Большая Советская энциклопедия

    Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28).12.1903, Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с 1939. В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Эти черты особенно раскрылись в фильме «Соль Сванетии» (1930), режиссёром и одним из операторов которого он был. В 1933 К. поступил в аспирантуру ленинградской Академии искусствознания, затем был директором Тбилисской киностудии. К режиссёрской работе возвратился, поставив фильм «Мужество» (1939). Крупной работой К. стала картина «Валерий Чкалов» (1941). Широта творческого диапазона, умение использовать разнообразные выразительные средства сказались в кинокомедии «Верные друзья» (1954). Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.). Игра актёров Т. Е. Самойловой и А. В. Баталова, вдохновенный монтаж массовых сцен, необычайная подвижность камеры сделали этот фильм произведением, исполненным тонкой лирической красоты и трагедийной силы. Документы об экспедиции У. Нобиле к Северному полюсу легли в основу фильма «Красная палатка» (1970, совместная итало-советская постановка); участие крупных актёров разных стран, впечатляющие натурные съёмки сделали фильм значительным явлением. Государственная премия СССР (1951). Награжден 3 орденами, а также медалями.

    Соч.: Лицо Голливуда, [М.], 1949.

    Лит.: Кремлев Г., Михаил Калатозов, М., 1965.

    М. Х. Зак.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович (1903-73) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1969). : "Соль Сванетии" (1930), "Валерий Чкалов" (1941), "Летят журавли" (1957), "Красная палатка" (1970, итало-советский) и др. Государственная премия СССР (1951).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Калато́зов Михаил Константинович

    (1903—1973), кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). В кино с 1923. Фильмы Калатозова отличаются повышенной эмоциональностью, драматизмом, остротой и выразительностью режиссёрских решений: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Летят журавли» (1957), «Неотправленное письмо» (1960), «Красная палатка» (1970, итало-советский) и др. Государственная премия СССР (1951).

    * * *

    КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович

    КАЛАТО́ЗОВ (Калатозишвили) Михаил Константинович (15 (28) декабря 1903, Тифлис, ныне Тбилиси — 27 марта 1973, Москва), российский кинорежиссер, оператор и деятель культуры, народный артист Грузинской ССР (1965), народный артист СССР (1969). Фильмы: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Летят журавли» (1957; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 1958), «Красная палатка» (1970, итало-советский) и др. Государственная премия СССР (1951).

    * * *

    Ранняя трудовая деятельность

    Трудовую деятельность начал в 1917, спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где работал монтажером, ассистентом оператора. В 1925 был оператором, а также снялся в качестве актера в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани(см. ПЕРЕСТИАНИ Иван Николаевич). В фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступал соавтором и оператором.

    Режиссерский дебют в немом кино

    Режиссерский дебют Калатозова — кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н. В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918—1920 годов. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения поднимают до уровня шедевра последний немой художественно-документальный фильм Калатозова «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени.

    «Валерий Чкалов»

    С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат. В 1933—1934 режиссер был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934—1938 работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-летчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров(см. БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович)) имел шумный успех и упрочил режиссерскую репутацию Калатозова.

    В годы войны

    В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым(см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом(см. ДЗИГАН Ефим Львович)), после чего вновь перешел на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943—1945 был в США, затем до 1948 руководил главкомом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР.

    «Верные друзья»

    Вернувшись в режиссуру, Калатозов снимает политически одиозные ленты «Заговор обреченных» (1950, по Н. Е. Вирте(см. ВИРТА Николай Евгеньевич), премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину(см. ПОГОДИН Николай Федорович), выпуск 1956). Затем Калатозов поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия Карловарского кинофестиваля) снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарий Погодина) была посвящена освоению целины.

    «Летят журавли»

    Пиком творчества Калатозова и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова(см. РОЗОВ Виктор Сергеевич) — фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля(см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1958 года). Лирическая манера Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусства С. П. Урусевского(см. УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович), блестящая игра Татьяны Самойловой(см. САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна) и Алексея Баталова(см. БАТАЛОВ Алексей Владимирович) наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы.

    Фильмы 1960-х годов

    В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре.

    Эмоционально страстная политическая картина «Я — Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко(см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович)) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвезд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссером в приподнято романтическом ключе.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    КАЛАТОЗОВ (Калатозишвили) Михаил Константинович (28.12.1903, Тифлис — 27.03.1973, Москва), режиссер, сценарист, оператор. Народный артист Грузии (1965), народный артист СССР (1969).

    Трудовую деятельность начал в 1917, спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где работал монтажером, ассистентом оператора. В 1925 был оператором, а также снялся в качестве актера в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани. В фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступал соавтором и оператором.

    Режиссерский дебют Калатозова — кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н. В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918—1920 годов. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения поднимают до уровня шедевра последний немой художественно-документальный фильм Калатозова «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени.

    С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат. В 1933—1934 режиссер был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934—1938 работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-летчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров (см. БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович)) имел шумный успех и упрочил режиссерскую репутацию Калатозова.

    В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом (см. ДЗИГАН Ефим Львович)), после чего вновь перешел на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943—1945 был в США, затем до 1948 руководил главкомом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР.

    Вернувшись в режиссуру, Калатозов снимает политически одиозные ленты «Заговор обреченных» (1950, по Н. Е. Вирте, премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину, выпуск 1956). Затем Калатозов поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия кинофестиваля в Карловых Варах) снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарий Погодина) была посвящена освоению целины.

    Пиком творчества Калатозова и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова— фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля1958 года). Лирическая манера Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусства С. П. Урусевского (см. УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович), блестящая игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы.

    В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре.

    Эмоционально страстная политическая картина «Я — Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвезд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссером в приподнято романтическом ключе.

    1927 ГЮЛЛИ автор сценария, оператор

    1928 ЦЫГАНСКАЯ КРОВЬ («Закон, не знающий закона») оператор, автор сценария

    1930 ДЖИМ ШУАНТЕ («Соль Сванетии») оператор, режиссер

    1930 СЛЕПАЯ режиссер

    1931 ГВОЗДЬ В САПОГЕ («Страна в опасности», «Сигнал», «Гвоздь») режиссер

    1939 МУЖЕСТВО (см. МУЖЕСТВО (1939)) режиссер

    1941 ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ режиссер

    1942 НЕПОБЕДИМЫЕ («Ленинградцы») режиссер, автор сценария

    1950 ЗАГОВОР ОБРЕЧЕННЫХ режиссер

    1953 ВИХРИ ВРАЖДЕБНЫЕ («Феликс Дзержинский») режиссер

    1954 ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ режиссер

    1955 ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН режиссер

    1957 ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ режиссер

    1958 ДЕЛО «ПЕСТРЫХ» худ.рук.

    1959 НЕОТПРАВЛЕННОЕ ПИСЬМО режиссер

    1964 Я — КУБА режиссер

    1969 КРАСНАЯ ПАЛАТКА автор сценария, режиссер

    1976 КАФЕ «ИЗОТОП» («Право на выбор») автор сценария

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: