«Гуттузо Ренато»

Гуттузо Ренато в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Гуттузо Ренато»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Гуттузо (Guttuso) Ренато (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. Глава социально-реалистического направления в современном итал. искусстве. С 1940 член компартии, с 1956 член ЦК. Член Президентского совета общества «Италия СССР» (с 1963). Член Комитета по Международным Ленинским премиям «За укрепление мира между народами». Академик АХ в Риме (1960). Почётный член АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям культуры, объединившимся вокруг журнала «Корренте» («Corrente», Милан). Во время 2-й мировой войны в 194345 участвовал в Движении Сопротивления. В послевоенный период был лидером реалистического крыла объединения итал. художников «Новый фронт искусства» (194648). В конце 30 начале 40-х гг. Г. выступил с рядом антифашистских произведений, отразивших в экспрессивной, порой символической форме героическую борьбу и страдания народа [«Расстрел», 1938, Галерея современного искусства, Рим; «Распятие», 194041, собственность автора; серия рисунков «Gott mit uns!» («С нами бог!»), тушь, темпера, 194445, удостоена Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира, 1950]. С конца 40-х гг. Г. вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 1920 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы. В произведениях конца 40 60-х гг. Г. воссоздаёт широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии» (194850, Германская АХ, Берлин), «Буги-вуги в Риме» (1952, собрание Фаринелли, Рим), «Пляж» (195556, Национальная галерея, Парма), «Человек, который ест спагетти» (1956, собрание Фаринелли, Рим), «Дискуссия» (1959, Галерея Тейт, Лондон), «Толпа» (1960, Эрмитаж, Ленинград) и др. отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление. Художник-демократ, Г. утверждает новые эстетические и социальные ценности, создавая исполненные суровой правды, героически-монументальные художественные образы народной жизни. В целях усиления эмоционального воздействия своих работ, отмеченных беспощадной точностью реалистических наблюдений, Г. часто использует резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщённую лепку объёмов. Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия («Пейзаж в Калабрии», 1953: «3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряжённой трудовой жизнью человека («Корзина, клещи и молоток», 1951, собственность автора).

    Лит.; Ренато Гуттузо. Каталог, М., 1961; Барская А. Г., Русаков Ю. А., Ренато Гуттузо, Л. М., [1965]: Moravia А., Renato Guttuso, Palermo, 1962.

    В. В. Горяинов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Гутту́зо Ренато

    (Guttuso) (1912—1987), итальянский живописец, график, почетный член АХ СССР (1962). Глава неореалистического направления в итальянском искусстве. Героико-монументальные исторические композиции, сцены народной жизни, натюрморты отличаются драматической экспрессией, обобщённостью форм («Расстрел», 1938; «Толпа», 1960; «Корзина, клещи и молоток», 1961).

    * * *

    ГУТТУЗО Ренато

    ГУТТУ́ЗО (Guttuso) Ренато (26 декабря 1911, Багерия, близ Палермо, Сицилия — 18 января 1987, Рим), итальянский живописец, график, почетный член АХ СССР (1962).

    В фашистской Италии (1930—1945)

    Гуттузо родился на острове Сицилия, и его живопись всегда сохраняет особый колорит культуры южной Италии. Отец, землемер и акварелист-любитель, зарегистрировал его рождение 2 января 1912.

    Первый успех молодому художнику принесли работы, отправленные на римскую Куадриеннале в 1931. В Риме, куда Гуттузо перебрался в начале 30-х гг., он попадает в круг художников, представляющих собой антифашистскую культурную оппозицию, сблизившись с мастерами направления «Римская школа» (М. Мафаи, К. Кальи, П. Фаццини и др.), участвуя в выставках группы «Корренте» (1939—41). Пафос борьбы с фашизмом, отстаивание права открыто выражать свои чувства и убеждения в искусстве определяет характер произведений этого времени. В единой мощной динамике формы и цвета передает Гуттузо трагизм происходящего в полотнах «Бегство с Этны» (1939) и «Расстрел» (1939). В центральном произведении этих лет — картине «Распятие» (1941) он обратился к экспрессивному и страстному языку живописи Пикассо(см. ПИКАССО Пабло), известное полотно которого «Герника» стало олицетворением гражданского мужества художника.

    На протяжении всей жизни Гуттузо привлекал рисунок. В нем он отрабатывал решение объемно-пространственной концепции композиции своих живописных работ, искал выразительные жесты. Порой, предназначенные для живописи, его графические листы слагались затем в серии, обретающие самостоятельное идейное значение. Такова графическая серия «Got mit uns» («С нами бог!»), в названии которой повторена надпись, выбитая на пряжках ремней нацистских солдат. Сразу после войны серия была издана в виде отдельного альбома.

    В 1940-е гг. Гуттузо был участником подпольного антифашистского движения в Риме и Милане, печатал дома листовки, из-за арестов вынужден был скрываться, стал участником партизанского отряда в Абруцци. В годы «черного двадцатилетия» и Сопротивления он обрел необходимый жизненный опыт, стал художником, сознающим нравственную ответственность за происходящее в Италии. Обретенная в эти годы стилистическая манера живописи с подчеркнуто объемной структурой предметов и фигур получила развитие и в ряде портретов 1930—40-х гг. («Автопортрет», 1936; «Альберто Моравиа», 1938; «Художник Натили», 1940).

    Неореализм (1943—1955)

    В эти годы Гуттузо являлся активным сторонником неореализма(см. НЕОРЕАЛИЗМ), принимал участие в выставках объединения «Новый фронт искусств» (1947 — в Галерее «Кайрола» в Милане; 1948 — в Болонье), Эстетическая позиция мастеров неореализма нашла яркое воплощение в полотнах «Захват пустующих земель» (1948), «Битва у моста Адмирала» (1951—1952), «Мертвый рабочий» (1952), «Выход в море» (1950), «Каменотес» (1950), «Ловля меч-рыбы» (1950), «Мафия» (нач. 1950-х гг.), сериях рисунков о шахтерах Калабрии, людях Сицилии. Социальные события истории и современности, образ человека из народа — становятся центральной темой творчества в эти годы. В полотнах, рассказывающих о быте и труде жителей Юга Италии («Ловля меч-рыбы», «Выход в море»), художника привлекает передача выразительной энергии цвета, напряженной динамики тел рыбаков Сицилии. Холодная сине-фиолетовая цветовая гамма в полотнах «Расстрел патриотов» (1952), «Мертвый рабочий» (1953), «Допрос» (1950) подчеркивает трагизм происходящего. Эти картины звучат как воспоминание о недавних событиях истории. Столь же ярко повествовало о них полотно «Занятие пустующих земель», программно ознаменовавшее в 1948 рождение нового реалистического направления в искусстве. Как и другие мастера неореализма, Гуттузо не мог не откликнуться на события, происходящие на Юге Италии, создав собирательный образ его крестьянства. Как мастера-неореалиста его привлекала передача определенного социального типа и в рисунках. Гибкой, подвижной линией переданы фигуры шахтеров Калабрии и крестьян Сицилии, занятых своим повседневным трудом. Рассказ Гуттузо имеет характер не просто репортажа, не только документального очеркового повествования (что роднило произведения художников и литераторов неореализма), это всегда и образный показ красоты простого человека, рассказ о его нравственной красоте.

    Романтическая экспрессия (конец 1950-х — 1970-е)

    Находящаяся в постоянном развитии действительность остается главной темой творчества Гуттузо и в этот период. В полотнах из серии «Человек в толпе» (1957—60) — «Митинг», «Перекресток», «Толпа»), в картинах «Политическая дискуссия» (1959—60), «Пляж» (1955—56) эмоционально емко передано психологическое состояние людей и окружающая их атмосфера. Это достигается полным экспрессии объемным построением форм в пространстве, подчеркнутой пластикой тел, звучными аккордами цветовых пятен. Эффект присутствия человека всегда ощущается в натюрмортах и пейзажах Гуттузо. Динамичное распределение цветовых зон в картине «Натюрморт» (1958) с изображением разбросанных инструментов в мастерской или в полотне «Натюрморт» (1959) с плоской крестьянской корзинкой и торчащим из нее ножом, напоминает мозаику.

    Позднюю манеру художника называют «романтическим экспрессивным реализмом». Понимание живописной динамики связано для него с изображением динамики современной жизни. Постоянной моделью Гуттузо, его помощником и секретарем становится молодой рабочий Рокко Католано, образ которого часто художник передает в портретах. В фигурах, лицах портретируемых, как и в изображаемых предметах, Гуттузо ищет всегда пластический элемент, стремится передать напряжение материи. Линия у него всегда усиливает впечатление напряжения и внутреннего движения формы, но никогда не бывает статичной («Человек, читающий газету», «Рокко Скотеллеро», «Курильщик», конец 1950-х-60-е гг.). При этом художник никогда не утрирует движение, жесты, но тонко находит эквивалент пластической, соответствующей внутреннему эмоциональному состоянию.

    Особое место в творчестве Гуттузо занимает иллюстрация. В рисунках к «Отверженным» В. Гюго (1959), к сборникам стихотворений П. Неруды, к «Божественной комедии» Данте (1960) — проявился его выдающийся талант графика. Высокая художественная культура позволяла ему свободно изменять ритм светотеневых градаций, экспрессивные вариации ведения лилии, экспериментировать в достижении синтеза формы и движения, что всегда представляло особый интерес для художника.

    Живописные и графические образы Гуттузо всегда зрительно осязаемы, жизненны, полнокровны, остро современны. Все созданное этим выдающимся мастером 20 столетия стало уже достоянием истории, классикой, вошло в число лучших произведений мирового искусства.

  3. Источник: Энциклопедический словарь