Большая Советская энциклопедия

    мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия сочинения Т. Мора «Утопия» (1516). «... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46).

    Возникновение мечтаний, содержавших зародышевые элементы социалистических идей, выражало реакцию трудящихся масс на появление частной собственности, классового неравенства и эксплуатации, их освободительные устремления и вместе с тем идейную и политическую слабость. В придании смутным чаяниям эксплуатируемых классов более сознательные формы важнейшая роль принадлежала интеллигенции, передовые представители которой в течение многих столетий обосновывали идеалы справедливого общества без классового гнёта и эксплуатации, однако исходили из идеалистических, моралистических, волюнтаристских, религиозных, подчас мессианистских воззрений.

    Зародышевой формой идей У. с. у всех народов была легенда о прошлом «золотом веке», рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Подобные фантастические изображения встречаются в фольклоре и в обществ. мысли народов Древнего Египта, Передней Азии, Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. В античной Греции легенда о «золотом веке» развивалась в дискуссиях мыслителей об общественном неравенстве и «естественном» состоянии общества, об уравнительном строе Спарты, социальных реформах Солона в Афинах, в платоновской утопии кастового «коммунизма», а также в сказочных повествованиях о странах «золотого века», найденных путешественниками на островах в Индийском океане (Эвгемер, Ямбул).

    Большое значение для становления У. с. имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Однако, всё более проникаясь проповедью примирения с земным злом и обещанием компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопическую мысль в русло религиозной утопии, затормозив тем самым развитие социалистических идей.

    В средние века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические (см. Хилиазм) упования религиозных еретических сект (вальденсов (См. Вальденсы), катаров (См. Катары), лоллардов, таборитов, анабаптистов (См. Анабаптисты) и др.), которые объявляли источником гнёта и социального неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального христианства. Даже когда этот религиозный сектантский коммунизм вливался в поток антифеодальных восстаний крестьян, городской бедноты и рабочих позднего средневековья, выдвигавшийся его идеологами (Т. Мюнцер и др.) коммунистический идеал оставался скудным, отсталым и оторванным от реального исторического процесса.

    В идеях У. с. 16 в. содержались уже первые элементы глубокой критики нарождавшегося буржуазного общества и сознания того, что осуществление гуманистических идеалов требует подлинно человечного, коммунистического общества. В коммунистических утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы (См. Кампанелла)У. с. сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее общественной собственности и организации хозяйственной жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политического образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли государственной власти в утверждении основ разумного общественного строя.

    В У. с. периода раннего капитализма усилились исходные рационалистические элементы. Франц. У. с. эпохи Просвещения (См. Просвещение)на основе требований разума и «естественного права» критиковал буржуазное общество и утверждал необходимость коммунистического общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами. Этот вариант «золотого века», который проповедовался в утопических романах-путешествиях, повествовавших об обществах «добрых дикарей» с естественным строем «общности имуществ», получил более чёткое обоснование в коммунистических трактатах 18 в. Материалистическое и атеистическое «Завещание» франц. утопического коммуниста Ж. Мелье призывало крестьян к революционному ниспровержению феодализма, королевской власти, дворян и церковников и к переустройству общества. В середине 18 в. Г. Мабли и Морелли выступили с рационалистическими проектами коммунистического общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей, права на труд и обязательности труда для всех членов общества.

    В эгалитарной идеологии «социализма равенства» мелких тружеников-хозяйчиков, в мелкобуржуазных построениях Ж. Ж. Руссо и его последователей обозначилась струя «рабочего эгалитаризма», питавшаяся иллюзиями тех прослоек сельского и городского предпролетариата, которые ещё уповали на возможность уничтожения эксплуататорской системы наёмного труда посредством уравнительного передела земли.

    Великая французская революция принесла с собой революционизирование идей У. с., смыкавшихся с борьбой трудовых низов города и деревни. Идеологи массовых эгалитаристских движений переходили к требованию всеобщего уравнительного передела земли и подходили также к программе уравнительного ограничения торговой и промышленной собственности, всеобщего ограничения собственнических прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества («Социальный кружок», «Бешеные», левые Якобинцы).

    Решающий перелом в развитии коммунистических идей осуществил Г. Бабёф, выработавший программу «Заговора во имя равенства» с практической задачей свершения коммунистической революции и впервые обосновывавший необходимость революционной диктатуры. Представляя идеологию главным образом доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, с мелким производством на основе ручного труда и проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к умственному труду и его представителям.

    К важнейшему историческому рубежу в развитии У. с. подошли в начале 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование буржуазным обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопического социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнических интересов интересам общества, преобладание паразитических элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господствующих классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

    Критико-утопический социализм в своих произвольных, фантастических исторических конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в поступательном развитии человечества; он видел первоочередную задачу общественного преобразования в создании крупного общественного производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистическом строе, критико-утопический социализм выдвинул социалистический принцип распределения «по способностям» и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

    Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистического историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеалистического мировоззрения. Они считали конечной движущей пружиной общественно-исторического развития смену религиозных и нравственных идей общества, не понимали важнейшей исторической роли классовой борьбы народных масс и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопический социализм возрождал религиозные идеи. «Значение критико-утопического социализма и коммунизма, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С.-А. Базари др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.

    Идеи критико-утопического социализма были восприняты последующими течениями У. с., внутри которого усилилась дифференциация буржуазного и пролетарского направлений. Во Франции в 30–40-х гг. 19 в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисленные родственные течения буржуазного и мелкобуржуазного социализма. Эти школы реакционного и консервативного У. с. подвергали критике капитализм и выдвигали утопические проекты восстановления докапиталистических форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобуржуазных позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производит. ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон), они получили отклик в мелкобуржуазных прослойках рабочего класса. Напротив, передовые элементы рабочего движения находили выражение своих революционных устремлений в утопическом коммунизме, провозглашавшем необходимость немедленного коренного переустройства всего общества на началах «общности имуществ». В недрах революционных тайных организаций 30–40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идеи «глобального» коммунистического переустройства общества посредством революционного переворота и революционной диктатуры (Т. Дезами (См. Дез...), Л. О. Бланки, В. Вейтлинги др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Э. Кабе мирного коммунистического переустройства общества. Теоретики утопического коммунизма 30–40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистического распределения: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Однако утопический коммунизм, как и У. с. этого периода, в целом не смог преодолеть религиозное наследие общественной мысли, нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Кабе, Вейтлинг, Эскирос) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект. Высшего развития материалистические тенденции У. с. достигли лишь в России, в воззрениях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского (См. Чернышевский).

    У. с. стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых принципов разума, справедливости свободы, равенства и братства, «... вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (Маркс К., там же, т. 16, с. 27).

    Революционный переворот в социалистических и коммунистических идеях был осуществлен Марксом и Энгельсом (см. Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм). Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат исторического развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. Преодоленный в научном коммунизме, У. с. как великое достижение общественной мысли явился одним из его важнейших идейных источников.

    После возникновения научного коммунизма У. с. потерял своё прежнее историческое значение. Однако процесс последующего формирования рабочего класса и втягивания новых его слоев в революционное движение сопровождался возрождением в новых формах идеологии У. с. и повторением её иллюзий и ошибок. Наряду с этим в условиях зрелого капитализма дальнейшее разорение непролетарских слоев трудящихся и нарождение новых средних слоев населения капиталистических стран неизбежно приводят к возрождению разнообразных отсталых и реакционных идей утопического мелкобуржуазного социализма. Современые идеологи буржуазии нередко выступают с прямой апологетикой домарксовского У. с., стремясь подорвать притягательную силу марксизма-ленинизма и повернуть развитие социализма от науки к утопии. Наконец, в современную эпоху в развивающихся странах также возникают идеи У. с., в которых отражаются умонастроения мелкобуржуазного и полупролетарского населения и их антиимпериалистические и национально-освободительные устремления. В этих идеях эклектически сочетаются элементы научного социализма, У. с., национализма и религиозных верований. Во многих случаях эти построения отражают революционные настроения масс и передовой интеллигенции, стремление их к решительной борьбе с империализмом, к некапиталистического пути развития. Подобный У. с. способен воспринимать идеи научного коммунизма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного перехода на его позиции. См. также ст. Утопия.

    Источн.: Волгин В. П. (сост.), Предшественники современного социализма в отрывках 113 их произведений, ч. 1, М. – Л., 1928; Предшественники научного социализма, под общ. ред. В. П, Волгина, т. 1–27, М. – Л., 1947–61; Утопический роман XVI–XVII вв., М., 1971; Lesprecurseursfranais du socialisme. Textes reunis et presentes par М. Leroy, P., 1948; Bravo G. М., Les socialism tes avant Marx, v. 1–3, P., 1970.

    Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 132 – 51; т. 3, с. 457–544; т. 4, с. 448–57; т. 19, с. 185–230; т. 21, с. 214–32; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 22–31; т. 12, с. 39–48; т. 21, с. 255–62, с. 400–406; т. 22, с. 117–121; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1–2, М. – Л., 1924–25; Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 1–2, М. – Л., 1928–31; его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960; его же, Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в., М., 1975; Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., М., 1958; История социалистических учений. Сб. ст., [т.] 1–2, М., 1962–1964; Кан С. Б.. История социалистических идей (до возникновения марксизма), М., 1967; Cole G. D. H., A history of socialist thought, v. 1–2, L., 1953–54; Ramm Th., Die groben Sozialisten als Rechts und Sozial-philosophen, Bdl. Stuttg., 1955; Bravo G. M., Storia del socialismo, 1789–1848, Roma, 1971; Mumford L., The story of Utopias, N. Y., 1962; Histoire Generale du socialisme, publiee sous la direction de Jacques Droz, t. 1, P., 1972.

    Н. Е. Застенкер.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие "Утопический социализм" восходит к сочинению Т. Мора "Утопия" (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, учения об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие "утопического социализма" восходит к сочинению Т. Мора "Утопия" (1516). Крупнейшие представители: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г.Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа-листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия»(1516). «...Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 46).

    Зародышевой формой идей У. с. у всех народов была легенда о прошлом «золотом веке», рисовавшая в идеа-лизиров. виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Большое значение для становления У. с. имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Однако христианство направило утопическую мысль в русло религиозной утопии.

    В ср. века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические упования (см. Хилиазм) религ. еретич. сект, которые объявляли источником гнёта и социального неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального христианства.

    В идеях У. с. 16 в. содержались уже первые элементы критики нарождавшегося бурж. общества и сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного, коммунистич. общества. В ком-мунистич. утопиях Мора и Кампанеллы У. с. сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее обществ. собственности и организации хоз. жизни общества как единого целого, к признанию важнейшей роли гос. власти в утверждении основ разумного обществ. строя.

    Франц. У. с. эпохи Просвещения на основе требований разума и «естеств. права» критиковал бурж. общество и утверждал необходимость коммунистич. общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами. Этот вариант «золотого века» получил обоснование в коммунистич. трактатах 18 в. Материалистич. и атеистич. «Завещание» франц. уто-пич. коммуниста Мелье призывало крестьян к рево-люц. ниспровержению феодализма и к переустройству общества. В сер. 18 в. Мабли и Морелли выступили с рационалистич. проектами коммунистич. общества, осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей и права на труд.

    В эгалитарной идеологии «социализма равенства» мелких тружеников-хозяйчиков, в мелкобурж. построениях Руссо и его последователей обозначилась струя рабочего эгалитаризма, питавшаяся иллюзиями тех прослоек сел. и гор. предпролетариата, которые ещё уповали на возможность уничтожения эксплуататорской системы наёмного труда посредством уравнит. передела земли.

    Великая франц. революция принесла с собой революционизирование идей У. с. Идеологи массовых эгали-таристских движений переходили к требованию всеобщего уравнит. передела земли и подходили также к программе уравнит. ограничения торг. и пром. собственности, всеобщего ограничения собственнич. прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества («Социальный кружок», «бешеные», левые якобинцы).

    Решающий перелом в развитии коммунистич. идей осуществил Г. Бабёф, выработавший программу «Заговора во имя равенства» с практич. задачей свершения коммунистич. революции и впервые обосновывавший необходимость революц. диктатуры. Бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, с мелким производством на основе ручного труда и проповедовал полную уравнительность и всеобщий аскетизм.

    К важнейшему историч. рубежу в развитии У. с. подошли в нач. 19 в. великие социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Они создали новое направление критико-утолич. социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию производства, противоположность частнособственнич. интересов интересам общества, преобладание паразитич. элементов над производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господств. классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

    Критико-утопич. социализм в своих произвольных историч. конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм производства в постулат. развитии человечества; он видел первоочередную задачу обществ. преобразования в создании крупного обществ. производства, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул социалистич. принцип распределения по способностям и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеч. потребностей и расцвет личности.

    Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистич. историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеа-листич. мировоззрения. Они считали конечной движущей силой обществ.-историч. развития смену религ. и нравств. идей общества, не понимали решающей историч. роли классовой борьбы и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопич. социализм возрождал религ. идеи. «Значение критически-утопического социализма и коммунизма,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты» (Соч., т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.

    Идеи критико-утопич. социализма были восприняты последующими течениями У. с., внутри которого усилилась дифференциация бурж. и пролет. направлений. Во Франции в 30—40-х гг. 19 в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались много-числ. родственные течения бурж. и мелкобурж. социализма. Эти школы реакц. и консервативного У. с. подвергли критике капитализм и выдвинули утопич. проекты восстановления докапиталистич. форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобурж. позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производит. ассоциаций (Б. Бю-ше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, Прудон), они получили отклик в мелкобурж. прослойках рабочего класса. В недрах революц. тайных организаций 30—40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идеи глобального коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры (Т. Дезами, Л. О. Бланки, В. Вейт-линг и др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Кабе мирного коммунистич. переустройства общества. Теоретики утопич. коммунизма 30—40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистич. распределения: «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Высшего развития материалистич. тенденции У. с. достигли в России, в воззрениях Герцена и Чернышевского.

    У. с. стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых принципов разума, справедливости, свободы, равенства и братства, «...вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения» (Маркс К., там же т. 16, с. 27).

    Революц. переворот в социалистич. и коммунистич. идеях был осуществлён К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм). Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов справедливости и разума, а закономерный результат историч. развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. У. с. как великое достижение обществ. мысли явился одним из важнейших идейных источников науч. коммунизма.

    После возникновения науч. коммунизма У. с. потерял своё прежнее историч. значение. Однако процесс последующего формирования рабочего класса и втягивания новых его слоев в революц. движение сопровождался возрождением в новых формах идеологии У. с. и повторением её иллюзий и ошибок. Совр. идеологи буржуазии нередко выступают с прямой апологетикой домарксовского У. с., стремясь подорвать притягательную силу марксизма-ленинизма и повернуть развитие социализма от науки к утопии. В совр. эпоху в развивающихся странах возникают идеи, в которых эклектически сочетаются элементы науч. социализма, У. с., национализма и религ. верований. Во мн. случаях эти построения отражают революц. настроения масс и передовой интеллигенции, стремление их к решит. борьбе с империализмом, к некапиталистич. пути развития. Подобный У. с. способен воспринимать идеи науч. коммунизма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного перехода на его позиции.

    см. также Утопия.

    Источники: Волгин В. П. (сост.), Предшественники совр. социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.— Л.,1928; Предшественники науч. социализма, под общ. вед. В. П. Волгина, М.—Л., 1947—61.

    Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 132—51; т. 3, с. 457—544; т. 4, с. 448—57; т. 19, с. 185—230; т. 21, е. 214—32; Ленин В. И., ПСС, т. 6, с. 22—31; т. 12, с. 39—49; т. 21, с. 255—62, с. 400—06; т. 22, с. 117—21; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. 1—2, М.—Л., 1924—254; Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1—2, М.—Л., 1928—31; его же, Очерки истории социалистич. идей с древности до конца XVIII в., М.,1975; Плеханов Г. В., У. с. XIX в., М.,1958; История социалистич. учений. Сб. ст., [т.] 1—2, М., 1962—64; Кан С. Б., История социалистич. идей (до возникновения марксизма), М., 1967s; Иоаннисян А. Р., К истории франц. утопич. коммунизма 1-й пол. XIX столетия, М.,1981; Cole G. D. H., A history of socialist thought, v. 1—2, L., 1953—54; Ramm T h., Die gro?en Sozialisten als Rechtsund Sozialphilosophen, Bd l, Stuttg.,1955; Histoire generale du socialisme, publ. sous la direction de Jacques Droz, t. l—4, P., 1972—78.

    H. E. Застенкер.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    утопи́ческий социали́зм

    утвердившееся в литературе общее обозначение разнородных представлений об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабёф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

    * * *

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    УТОПИ́ЧЕСКИЙ СОЦИАЛИ́ЗМ, учения об идеальном(см. ИДЕАЛЬНОЕ) обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении(см. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ (в экономике)). Понятие «утопический социализм» восходит к сочинению Т. Мора(см. МОР Томас) «Утопия» (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер(см. МЮНЦЕР Томас), Т. Кампанелла(см. КАМПАНЕЛЛА Томмазо), Дж. Уинстэнли(см. УИНСТЭНЛИ Джерард), Ж. Мелье(см. МЕЛЬЕ Жан), Морелли(см. МОРЕЛЛИ), Г. Б. Мабли(см. МАБЛИ Габриель Бонно де), Г. Бабеф(см. БАБЕФ Гракх), Т. Дезами(см. ДЕЗАМИ Теодор), К. А. Сен-Симон(см. СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа), Ш. Фурье(см. ФУРЬЕ Шарль), Р. Оуэн(см. ОУЭН Роберт); А. И. Герцен(см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) и Н. Г. Чернышевский(см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. "... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46 (т. 19, с. 7)). Понятие "У. с." берет начало от соч. Т. Мора "Утопия" (1516). Политич. и идейная слабость эксплуатируемых классов, отразившаяся в У. с, определила его мировоззренч. основу - субъективно-идеалистические, волюнтарис- тические и моралистические, подчас религ. и мессианистские воззрения на человеческое общество. При этом У. с. не было свойственно смирение перед божьей волей: обществ. устройство он считал зависящим от воли и разума людей, что и обусловило поиски У. с. эффективной обществ. теории. Ввиду этого важнейшая роль в построении и теоретич. разработке идей У. с. принадлежала интеллигенции. Однако У. с. не был лишь созданием мыслителей-одиночек, как это часто изображают бурж. и реформистская социология и историография, поскольку социалистич. мечтания и соответствующие им обществ. идеалы выражали многовековые освободит. устремления трудящихся масс.

    Многие течения У. с. пытались возвыситься над борьбой классов и осуществить классовое сотрудничество пролетариата и буржуазии, искали поддержки у господств. классов и рассчитывали проложить путь новому обществу лишь силой пропаганды и примера.

    Зарождение мечтаний, содержавших проблески социалистич. мысли, было ответом на появление частной собственности, разделение общества на классы и возникновение эксплуататорского общества. Следы подобных мечтаний встречаются на разных ступенях развития классовой борьбы народов Азии и Сев. Африки, Индии и Китая. В антич. Греции и Риме они проявились в легенде о "золотом веке" (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности) и его изображениях в сказочных повествованиях (Эвгемера, Ямбула и др.); в дискуссиях др.-греч. мыслителей вокруг проблем имуществ. неравенства и "естественного состояния" общества, полисной демократии и "распределительной справедливости"; в уравнит. реформах в Спарте и в платоновской утопии кастового рабовладельч. "коммунизма", сочетавшейся с критикой частной собственности. Большое значение для становления У. с. имели социальное учение раннего христианства, содержавшаяся в нем проповедь общечеловеческого равенства, братства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сказывалось на различных течениях У. с. вплоть до христианского социализма 19 в. Однако в целом, все более проникаясь идеей примирения с земным злом, компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопич. мысль в русло религ. утопии, затормозив тем самым развитие социалистич. идей и идеалов.

    В период феодализма социально-утопич. мотивы проявлялись в ересях вальденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лоллардов, таборитов, анабаптистов и др. сект, а также в произведениях фольклора. Источником социального неравенства и гнета объявлялось отступничество церкви и господств. классов от принципов и идеалов первонач. христианства, выдвигались требования уничтожения феод. эксплуатации и сословного неравенства и воскрешались идеалы евангельского строя небольших самоуправляющихся общин с аскетич. уравнительностью в быту и потреблении. Попытки нек-рых ср.-век. еретич. сект осуществить этот уравнительно-потребительский "коммунистич." идеал спорадически сопровождались ведением совместного производства. Но даже когда сектантский еретич. коммунизм влился в поток крестьянских антифеод. революц. восстаний позднего средневековья (Т. Мюнцер), коммунистич. идеал оставался смутным и фантастическим. В идеях У. с. 16 в. заключались уже первые элементы критики нарождавшегося бурж. общества, сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного коммунистич. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы У. с. переходил от идеи общности имущества в виде общности потребления к идее обществ. произ-ва и к представлению об организации хозяйств. жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в гос-ве, - к идеалу крупного политич. образования в виде города или федерации городов, к признанию гос-ва, его роли в утверждении основ разумного обществ. строя, в руководстве х-вом и культурой. Тем не менее в У. с. в течение неск. веков продолжали господствовать принципы уравнит. распределения. Доказывая, что коммунистич. идеал может быть осуществлен самим человеком, и отвергая хилиастич. мечтания о "тысячелетнем царстве", утопич. коммунизм эпохи Возрождения предоставлял осуществление этого идеала мудрости того или иного завоевателя или правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной олигархии.

    Антифеод. эгалитарные и коммунистич. идеи эпохи раннего капитализма не освободились еще от религ. оболочки, хотя и содержали рационалистич. и материалистич. элементы, к-рые сказались с большой силой даже в религ.-сектантской идеологии Дж. Уинстэнли (Англия). Во Франции умозрит. социальные утопии конца 17 - нач. 18 вв. излагались гл. обр. в форме романов-путешествий, в к-рых общность имущества у "добродетельных" дикарей противопоставлялась сословному и имуществ. неравенству европ. общества (Г. де Фуаньи, Верас д'Алле, Гедевиль и др.).

    В 18 в. с идеями революц. ниспровержения феод. гнета и эксплуатации выступил Ж. Мелье, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Исходным пунктом мн. коммунистич. трактатов 18 в. служила просветительская теория одинаковости "естественной природы" и равенства "естественных прав" всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновывали коммунизм с точки зрения теории естественного права.

    У. с. 18 в. еще не проводил четкой грани между коммунизмом и эгалитарными (уравнительными) идеями ("социализм" равенства мелких хозяев). У. с. эпохи Просвещения выдвинул идеи права на труд и обязательности труда для всех членов общества; социальной справедливости в распределении средств и продуктов произ-ва, обеспечению к-рой должны были служить превращение осн. средства произ-ва того времени - земли в общедоступную или общую собственность и обществ. распределение плодов индивидуального труда.

    В годы Великой франц. революции происходило политизирование и революционизирование этих идей морального социализма, смыкавшихся с борьбой плебейских низов города и деревни. Сторонники эгалитарных утопич. идей переходили к требованиям "аграрного закона", всеобщего уравнит. передела земли, ограничения собственнич. прав, подчинения их верховным интересам общества и его контролю ("Социальный кружок", "Бешеные"). Опыт якобинской диктатуры обновил идеи гос. регулирования распределения. Обострение классовых противоречий в процессе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопич. коммунизма: от наивных проектов первых лет революции о мирном законодат. введении общинного коммунизма во Франции - к планам коммунистич. преобразования всей страны с помощью санкюлотской революц. диктатуры (Ф. Буассель). Решающий перелом был осуществлен здесь Г. Бабёфом и бабувистской программой "заговора во имя равенства", выдвинувшей практич. задачу свершения коммунистич. революции и впервые обосновавшей идеи революц. диктатуры для коммунистич. преобразования общества и необходимости периода, переходногок нему. Представляя надежды и устремления пролетариата домашинной индустрии, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к людям умств. труда.

    Критико-утопич. социализм нач. 19 в. с особой силой выразил разочарование в капиталистич. обществе. Противоречия нового обществ. строя делали его объектом разносторонней социальной критики. В силу незрелости рабочего класса эту критику и теоретич. осмысление опыта прошедших десятилетий осуществляли передовые интеллигенты бурж. общества, из среды к-рых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн - "основатели социализма", по словам Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 194), впервые развившие самостоят. теорию У. с., противостоящую бурж. обществ. мысли. В поисках социальной науки, к-рая заменила бы обанкротившуюся революц. метафизику "естественного права", они создали классич. системы У. с., косвенно выражавшие стремление пролетариата к преобразованию общества. Критико-утопич. социализм дал проницат. критику противоречий капитализма и пороков бурж. общества и выдвинул задачу построения нового обществ. строя. Признав значение уровня развития произ-ва и форм собственности в развитии человечества, он в вопросе о преобразовании общества поставил на первый план проблему крупного обществ. произ-ва, планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представления об уравнительности и всеобщем аскетизме при коммунистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул принцип распределения "по способностям", изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производит. сил и расцвет личности. Маркс и Энгельс отмечали и другие "... зародыши гениальных идей..." (Энгельс P., там же), разбросанные в теориях великих утопистов, - их догадки об уничтожении противоположности между физич. и умств. трудом, между городом и деревней, об осуществлении планирования произ-ва, о превращении гос-ва из органа управления людьми в орган управления произ-вом и др.

    Исход Франц. революции свидетельствовал, как казалось великим утопистам, о несостоятельности революц. действий масс, об определяющей роли избранного меньшинства и волевых решений отд. личностей. Объясняя обществ. явления воздействием духовного мира, У. с. сохранял идейные связи с рационализмом 18 в. В то же время У. с. для упрочения классового сотрудничества возрождал религ. идеи ("новое христианство" Сен-Симона, пантеистич. метафизика и мистич. объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье, "новый моральный мир", перевоспитывающий людей с помощью рациональной "социалистической" религии, у Оуэна).

    В развитии У. с. пролет. направление переплеталось с бурж. и мелкобуржуазным, приспосабливаясь к идее сотрудничества пролетариата и буржуазии для полюбовного решения социального вопроса; критико-утопич. социализм допускал в новом обществе элементы частной собственности и социального неравенства.

    "Значение критически-утопического социализма и коммунизма, - писали Маркс и Энгельс, - стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты" (там же, т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм. Предпринятые в 20-40-х гг. 19 в. попытки создания в США и Англии оуэнистских коммунистич. колоний, как и более многочисл. опыты основания фурьеристских ассоциаций (фаланг) в США (ок. 40, наиболее известная - Брукфарм, близ Бостона, 1841-46), после временных успехов неизменно заканчивались неудачей, к-рая в дальнейшем постигла и "икарийские" колонии Э. Кабе (см. "Икария"). Гл. причиной неудач была несостоятельность самой идеи создания коммунистич. ассоциаций внутри капиталистич. общества.

    Ломка старых производств. и обществ. отношений порождала в 30-40-е гг. 19 в. разнородную (в классовом отношении) критику противоречий капитализма и различные представления об обществ. идеале. В У. с. появляются как реакц. и консервативные течения ("феодальный", бурж. и мелкобурж. социализм), так и революционные. Пропагандируемые У. с. идеи ассоциированного труда и права на труд находили все больший отклик у передовых рабочих, выражая их еще незрелые представления о послебурж. обществ. строе. Мелкобурж. У. с., защищая рабочий класс с мелкобурж. позиций, разрабатывал различные проекты производит. ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, К. Пеккёр, П. Леру и др.) либо ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривал их как осн. средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путем на основе экономич. сотрудничества классов. Эпигонский У. с. продолжал ограничиваться моральным осуждением несправедливости капиталистич. эксплуатации и распределения продуктов труда. Утопия "социализма" равенства мелких хозяев, приобретая новую почву в росте неравенства в бурж. обществе, делала "распределительную справедливость" мерилом всех экономич. отношений. Такая социалистич. идеология, стремившаяся осуществить перестройку бурж. общества в мелкобурж. духе, обусловила присутствие "социалистического компонента" в идеологиях и программах многих европ. бурж.-демократич. движений 19 в. По словам Ленина, в сущности "...это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившийся из-под ее влияния пролетариат" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256 (т. 18, с. 10)).

    Революц. сторона идей справедливости развивалась в теориях пролет. У. с., напр. в произв. англ. социалистов-рикардианцев (У. Томпсон, Д. Ф. Брей и др.). Объявив прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, они для устранения этой несправедливости выдвинули экономически несостоятельное требование получения рабочими "полного продукта их труда". Подобное приложение морали к политич. экономии было формально ложным выводом, но, как подчеркивал Ф. Энгельс, "... что неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 184; ср. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 120 (т. 18, с. 329)). В Англии этот пролет. У. с. косвенно оплодотворил чартистское движение, во Франции и Германии он сближался с революц. политич. мыслью передовых групп рабочего класса, провозглашавших необходимость коренного переустройства всего общества на началах "общности имущества".

    В недрах революц. тайных обществ 30-40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идею немедленного "глобального" коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры, вводящей последовательную "общность имуществ" (во Франции - Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и др.). Использование теоретиками коммунизма 30-40-х гг. нек-рых концепций критико-утопич. социализма позволило им сделать важный шаг от уравнит. принципов к коммунистич. принципу "от каждого по способности, каждому по потребности". В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория революц. утопич. коммунизма достигла своей вершины. Дезами сделал попытку развить коммунистич. учение на базе механистич. материализма 18 в. Тем не менее утопич. коммунизм этого периода нередко ссылался на традиции евангельского "коммунизма" (Эскирос, Кабе, Лаотьер, Вейтлинг) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект, окутанную мистич. покровом.

    Объединяющей чертой всех направлений У. с. 1-й пол. 19 в. были поиски социальной науки, с помощью к-рой можно было бы найти априорные формулы для "..."решения социального вопроса" вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобож- дения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс P., Соч., 2 изд., т. 16, с. 27). Только марксизм, создавший теорию науч. коммунизма (см. Марксизм-ленинизм, Коммунизм, Социализм), превратил социализм из утопии в науку, понял социализм не как осуществление абстрактных принципов свободы, справедливости, разума, а как закономерный результат обществ.-историч. развития и классовой борьбы. В отличие от всех течений и направлений У. с., науч. коммунизм обосновал положение о том, что только присвоение средств произ-ва обществом, т. е. национализация средств произ-ва и обмена и подчинение их ассоциированному рабочему классу в лице его гос-ва, ведет к действительному социалистич. преобразованию общества. "Таким образом, - подчеркивал Энгельс, - здесь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т. д. социализма, так и от туманной "общности имущества", выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом" (там же, т. 22, с. 532). Преодоленный в марксистском науч. коммунизме, У. с. вместе с тем явился одним из важнейших его идейных источников.

    После возникновения науч. коммунизма У. с. в целом утратил прежнее значение. Однако формирование пролетариата, втягивание новых его слоев в революц. движение сопровождались возрождением в новых формах идеологии У. с. и "... повторениями старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 65 (т. 16, с. 318)). В. И. Ленин демонстрировал это на примере оппортунистич. течений в социалистич. партиях 2-го Интернационала и прозорливо указывал на то, что условия зрелого и перезрелого капитализма - дальнейшее разорение и "утеснение" мелкой буржуазии и одновременное нарождение новых средних слоев населения капиталистич. стран - неизбежно приводят к возрождению разнообразных мелкобурж. идей и учений У. с. Вследствие этого идеи домарксового социализма появляются нередко и позднее; критика У. с. и борьба за преодоление его влияния продолжаются на протяжении всего дальнейшего развития рабочего движения. Ленин указывал также на наличие социальной почвы для возрождения У. с. в странах, где "... неразвитость экономики вызывает переживание и воскрешение в той или иной форме отсталых форм социализма, который является мелкобуржуазным социализмом..." (там же, т. 11, с. 284 (т. 9, с. 282)). Такой разновидностью У. с. было рус. народничество.

    Близкую форму У. с представляли воззрения кит. революц. демократа Сун Ят-сена. У. с. не был т. о. региональным узкоевроп. явлением - идеи своеобразного У. с. и эгалитаризма, соединяясь с идеологией нац.-освободит. движения, выдвигались в странах Азии, Африки, Лат. Америки. В совр. эпоху в развивающихся странах под влиянием всемирных успехов социализма и совр. освободит. движения широкое распространение получили идеологич. построения т. н. национального социализма. В большинстве этих стран преобладают мелкобурж. и полупролетарские гор. элементы и крестьянство, господствует мелкобурж. идеология, преим. националистическая и антиимпериалистическая. Эти течения во многих случаях проникаются социалистич. идеями, к-рые отличаются обычно крайним эклектизмом (причудливо соединяются элементы У. с., науч. социализма, социал-демократизма, различных религ. воззрений). Нередко такие идеи служат лишь оболочкой и прикрытием для национал-реформистских бурж. тенденций развития этих стран. Однако во многих случаях социалистич. построения и концепции "национального социализма" отражают революц. настроения трудящихся слоев слаборазвитых стран, формирующегося в них пролетариата и передовой интеллигенции, их стремления к решительной борьбе с империализмом и неоколониализмом, к некапиталистич. пути развития. Такой У. с. способен воспринимать идеи науч. социализма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного перехода к науч. социализму.

    Источн.: Волгин В. П. (сост.), Предшественники современного социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.-Л., 1928; Предшественники научного социализма. Серия под общ. ред. В. П. Волгина, т. 1-27, М.-Л., 1947-62; Утопический роман XVI - XVII вв., М., 1971; Les précurseurs français du socialisme. Textes réunis et présentés par M. Leroy, P., 1948; Krauss W., Reise nach Utopia, В., 1964; Bravo G. С., Les socialistes avant Marx, v. 1-3, P., 1970; Der Bund der Kommunisten. Dokumente und Materialien, Bd 1, В., 1970.

    Лит.: Маркс К., Энгельс P., Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-51; т. 3, с. 457-544; т. 4, с. 448-57; т. 19, с. 185-230; т. 21, с. 214-32; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 22-31 (т. 5, с. 340-47); т. 12, с. 39-48 (т. 9, с. 407-15); т. 21, С. 255-62, с. 400-406 (т. 18, с. 9-15, с. 143-49); т. 22, с. 117-121 (т. 18, с. 326-30); т. 23, с. 40-48 (т. 19, с. 3-8); Луи П., История социализма во Франции, пер. с франц., М., 1906; Меринг Ф., История германской социал-демократии, пер. с нем., 2 изд., т. 1-4, М.-П., 1923; Бер M., История социализма в Англии, пер. с нем., ч. 1, М.-П., 1923; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1-2, М.-Л., 1924-25; Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; его же, Французский утопич. коммунизм, М., 1960; Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX в., М., 1958; Лабриола A., Очерки материалистич. понимания истории, М., 1960, с. 109-12, 124-42; История социалистич. учений. Сб. ст., (т.) 1-2, М., 1962-64; Кан С. Б., История социалистич. идей (до возникновения марксизма), М., 1967; Шейнман M. M., Христианский социализм, М., 1969; Mannheim К., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; Cole G. D. H., A history of socialist thought, v. 1-2, L., 1953-54; Ramm Th., Die großen Sozialisten als Rechts- und Sozialphilosophen, Bd 1, Stuttg., 1955; Duveau G., Sociologie de l'utopie et autres essais, P., 1961; Simecka M., Krízu utopizmu, Brat., 1967; Bravo G. M., Storia del socialismo, 1789-1848, Roma, 1971.

    Библ.: Stammhammer J., Bibliographie des Sozialismus und Kommunismus, Bd 1, Jena, 1893; Falke R., Versuch einer Bibliographie der Utopien, "Romanistisches Jahrbuch", Bd 6, 1953-54, Hamb., 1956.

    Н. Е. Застенкер. Москва.

    Утопический социализм в России. Его возникновению предшествовали стихийные духовные искания угнетенных крест. масс, мечтавших о свободе и равенстве, отразившиеся в фольклоре, религ. ересях и др. В рус. обществ. мысли кон. 18 - нач. 19 вв. предшественниками У. с. были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Идеи зап.-европ. У. с, проникавшие в Россию с кон. 18 в., получили особенно широкое распространение в 1830-40-х гг.

    Социалистич. мечтания А. И. Герцена и Н. П. Огарева, возникшие в нач. 1830-х гг. под воздействием идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье, положили начало социалистич. традиции рус. обществ. мысли. Незрелость социально-экономич. и политич. отношений в России нашла выражение в том, что ранний рус. У. с. представлял собой разновидность христ. У. с. (В. С. Печерин и др.). Такое облеченное в религ. форму направление У. с. продолжало существовать и позже - у нек-рых петрашевцев, среди членов Кирилло- Мефодиевского об-ва и даже у нек-рых народников.

    В 40-е гг. 19 в. наиболее яркие представители рус. У. с. (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин) выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное филос. основание. Важнейшими составными частями в эту теорию входят антропологич. идея природы человека, полной реализацией к-рой только и может быть социализм, и ист. диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Рус. утопич. социалисты сумели подметить нек-рые существенные черты ограниченности зап. систем У. с., в частности присущий многим из них дух уравнительности.

    Особенностью рус. У. с. последующего времени является попытка "навести мосты" (Герцен) между идеалом и реальностью, будущим и настоящим. Это выражается прежде всего в поисках зародышей социализма в социальной истории, что обусловливает пристальное внимание социалистов 60-70-х гг. к проблемам экономич. и политич. развития. Такое направление социально-теоретич. исканий привело, в частности, к возникновению и разработке особой, своеобразной разновидности У. с. - т. н. "русского", или крестьянского, социализма, народничества, в рамках к-рого в основном и происходило развитие У. с. в России 2-й пол. 19 в. Преодоление народничества как идеологии, выражавшей противоречивые устремления росс. крестьянства в условиях начавшегося капиталистич. развития, явилось в 80-90-х гг. необходимой идейной предпосылкой победы идей научного социализма. Однако в целом У. с. в России 2-й пол. 19 в. не сводится к народничеству: внутри рус. социалистич. мысли имела место критика идеализации сельской общины и рус. мужика как "носителя" социализма, развиваются положения о необходимости крупного пром. произ-ва как обязательной основы будущего общества, о длительности и многовариантности путей к социализму, о крайней сложности форм и способов его установления (Д. И. Писарев и др.).

    Наиболее глубокая концепция У. с. была выдвинута Н. Г. Чернышевским, к-рого Ленин характеризовал как "...величайшего представителя утопического социализма в России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 335 (т. 20, с. 100)). Нек-рые представители рус. У. с. 70-80-х гг., обратив внимание на теорию научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса, пытались использовать ее отд. идеи (П. Л. Лавров и др.). Отсюда в значительной мере эклектич. нестройный характер У. с. этого времени, хотя в разработке ряда конкретных положений теории (место и роль гос-ва, роль экономики, нравственности революционера и т. п.) рус. социалистич. мысль и делает шаг вперед.

    В целом важнейшей чертой У. с. в России является попытка связать вопрос о будущем социалистич. общества с судьбами крестьянства, с ликвидацией крепостничества и самодержавия. Отмечая это, В. И. Ленин писал, что вплоть до кон. 19 в. демократизм и социализм в России "...сливались в одно неразрывное, неразъединимое целое..." (там же, т. 1, с. 280).

    Лит.: Чечулин Н. Д., Русский социальный роман XVIII века, СПБ, 1900; Святловский В. В., Русский утопический роман, П., 1922; Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1924; Левин Ш. М., К вопросу об исторических особенностях русского утопического социализма, "ИЗ", 1948, No26; Малинин В. A., Сидоров M. И., Предшественники научного социализма в России, М., 1963; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв., М., 1967; Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистич. мысли в России), М., 1969; Идеи социализма в русской классической литературе, Л., 1969; Твардовская В. A., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1969; Володин А. И., Гегель и русская социалистич. мысль XIX века, М., 1973; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973.

    А. И. Володин. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
    УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Понятие "Утопический социализм" восходит к сочинению Т. Мора "Утопия" (1516). Крупнейшие представители утопического социализма: Т. Мюнцер, Т. Кампанелла, Дж. Уинстэнли, Ж. Мелье, Морелли, Г. Б. Мабли, Г. Бабеф, Т. Дезами, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн; А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: