепциях (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, ряд представителей экзистенциализма). В мирском смысле слово антропологизм - составная часть философских учений о человеке. См. также Философская антропология.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    人本主义

  9. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  10. Философская энциклопедия

    АНТРОПОЛОГИЗМ

    (от греч. anthropos — человек, logos — слово, понятие, учение) — основополагающая черта некоторых филос. концепций, сводящих все проблемы философии к проблемам человека. Впервые этот принцип был сформулирован И. Кантом, когда он три известных вопроса философии свел к четвертому, с его т.зр. основополагающему: «Что такое человек?» В учении Л. Фейербаха человек — единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический принцип — исходная точка философии Н.Г. Чернышевского, последователя Фейербаха. А. был реакцией на схоластическое конструирование метафизических сущностей типа субстанции или абсолютного духа. Сведение философии к деятельности человека, к живому пониманию, к опыту человеческого сознания значительно способствовало развитию филос. мысли. И в то же время в философии всегда шла борьба между А. и попытками его преодоления. С одной стороны, сохранялось стремление утвердить центральное положение философской антропологии среди др. областей философии, а с другой — противники антропологии снова и снова указывали на то, что человек вовсе не есть центр Вселенной, что он не «господин» сущего. В 20 в. антропологический принцип все более обнаруживает свою недостаточность, становится тормозом развития философии. Он привел, по словам М. Фуко, к тому, что философия погружается в новый сон, но уже не догматизма, а антропологии. Для понимания сущности человека необходим анализ метафизических оснований его существования, анализ, недоступный сегодняшней антропологии (М. Хайдег-гер), необходим выход за пределы человека как продукта Культуры Нового времени (Фуко).

  11. Источник: Философская энциклопедия



  12. Новейший философский словарь

    АНТРОПОЛОГИЗМ - философское течение, которое рассматривает понятие «человек» в качестве базисной категории, лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге, свободе, Боге и т. д. В концепциях А. человек - исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Концепции А. могут носить как материалистический, так и идеалистический характер. Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени - Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип. Принцип А. ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на «тело» и «душу». Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Ше-лер, Плеснер, Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека. Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, языкознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике.

  13. Источник: Новейший философский словарь



  14. Энциклопедический словарь

    антропологи́зм

    (антропологический принцип), философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из неё в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввёл и обосновал Л. Фейербах, у которого он стал основой критики немецкого классического идеализма. В России сторонником идей Фейербаха был Н. Г. Чернышевский. Антропологизм разрабатывался в различных философских концепциях (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, ряд представителей экзистенциализма). В широком смысле слово «антропологизм» — составная часть философских учений о человеке. См. также Философская антропология.

    * * *

    АНТРОПОЛОГИЗМ

    АНТРОПОЛОГИ́ЗМ (антропологический принцип), философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Антропологический принцип в философии ввел и обосновал Л. Фейербах(см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), у которого он стал основой критики немецкого классического идеализма. В России сторонником идей Фейербаха был Н. Г. Чернышевский(см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович). Антропологизм разрабатывался в различных философских концепциях (Ф. Ницше(см. НИЦШЕ Фридрих), А. Шопенгауэр(см. ШОПЕНГАУЭР Артур), ряд представителей экзистенциализма(см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ)). В мирском смысле слово антропологизм — составная часть философских учений о человеке. См. также Философская антропология(см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ).

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Энциклопедия социологии

    (от греч. anthro-pos - человек и Zogos - наука, слово-учение) - англ. anthropologism; нем. Anthropologismus. Филос. ориентация, усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию; представлена экзистенциализмом, филос. антропологией и др.; в социологии - попытка построить концепцию общества, исходя из определенного понимания сущности человека.

  17. Источник: Энциклопедия социологии



  18. Толковый словарь по социологии

    (от греч. anthro-pos - человек и Zogos - наука, слово-учение) - англ. anthropologism; нем. Anthropologismus. Филос. ориентация, усматривающая в понятии "человек" основную мировоззренческую категорию; представлена экзистенциализмом, филос. антропологией и др.; в социологии - попытка построить концепцию общества, исходя из определенного понимания сущности человека.

  19. Источник: Толковый словарь по социологии



  20. Орфографический словарь-справочник

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: