Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Кадриль.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. contredanse, от англ. countrydance, буквально — деревенский танец)

    народный английский танец. Возник в 17—18 вв. Позднее как бальный танец получил распространение в др. европейских странах, в 19 в. слился с кадрилью. Вначале состоял из одной фигуры, затем из 5—6. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8. Первые музыкальные обработки К. сделал Дж. Плейфорд в танцевальном сборнике «Английский танцевальный учитель» (1651). Как музыкальная форма К. представлен в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ко́нтрда́нс;
    2. ко́нтрда́нсы;
    3. ко́нтрда́нса;
    4. ко́нтрда́нсов;
    5. ко́нтрда́нсу;
    6. ко́нтрда́нсам;
    7. ко́нтрда́нс;
    8. ко́нтрда́нсы;
    9. ко́нтрда́нсом;
    10. ко́нтрда́нсами;
    11. ко́нтрда́нсе;
    12. ко́нтрда́нсах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Старинный танец (род кадрили), исполнявшийся четырьмя, шестью и восьмью парами, а также музыка к этому танцу.

    Мелодия контрданса.

    Она протанцевала две мазурки, несколько контрдансов. И. Гончаров, Обломов.

    [франц. contre-danse]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ефремовой

    м.; = контрада́нс

    1.

    Танец, исполняемый 4, 6 и 8 парами, располагающимися друг против друга, послуживший основой для возникновения кадрили.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

    Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.

  9. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  10. Большой энциклопедический словарь

    КОНТРДАНС (франц. contredanse - от англ. country-dance, букв. - деревенский танец), народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль. Музыкальный размер 2/4, 6/8.

  11. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  12. Современная энциклопедия

    КОНТРДАНС (французское contredanse, от английского country-dance, буквально - деревенский танец), старинный английский народный танец (размеры 2/4; 6/8). В 18 - 19 вв. популярен в Европе (в России под названием англез). Разновидности: экосез, кадриль, котильон, гросфатер. В композиторской музыке - инструментальная пьеса (например, у Л. Бетховена).

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    контрда́нс название танца, также контрата́нец. Первое – из франц. соntrеdаnсе, второе – из нем. Kontertanz (XVIII в.; см. Шульц -Баслер 1, 386).

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. (танец) country dance

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. стар.

    (танец) contradanza f

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    КОНТРДА́НС -а; м. [франц. contre-danse] Старинный танец (род кадрили), исполнявшийся четырьмя, шестью и восьмью парами; музыка к этому танцу. Протанцевать две мазурки и несколько контрдансов. Мелодия контрданса.

    * * *

    контрда́нс

    (франц. contredanse, от англ. country-dance, буквально — деревенский танец), народный английский танец (музыкальные размеры 2/46/8). В XVIII—XIX вв. в Европе популярен как бальный (в России под названием англез). Разновидности: экосез, кадриль, котильон, гросфатер. В композиторской музыке — иностранная пьеса.

    * * *

    КОНТРДАНС

    КОНТРДА́НС (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. — деревенский танец), народный английский танец. Как бальный распространился в Европе, в 19 в. получил название кадриль. Музыкальный размер 2/4, 6/8.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    (франц. contredanse, от англ. countrydance, букв. - деревенский танец) - старинный англ. нар. танец. Впервые упоминается в лит-ре в 1579. Об истории возникновения К. известно мало, не исключено, что танец берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. Первые муз. обр. сделал комп. Дж. Плейфорд в танцевальном сб. "Английский танцевальный учитель" (1651), к-рый затем переиздавался 18 раз вплоть до 1728. К. существовал в двух разновидностях: longway и round. Осн. особенность К. - возможность одноврем. участия любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих, к-рые по очереди повторяют известные фигуры танца. Преим. размеры: 2/4, 6/8. Музыка К. варьировалась очень разнообразно. Количество па доходило до неск. сотен. В 1685 появился в Нидерландах и Франции. Наибольшее распространение получил в 1750-62, вытеснив даже менуэт. Общедоступность, живость и универсальность К. (в противоположность придв. танцам - менуэту и паванне, исполняемым одной-двумя парами) сделали его в 18-19 вв. популярным на балах Европы (в т.ч. и России). Это привело к возникновению многочисл. видов К.: кадриль, гросфатер, экоссез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и др. К. называли по-разному: contredance angles - во Франции; Kontertanz frances - в Германии; ecosses - в др. странах Европы.

    Самый распространённый вид К. - франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов.

    Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах - как заключит. номер (опера-балет "Полимия" Рамо, его же балеты "Пигмалион", "Зефир" и др., "Творение Прометея" Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном - как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта ("Дон Жуан"), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского ("Евгений Онегин"). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Зa ira" - песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.

    К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из "Английского танцевального учителя", получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.

    Литература: Ивановский П. П., Бальный танец XVI-XIX вв., М., 1963; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.С. П. Панкратов.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Орфографический словарь-справочник

  25. Источник:



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: