Большая Советская энциклопедия

    Нестеров Михаил Васильевич [19(31).5.1862, Уфа, ‒ 18.10.1942, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒81 и 1884‒1886) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова, в петербургской АХ (1881‒84) у П. П. Чистякова. С 1889 экспонент, с 1896 член Товарищества передвижников. Жил главным образом в Москве (в 1890‒1910 ‒ в Киеве). Вначале писал в духе передвижничества жанровые картины («Знаток», 1884. Третьяковская галерея), исторические композиции («До государя челобитчики», 1886, собрание Г. Б. Смирнова, Москва), портреты; много работал как иллюстратор. В картинах «Пустынник» (1888‒89, Третьяковская галерея), «Видение отроку Варфоломею» (1889‒90, там же) интересы Н. перемещаются в область духовно-религиозных и этических проблем, поисков просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших суетой мира; Н. воспринимал их в единстве с одухотворёнными лирическими образами неяркой сев. природы ‒ холодных озёр, перелесков и одиноких деревьев. Тихая созерцательность, умиротворённое настроение, активная эмоциональная роль блёклого, серебристого широко развёрнутого пейзажа внесли новые поэтические ноты в рус. живопись. Боль за народ принимала у Н. форму религиозно-патриархальных иллюзий, которые проявлялись в его живописи всё сильнее; интерес к психологии верующих, к эмоциям просветления и озарения приводил художника к своеобразному драматизму («Под благовест», 1895, «Великий постриг», 1897‒98, «Святая Русь», 1901‒06, ‒ в Русском музее, Ленинград; «На Руси», 1916, Третьяковская галерея). Всё явственнее обозначались в живописи Н. черты «модерна» ‒ интерес к образной символике, сближение картины с декоративным панно, блёклость разбелённого цвета, плоскостность композиции. В монументальной живописи (росписи Владимирского собора в Киеве, 1890‒95; мозаики церкви Спаса «на крови» в Петербурге, 1894‒97; росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908‒11) эти черты постепенно приобретали характер холодной стилизации, а историко-религиозные темы получали всё более официальную церковную трактовку. Вместе с тем реалистические устремления художника, его интерес к раскрытию душевного строя человека в единении со средой ‒ интерьером и пейзажем ‒ нашли выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик, мягкости лепки, выразительности силуэтов («Е. П. Нестерова», 1905. «Философы». 1917, ‒ в Третьяковской галерее; «О. М. Нестерова», 1906, Рус. музей).

    В сов. время реалистические начала творчества Н. получили качественно новое развитие. Он работал главным образом как портретист, создав замечательные образы деятелей науки и искусства. Эти портреты, в основном 1930-х гг. (П. Д. и А. Д. Кориных, 1930, А. Н. Северцова, 1934, И. Д. Шадра, 1934, С. С. Юдина, 1935, И. П. Павлова, 1935, Государственная премия СССР, 1941; К. Г. Держинской, 1937, Е. С. Кругликозой, 1938, В. И. Мухиной, 1940, ‒ все в Третьяковской галерее), выдвинули художника в ряд ведущих мастеров живописи социалистического реализма. Их объединяют ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, разнообразие остро выявленных характеров и гибкость в выборе средств, наиболее рельефно выражающих психологических склад и настроение человека. Портретам свойственны совершенство картинной формы, гармоничное, чёткое построение композиции, точность живописной характеристики объёма и пространства. Н. продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа («Осень в деревне», 1942. Третьяковская галерея). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Соч.: Давние дни, [2 изд.], М., 1959; Из писем, Л., 1968.

    Лит.: Дурылин С. Н., Нестеров-портретист, М. ‒ Л., 1949; Михайлов А., М. В. Нестеров. Жизнь и творчество, [М.], 1958; Никонова И.) М. В. Нестеров, М., 1962.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942) - российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880-1910-х гг. ("Видение отроку Варфоломею", 1889-90, "На Руси", 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры ("И. П. Павлов", 1935, "В. И. Мухина", 1940). Государственная премия СССР (1941).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Не́стеров Михаил Васильевич

    (1862—1942), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Создал поэтические религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880 — 1910-х гг. («Видение отроку Варфоломею», 1889—1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры («И. П. Павлов», 1935; «В. И. Мухина», 1940). Государственная премия СССР (1941).

    * * *

    НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич

    НЕ́СТЕРОВ Михаил Васильевич [19 (31) мая 1862, Уфа — 18 октября 1942, Москва], русский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Государственная премия СССР (1941).

    Выдающийся представитель русского символизма(см. СИМВОЛИЗМ)и модерна(см. МОДЕРН), ведущий мастер религиозной живописи «серебряного века», сумевший органически продолжить характерные линии своего стиля и в советский период. Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880—1910-х годов. («Видение отроку Варфоломею», 1889—1890, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры.

    «Церковный модерн»

    Выходец из купеческой семьи, получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877—1881 и 1884—1886), где его наставниками были В. Г. Перов(см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), А. К. Саврасов(см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич), И. М. Прянишников(см. ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович), а также в Академии художеств (1881—1884) у П. П. Чистякова(см. ЧИСТЯКОВО). Был членом Товарищества передвижников(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК). Жил преимущественно в Москве, а в 1890—1910 — в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Троице-Сергиева лавра, Абрамцево и их окрестности).

    Произведениям Нестерова изначально был свойственен национальный романтизм, поэтика исторических перспектив, открывающихся порой за самым простым бытовым или пейзажным мотивом. Если ранние его исторические образы решены еще в духе обстоятельного и многословного бытописания передвижников («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея), то входя в творческую зрелость, он все чаще предпочитает концентрировать поэтическое содержание в отдельных фигурах, исполненных драматической силы («За приворотным зельем», 1888, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; «Пустынник», 1888—1889, Третьяковская галерея).

    Религия и природа — эти темы, предопределившие образ ветхого пустынника в одноименной картине, отныне занимают в искусстве мастера центральное место. Его постоянно вдохновляют национальные церковно-художественные древности, но наряду с ними — пример французского символизма (П. Пюви де Шаванн(см. ПЮВИ ДЕ ШАВАНН Пьер)и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж(см. БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ Жюль)). Написанное близ Абрамцево «Видение отроку Варфоломею», то есть будущему Сергию Радонежскому(см. СЕРГИЙ Радонежский) (1889—1890, Третьяковская галерея), производит сенсацию, явившись по сути манифестом символизма в русской религиозной изобразительной традиции; на первый план в картине выходит не догма, а человеческое переживание, причем атмосфера видения, чуда в равной мере воплощена и в фигурах и в окружающем осеннем пейзаже. Слова «нестеровский отрок» и «нестеровский пейзаж» стали с той поры нарицательными.

    На рубеже веков художник получает все больше церковных заказов. По его эскизам выполнены росписи Владимирского собора в Киеве (1890—1895), где Нестеров выступил прямым продолжателем В. М. Васнецова(см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), мозаики и иконы церкви Спаса на крови в Петербурге (1894—1897), росписи церкви храма Александра Невского в Абастумани (1902—1904), храма Марфо-Мариинской обители в Москве (1908—1911). Эти декоративные ансамбли — образцы не только православной эстетической традиции, но и своеобразного «церковного модерна». В образах нарастает лирическое начало, иконность сменяется психологической драмой. Нестеров, по словам В. В. Розанова(см. РОЗАНОВ Василий Васильевич), «пишет не Христа», а «как человек прибегает к Христу». Причем еще выразительней этот переход от догмы к настроению совершается в станковой живописи.

    Портреты эпохи

    Исключительную роль в поэтике мастера, наряду с пейзажем с характерными тонкими березками, играет портрет. Лучшие образы такого рода — портреты родных либо знакомых, близких по духовным убеждениям людей («О. М. Нестерова», или так называемая «Амазонка», дочь художника, 1906; «П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков», или «Философы», 1917). Человек у Нестерова зачастую предстает стоящим как бы «на краю», на изломе эпохи; образы впечатляют своим острым, исповедальным психологизмом, которому вторит печальная мелодика природы.

    В картинах на религиозную тему художник все чаще стремится запечатлеть как бы «всю Русь», чающую духовного обновления. Монашеская жизнь, аскеза в природной глуши выглядит тем ядром, вокруг которого это обновление должно свершиться («Великий постриг», 1897; «Святая Русь», 1901—1906). Самое большое полотно Нестерова «На Руси» («Душа народа», 1916) наиболее масштабно и по своему историко-социальному диапазону: огромная толпа приходит тут — вслед за юным отроком, как бы новым воплощением Сергия-Варфоломея, — в движение, тяготея к неведомому будущему; причем в массе людей разных сословий видны Достоевский(см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Владимир Соловьев(см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич)и Лев Толстой(см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич).

    Советские годы

    Не приняв революцию, разрушившую все базисные для него духовные ценности, Нестеров тем не менее воздерживается от какого-либо протеста и живет исключительно творчеством. Его положение отныне двойственно. С одной стороны, он окружен уважением как ветеран русского искусства, с другой — работает в условиях строгой цензуры. Христианские сюжеты (в которых он часто варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспортные» выставки, даже единственная после революции персональная прижизненная выставка мастера (1935) устраивается как шестидневное мероприятие закрытого типа.

    Однако Нестеров все же остается активным участником художественной жизни. Он постоянно представляет на выставках пейзажи и портреты; причем последние не уступают образам «досоветского Нестерова», даже нередко превосходят их своим драматическим напряжением и образной сложностью. Люди искусства и науки (к примеру, «Художники П. Д. и А. Д. Корины», 1930; «Скульптор И. Д. Шадр», 1934; «Хирург С. С. Юдин», 1935; «Скульптор В. И. Мухина», 1940) выглядят на его портретах как своего рода подвижники, герои творческой аскезы(см. АСКЕЗА), которая продолжается и приносит зримые плоды вопреки всему. Таким же подвижником творчества выглядит и сам Нестеров в «Автопортрете» 1928 года. Ритмический изыск композиции и рисунка, экспрессивная звучность цвета, продуманность символических деталей — все это блестяще работает на образ в «Портрете академика И. П. Павлова» (1935; все в Третьяковской галерее), наиболее известном из произведений этого цикла. В последние свои десятилетия Нестеров много работает над воспоминаниями, которые впервые выходят отдельной книгой (под названием «Давние дни») в год его смерти.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    Н́́ЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862—1942), рус. сов. художник. В 1893 в изд. дешевой общедоступной б-ки А. Д. Ступина (повторенном в 1897) вышла «Песня про...купца Калашникова» с илл. Н., созданными в 1888 (подлинники не сохранились). Изд. полностью оформлено Н.: обложка, 5 страничных илл., 2 заставки и заключит. заставка с изображением гл. действующих лиц. Сосредоточившись на психол. состоянии героев, художник уделяет большое внимание архитектуре старой Москвы, обстановке событий. Илл. очень неровны. Интересны обложка, «Пир у Ивана Грозного», заставка «Кирибеевич перед боем»; менее удачен Калашников, смиренно стоящий на коленях перед царем, он не соответствует образу лермонт. «удалого бойца».Лит.: Пахомов (2), с. 101, 114, 118.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: