(Bain)
Александер (1818, Абердин, — 18.9.1903, там же), английский философ, психолог и педагог. Профессор логики и английского языка (1860—80), а затем ректор Абердинского университета. Основатель журнала «Майнд» («Mind», 1876). Один из крупнейших представителей Ассоцианизма в психологии 19 в. Считая явления сознания подчинёнными чисто психологическим законам Ассоциации, Б. в то же время стремился связать их с телесными процессами, исследуя рефлексы, навыки, инстинкты, двигательную активность организма. Новые формы последней, по Б., возникают в результате отбора полезных движений на основе механизма проб и ошибок. В дальнейшем учение об этом механизме приобрело огромную популярность в психологических исследованиях поведения. Отстаивая нераздельность психического и физиологического, Б. вместе с тем отрицал причинную связь между ними и стоял на позициях психофизического параллелизма. Труды Б., особенно «Чувства и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), сыграли важную роль в привлечении внимания психологов к экспериментальному изучению психических процессов и подготовили почву для преобразования психологии в самостоятельную опытную науку.
Соч.: Mental and moral science, L., 1868; Logic, pt 1—2, L., 1870; Mind and body, L., 1873.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 9; Brett G. S., History of psychology, L., 1953.
М. Г. Ярошевский.
БЭН Эфрэ (Afra Behn, 1640—1689) — известна еще как «Астрэа» — первая в истории английской литературы женщина писатель-профессионал. Вела упорную борьбу за признание за женщиной права быть писателем. Пьесы Бэн не допускались к постановке на сцене только потому, что были написаны женщиной. Вся ее жизнь представляет тяжелую борьбу с английским мещанином, с его предрассудками. Комедии Б. пестрят местами, как говорят англичане, «неудобоцитируемыми и страшно неделикатными»; это тоже своеобразный «протест».
Главные произведения: «The Fair Gilt»; «The adventures of a Black Lady»; «The Nun». В большом романе «Oreenoko, the Royal Slave» (Ориноко, царственный раб) она изображает трагическую судьбу негритянского царька. Реализм этого романа приближает ее к Даниелю Дефо, а в изображении жизни колониальных рабов и сочувствии им она здесь предвосхищает Бичер-Стоу.Библиография:
Works, ed. M. Summer, Rutledge, 1905; Novels, ed. E. A. Baker, Rutledge, 1905.