Большая Советская энциклопедия

    Барнет Борис Васильевич [5(18).6.1902, Москва, ‒ 8.1.1965, Рига], советский кинорежиссёр и актёр, заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств УССР (1951). Член КПСС с 1943. Учился в Государственном техникуме кинематографии (мастерская Л. В. Кулешова). Работу в кино начал в 1924 как актёр, затем выступил как режиссёр (комедия «Девушка с коробкой», историко-революционный фильм «Москва в Октябре», оба в 1927, и сатирическая комедия «Дом на Трубной», 1928). Первый звуковой фильм Б. «Окраина» (1933) ‒ крупнейшая работа режиссёра. Событиям Великой Отечественной войны посвящен поставленный им фильм «Подвиг разведчика» (1947), в котором Б. играл роль немецкого генерала Кюна. Среди фильмов последующих лет: «Щедрое лето» (1951), «Поэт» (1957), «Борец и клоун» (1957, совместно с К. К. Юдиным), «Аннушка» (1959) и «Алёнка» (1962, по С. Антонову). Государственная премия СССР (1948). Награжден орденом «Знак Почёта».

    Соч.: Как я стал режиссером, в сб. Как я стал режиссером, М., 1946.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БАРНЕТ Борис Васильевич (1902-65) - российский кинорежиссер, заслуженный артист России (1935). Искусное сочетание лирики, буффонады, элементов сатиры придает особый колорит фильмам: "Девушка с коробкой" (1927), "Окраина" (1933), "Подвиг разведчика" (1947), "Полустанок" (1963) и др. Государственная премия СССР (1948).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    "Девушка с коробкой". 1927 год.

    Архив редакции журнала "Искусство кино".

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Ба́рнет Борис Васильевич

    (1902—1965), кинорежиссёр, заслеженный артист РСФСР (1935). Искусное сочетание лирики, буффонады, элементов сатиры придаёт особый колорит фильмам: «Девушка с коробкой» (1927), «Окраина» (1933), «Подвиг разведчика» (1947), «Полустанок» (1963) и др. Государственная премия СССР (1948).

    * * *

    БАРНЕТ Борис Васильевич

    БА́РНЕТ Борис Васильевич (18 июня 1902, Москва — 8 января 1965, Рига), советский кинорежиссер и актер; заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Украины (1951).

    Дебют

    Учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества(см. УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА), одновременно работая бутафором в Первой студии МХТ(см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ 2-й)). В 1918 со второго курса училища ушел добровольцем в Красную Армию и окончил Главную военную школу физического образования трудящихся в Москве. Был профессиональным боксером. Учился в Государственном техникуме кинематографии (мастерская Л. В. Кулешова(см. КУЛЕШОВ Лев Владимирович)). У него же дебютировал в эксцентрически-авантюрном фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), сыграв роль ковбоя Джедди, акробата и боксера. Был соавтором сценария, сорежиссером, а также сыграл роль Репортера в схожей по стилистике ленте «Мисс Менд» (1926, по М. С. Шагинян(см. ШАГИНЯН Мариэтта Сергеевна)) Ф. А. Оцепа. Уже став известным режиссером, Барнет нередко выступал в качестве актера, но чаще в эпизодах. Его можно встретить в эпизодах фильмов «Шахматная горячка», «Москва в Октябре», «Потомок Чингисхана» (Английский солдат).

    «Девушка с коробкой»

    В 1927 Барнет самостоятельно поставил комедию «Девушка с коробкой», где наряду со склонностью к буффонаде и сатире проявился его лиризм и мягкий юмор. Первый успех Барнет развил в сатирической комедии «Дом на Трубной» (1928), выделяющейся на фоне советского кинематографа 1920-х годов теплотой интонаций и любовно-поэтическим изображением персонажей и Москвы той поры. Главную роль деревенской девушки, оказавшейся в Москве, сыграла Вера Марецкая(см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна). Но Барнет был не чужд генеральных тем социалистического реализма — историко-революционной («Москва в Октябре», 1927) и социально-бытовой («Ледолом», 1931), но и в эти ленты режиссер вносил лирику, юмористические эпизоды, своеобразие личных взглядов.

    «Окраина»

    Первый звуковой фильм Барнета «Окраина» (1933, по К. Я. Финну) стал выдающейся работой мастера. Внешне это типично историко-революционная история «о том, как революция всколыхнула жизнь маленького провинциального городка царской России». Судьбы героев фильма сплетены с событиями Первой мировой войны и Октябрьской революции. Однако классовая борьба в трактовке режиссера выглядела словно потасовка мужичков со слободы, которые сначала немножко подерутся друг с другом, а потом в обнимку пойдут в кабак. В «Окраине» чувствовалась здоровая сила народного самоощущения, которому все войны и революции нипочем. Высокое признание «скромного шедевра» Барнета произошло прежде всего за границей, где его поклонники, не обращая внимание на идеологические довески к рассказу, восхищались тонким мастерством режиссера в обрисовке атмосферы действия и характеров.

    Запрещенные фильмы

    С годами Барнету все труднее удавалось примирить свое лирически-проникновенное мировосприятие с трагическими социальными процессами 1930-х годов. Если в картине «У самого синего моря» (1936) о молодежи Каспия еще сохраняется барнетовская доверительная интонация, то в фильме «Ночь в сентябре» (1939) о диверсиях врагов народа на шахтах ее нет и в помине. Следующие работы постановщика вызвали неудовольствие начальства и были запрещены — «Старый наездник» (1940, выпуск 1959), совершенно безобидная комедия об «ипподромном мире», и «Славный малый» (1942), опыт народной героической комедии военных лет.

    «Подвиг разведчика»

    Лента «Однажды ночью» (1945) про молодую героиню, которая работает уборщицей в немецкой комендатуре и тайком выхаживает спасенных ею раненых советских летчиков, снималась на Ереванской киностудии. Она избежала запрета, но и по экранам прошла почти незамеченной. Тем парадоксальней был оглушающий успех как у властей, так и у простого народа самого известного фильма Барнета «Подвиг разведчика» (1947, Сталинская премия за 1948 год), на долгие годы ставшего эталоном советской героико-приключенческой картины о разведчиках. В фильме дерзкий похититель секретных документов из гитлеровской ставки в Виннице в исполнении Павла Кадочникова(см. КАДОЧНИКОВ Павел Петрович) (реальный прототип — советский разведчик Николай Кузнецов(см. КУЗНЕЦОВ Николай Иванович (разведчик))) обводит вокруг пальца целую свору полных идиотов во главе с немецким генералом фон Кюном, которого сыграл сам Барнет. Несмотря на всю искусственность и наивность такой конструкции именно она дала возможность режиссеру применить на деле свое незаурядное комедийное дарование.

    Но признание «Подвига разведчика» не помогло Барнету вернуться из опалы на московские киностудии: он был вынужден снимать «далеко от Москвы» повести в жестких рамках социалистического реализма («Страницы жизни», 1948, совместно с А. В. Мачеретом, «Щедрое лето», 1951) или вообще «Концерт мастеров украинского искусства» (1952).

    В послесталинское время

    Однако и в послесталинское время на студии имени Горького режиссер не мог выбраться из накатанной колеи, создавая фильмы-близнецы о «современности» с долей едва дозволенного лиризма и юмора («Ляна», 1955; «Аннушка», 1959; «Аленка», 1962, по С. Ф. Антонову; «Полустанок», 1963). Только в двух картинах выпуска 1957 года — «Поэт» (по сценарию В. П. Катаева) и «Борец и клоун» (закончил после смерти К. К. Юдина) — Барнет получил относительную возможность выйти за привычные рамки. Зревшая внутри Барнета драма нереализованного таланта лирика и поэта достигла кульминации, когда постановщик взялся за создание историко-революционной ленты о чекистах «Заговор послов». Готовясь к ее съемкам, Барнет покончил с собой в рижской гостинице.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедия кино

    БАРНЕТ Борис Васильевич (18.06.1902, Москва — 08.01.1965, Рига), российский режиссер, актер, заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1951), лауреат Сталинской премии (1948, «Подвиг разведчика»)

    В юные годы Барнет учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и параллельно учебе работал бутафором в Первой студии МХТ. В 1918 году со второго курса училища ушел добровольцем в Красную Армию. Был профессиональным боксером, выступал с боями-представлениями в саду «Эрмитаж».

    Окончив Главную военную школу физического образования в Москве, Барнет затем учился в Государственном техникуме кинематографии (мастерская Л. Кулешова). У Кулешова он дебютировал в эксцентрически-авантюрном фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), сыграв роль ковбоя Джедди, акробата и боксера. С 1925 года Барнет работал режиссером различных студий страны. Был соавтором сценария, сорежиссером, а также сыграл роль Репортера в схожей по стилистике ленте «Мисс Менд» (1926, по М. С. Шагинян) Ф. А. Оцепа.

    В 1927 Барнет самостоятельно поставил комедию «Девушка с коробкой», где наряду со склонностью к буффонаде и сатире проявился его лиризм и мягкий юмор. Первый успех Барнет развил в сатирической комедии «Дом на Трубной» (1928), выделяющейся на фоне советского кинематографа 1920-х годов теплотой интонацией и любовно-поэтическим изображением персонажей и Москвы той поры. Главную роль деревенской девушки, оказавшейся в Москве, сыграла Вера Марецкая. Но Барнет был не чужд генеральных тем социалистического реализма — историко-революционной («Москва в Октябре», 1927) и социально-бытовой («Ледолом», 1931), но и в эти ленты режиссер вносил лирику, юмористические эпизоды, своеобразие личных взглядов.

    Первый звуковой фильм Барнета «Окраина» (1933, по К. Я. Финну) стал выдающейся работой мастера. Внешне это типично историко-революционная история «о том, как революция всколыхнула жизнь маленького провинциального городка царской России». Судьбы героев фильма сплетены с событиями Первой мировой войны и Октябрьской революции. Однако классовая борьба в трактовке режиссера выглядела, словно потасовка мужичков со слободы, которые сначала немножко подерутся друг с другом, а потом в обнимку пойдут в кабак. В «Окраине» чувствовалась здоровая сила народного самоощущения, которому все войны и революции нипочем. Высокое признание «скромного шедевра» Барнета произошло прежде всего за границей, где его поклонники не обращая внимание на идеологические довески к рассказу, восхищались тонким мастерством режиссера в обрисовке атмосферы действия и характеров.

    С годами Барнету все труднее удавалось примирить свое лирически-проникновенное мировосприятие с трагическими социальными процессами 1930-х годов. Если в картине «У самого синего моря» (1936) о молодежи Каспия еще сохраняется барнетовская доверительная интонация, то в фильме «Ночь в сентябре» (1939) о диверсиях врагов народа на шахтах ее нет и в помине. Следующие работы постановщика вызвали неудовольствие начальства и были запрещены — «Старый наездник» (1940, выпуск 1959), совершенно безобидная комедия об «ипподромном мире», и «Славный малый» (1942), опыт народной героической комедии военных лет.

    Лента «Однажды ночью» (1945), про молодую героиню, которая работает уборщицей в немецкой комендатуре и тайком выхаживает спасенных ею раненых советских летчиков, снималась на Ереванской киностудии. Она избежала запрета, но и по экранам прошла почти незамеченной. Тем парадоксальней был оглушающий успех как у властей, так и у простого народа самого известного фильма Барнета «Подвиг разведчика» (1947, Сталинская премия за 1948 год), на долгие годы ставшего эталоном советской героико-приключенческой картины о разведчиках. В фильме дерзкий похититель секретных документов из гитлеровской ставки в Виннице в исполнении Павла Кадочникова (реальный прототип — советский разведчик Николай Кузнецов) обводит вокруг пальца целую свору полных идиотов во главе с немецким генералом фон Кюном, которого сыграл сам Барнет. Несмотря на всю искусственность и наивность такой конструкции, именно она дала возможность режиссеру применить на деле свое незаурядное комедийное дарование.

    Но признание «Подвига разведчика» не помогло Барнету вернуться из опалы на московские киностудии: он был вынужден снимать «далеко от Москвы» повести в жестких рамках социалистического реализма («Страницы жизни», 1948, совместно с А. В. Мачеретом, «Щедрое лето», 1951) или вообще «Концерт мастеров украинского искусства» (1952). Однако и в послесталинское время на студии имени Горького режиссер не мог выбраться из накатанной колеи, создавая фильмы-близнецы о «современности», с долей едва дозволенного лиризма и юмора («Ляна», 1955; «Аннушка», 1959; «Аленка», 1962, по С. Ф. Антонову; «Полустанок», 1963). Только в двух картинах выпуска 1957 года — «Поэт» (по сценарию В. П. Катаева) и «Борец и клоун» (закончил после смерти К. К. Юдина) — Барнет получил относительную возможность выйти за привычные рамки. Зревшая внутри Барнета драма нереализованного таланта лирика и поэта достигла кульминации, когда постановщик взялся за создание историко-революционной ленты о чекистах «Заговор послов». Готовясь к ее съемкам, Барнет покончил с собой в рижской гостинице.

    1924 Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (см. НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИСТЕРА ВЕСТА В СТРАНЕ БОЛЬШЕВИКОВ) актер

    1925 На верном следу (см. НА ВЕРНОМ СЛЕДУ) актер

    1925 Шахматная горячка (см. ШАХМАТНАЯ ГОРЯЧКА) актер

    1926 Мисс Менд (см. МИСС МЕНД) актер, режиссер, автор сценария

    1927 Девушка с коробкой (см. ДЕВУШКА С КОРОБКОЙ) режиссер

    1927 Москва в октябре (см. МОСКВА В ОКТЯБРЕ) режиссер, актер

    1928 Дом на Трубной (см. ДОМ НА ТРУБНОЙ) актер, режиссер

    1928 Потомок Чингис-Хана (см. ПОТОМОК ЧИНГИС-ХАНА) актер

    1929 Живой труп (см. ЖИВОЙ ТРУП (1929)) актер

    1931 Ледолом (см. ЛЕДОЛОМ) режиссер

    1933 Окраина (см. ОКРАИНА (1933)) режиссер, автор сценария

    1935 У самого синего моря (см. У САМОГО СИНЕГО МОРЯ) режиссер

    1939 Ночь в сентябре (см. НОЧЬ В СЕНТЯБРЕ) режиссер

    1940 Старый наездник (см. СТАРЫЙ НАЕЗДНИК) режиссер

    1941 Мужество (см. МУЖЕСТВО (1941)) режиссер

    1942 Славный малый (см. СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ) режиссер

    1944 Однажды ночью (см. ОДНАЖДЫ НОЧЬЮ (1944)) режиссер, актер

    1947 Подвиг разведчика (см. ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА) режиссер, актер

    1948 Страницы жизни (см. СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ) режиссер

    1950 Щедрое лето (см. ЩЕДРОЕ ЛЕТО) режиссер

    1955 Ляна (см. ЛЯНА) режиссер, автор сценария

    1956 Поэт (см. ПОЭТ (1956)) режиссер

    1957 Борец и клоун (см. БОРЕЦ И КЛОУН) режиссер

    1959 Аннушка (см. АННУШКА) режиссер

    1961 Аленка (см. АЛЕНКА) режиссер

    1963 Полустанок (см. ПОЛУСТАНОК (1963)) автор сценария, режиссер

  9. Источник: Энциклопедия кино



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: