Большая Советская энциклопедия

    Фромм (Fromm) Эрих (р. 23.3.1900, Франкфурт-на-Майне), немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929—32 сотрудник института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне; в 1933 эмигрировал в США; ряд лет вёл практику врача-психоаналитика; с 1951 профессор университета в Мехико.

    Ф. отходит от биологизма З. Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию личности, Ф. стремится выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе её формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Ф., социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историческими. типами самоотчуждённого человека [накопительский, эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный), «рыночный»]. Различные формы социальной патологии в современном буржуазном обществе Ф. также связывает с отчуждением. Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Ф. с позиций надклассового гуманизма выдвигает утопический проект создания гармонического «здорового общества» при помощи методов «социальной терапии».

    Соч.: Escape from freedom, N. Y., 1941; Psychoanalysis and religion, N. Y., 1950; Marx's concepts of man, N. Y., 1961; The Dogma of Christ and other essays on religion, psychology and culture, L., 1963; The art of loving, L., 1964; The sane society, 2 ed., N. Y., 1965; Man for himself, L., 1967; The revolution of hope. Toward a humanized technology, N. Y., 1968; Social character in a mexican village. A sociopsychoanalytic study, N. Y., 1970 (совместно с М. Maccoby); The Crisis of Psychoanalysis, Harmond-Sworth, 1973.

    Лит.: Добреньков В. И., Неофрейдизм в поисках «истины» (иллюзии и заблуждения Эриха Фромма), М., 1974; Evans R. J., Dialogue with E. Fromm, N. Y., 1966.

    В. И. Добреньков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Fromm, Erich)

    (1900-1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Изучая социологию и психологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922, учился также в Мюнхенском университете и Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 Фромм уехал в США и преподавал в Колумбийском, Йельском и Мичиганском университетах, а также в Институте психиатрии Уильяма Алансона Уайта. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества. Не соглашаясь с фрейдистской теорией биологической обусловленности человеческой личности, Фромм утверждал, что человек - продукт культуры. В книге Бегство от свободы (Escape from Freedom, 1941) Фромм исследдовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности в конечном итоге ведет к одиночеству, ощущению несамоценности человеческой личности и сомнению в осмысленности жизни. Этот тезис Фромм развил в таких работах, как Человек для себя (Man for Himself, 1947), Психоанализ и религия (Psychoanalysis and Religion, 1950), Разумное общество (The Sane Society, 1955), Искусство любить (The Art of Loving, 1956), Человек прежде всего (May Man Prevail, 1961), Анатомия человеческой деструктивности (The Anatomy of Human Destructiveness, 1973). Книга Фромма Забытый язык (The Forgotten Language, 1951) посвящена анализу снов, мифов и сказок. Им опубликованы критические исследования концепций Фрейда и Маркса. Умер Фромм в Муральто (Швейцария) 17 марта 1980.

    ЛИТЕРАТУРА

    Фромм Э. Душа человека. М., 1992 Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Фромм Эрих

    (Fromm) (1900—1980), немецко-американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, усматривал пути выхода из кризиса современной цивилизации в создании «здорового общества», основанного на ценностях гуманистической этики. Основные сочинения: «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и религия» (1950), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).

    * * *

    ФРОММ Эрих

    ФРОММ (Fromm) Эрих (1900—1980), немецкий и американский философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма(см. НЕОФРЕЙДИЗМ). Родился 23 марта 1900 во Франкфурте-на-Майне. С 1919 стал студентом Франкфуртского университета, с 1920— изучал социологию и право у Альфреда Вебера. В1927, оставаясь в рамках ортодоксального фрейдизма, опубликовал свою первую работу по психоанализу; в1928 продолжал изучение психоанализа в Берлинском психоаналитическом институте. С 1930 являлся руководителем осдела социальной психологии в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. С 1933 в эмиграции в США.

    Главной задачей психоанализа(см. ПСИХОАНАЛИЗ) считал помощь в адаптации(см. АДАПТАЦИЯ (социальная)) к социальной среде(см. СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ). Опираясь на идеи психоанализа(см. ПСИХОАНАЛИЗ), экзистенциализма(см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) и марксизма(см. МАРКСИЗМ), стремился разрешить основные противоречия человеческого существования — между эгоизмом(см. ЭГОИЗМ) и альтруизмом(см. АЛЬТРУИЗМ), обладанием и бытием, негативной «свободой от» и позитивной «свободой для». Большое внимание уделял изучению различных видов неврозов(см. НЕВРОЗЫ), в особенности неврозов власти, обладания, конформизма(см. КОНФОРМИЗМ), покорности. Считал главной потребностью личности установление системных отношений с окружающим миром, т.к. человек все время существует двойственно, ощущая одновременно и природное, и социальное влияние. Провел классификацию личностей в обществе, разделил их на четыре типа: накопительский (ему присущи скупость, упорство, педантизм; этот тип характерен для эпохи зарождения капиталистических отношений), эксплуататорский (его представители реализуют себя через разрушение другого объекта; характерен для эпохи буржуазных отношений), рецептивный (для него характерны пассивность, восприятие всего и соглашение со всем) и рыночный (человек относится к самому себе как к товару; характерен для западного общества конца 20 века).

    Пути выхода из кризиса современной ему цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая — любовь), восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные труды: «Бегство от свободы» (1941), «Человек как он есть» (1947), «Психоанализ(см. ПСИХОАНАЛИЗ) и религия» (1950), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1964).

  5. Источник: Энциклопедический словарь