Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1785—1854) — выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Ш. назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г. С прибытием гвардейских саперов под Варну, Ш. заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Ш. составил свой план атаки и блестяще привел его в исполнение. С началом компании 1829 г. Ш. под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 г. Ш., назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины; применение идей Шилинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби. Многие изобретения Ш. значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Ш. в семидесятых годах мог только узнать о ней кое-что со слов Н. П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Замечательна также деятельность Ш. как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Ш., заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя. Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Ш. новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853—54 гг. ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Ш. вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Ш. был ранен осколком гранаты в ногу, и умер в Калараше, не вынеся операции. Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Ш. меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости".

    Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Ш. был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса".

    Ср. Мазюкевич, "Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш." (СПб., 1876); "Русская Старина" (1875 и 1876).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Шильдер Карл Андреевич [27.12.1785 (7.1.1786), д. Симаново, ныне Невельского района Псковской обл., ‒ 11(23).6. 1854, Кэлэраш, Румыния], русский военный инженер, инженер-генерал (1852), генерал-адъютант. Окончил школу колонновожатых (1806), служил в инженерных войсках командиром сапёрной роты и батальона, начальник инженеров корпуса и армии. Участвовал в Аустерлицком сражении 1805, обороне Бобруйска в 1812, русско-турецкой войне 1828‒29 и Крымской войне 1853‒56; отличился при осаде Варны (1828), Силистрии и Шумлы (1829) и при форсировании Дуная (1854). Умер после тяжёлого ранения под Силистрией. Разработал новую более эффективную систему контрминной борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы и др. Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств («бурдючный мост», из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836). Совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832‒36), а вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальванические и гальвано-ударные морские мины (1838‒48). По проектам Ш. были построены первые в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834) и вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца. Учениками Ш. были многие талантливые военные инженеры, в том числе Э. И. Тотлебен, М. М. Боресков.

    Лит.: Мазюкевич М. Н., Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Шильдера, СПБ. 1876; Яковлев В. В., Краткий очерк истории подземной минной войны, М., 1938.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ШИЛЬДЕР Карл Андреевич (1786-1854) - российский инженер-генерал (1852). Разработал новую систему контрминной борьбы, оригинальную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств ("бурдючный мост"). Совместно с П. Шиллингом предложил электрический способ воспламенения пороховых зарядов. По его проектам построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ШИЛЬДЕР Карл Андреевич

    ШИ́ЛЬДЕР Карл Андреевич (1786—1854), российский инженер-генерал (1852). Разработал новую систему контрминной борьбы, оригинальную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств («бурдючный мост»). Совместно с П. Шиллингом(см. ШИЛЛИНГ Павел Львович) предложил электрический способ воспламенения пороховых зарядов. По его проектам построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ШИЛЬДЕР Карл Андреевич
    ШИЛЬДЕР Карл Андреевич (1786-1854) - российский инженер-генерал (1852). Разработал новую систему контрминной борьбы, оригинальную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств ("бурдючный мост"). Совместно с П. Шиллингом предложил электрический способ воспламенения пороховых зарядов. По его проектам построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: