Большая Советская энциклопедия

    Грильпарцер (Grillparzer) Франц (15.1.1791, Вена, 21.1.1872, там же), австрийский драматург. Изучал право в Вене, совмещал литературную деятельность с государственной службой. В 1856 вышел в отставку, путешествовал по Европе. В 1826 познакомился с И. В. Гёте, в 1836 в Париже с Л. Бёрне, высоко оценившим первую значительную драму Г. «трагедию рока» «Праматерь» (1817), и с Г. Гейне. Был другом Л. Бетховена. Г. основоположник новой австрийской драматургии. Творчество его проникнуто протестом против реакционного феодально-бюрократического режима канцлера Меттерниха и духа эгоизма складывающегося капиталистического общества. Поэтому многие драмы Г. запрещались цензурой или враждебно встречались буржуазной публикой (комедия «Горе лжецу», 1838). Но мировоззрение Г. противоречиво: он не видел сил, способных противостоять ненавистной ему старой Австрии, и во время Революции 184849 в Германии оказался на стороне правительства.

    Традиции просветительского классицизма сочетаются у Г. с романтизмом и реализмом, ясность и строгость классической композиции с романтическим лиризмом, символикой, пылкой фантастикой и красочностью массовых сцен. В трагедии «Сафо» (1818) Г. рисует трагическую несовместимость искусства и жизни. В «Волнах моря и любви» (1831) отстаивает свободу естественного влечения против религиозного аскетизма. В пьесах «Величие и падение короля Оттокара» (1825), «Сон жизнь» (1834) и др. развенчивает стремление к власти, завоеваниям, культ сильной личности, прообразом которой послужил Наполеон. В «Либуше» (1844) выражена гуманистическая мечта о будущем обществе. Среди новелл Г. выделяется «Бедный музыкант» (1848) о судьбе угнетённого человека из народа.

    Соч.: Sämtliche Werke, Bd 142, В., 190948; в рус. пер. Пьесы. Вступ. ст. и прим. Е. Эткинда, М. Л., 1961: [Новеллы], в кн.: Австрийская новелла XIX в., М., 1959.

    Лит.: Энгельс Ф., [Письмо] Ф. Греберу, 9 дек. 18395 февр. 1840, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 336; Меринг Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, М. Л., 1934; Азадовский К., Грильпарцер и его зарубежные критики, «Вопросы литературы», 1968, № 12; Мüller J.,F Grillparzer, Stuttg., 1963; Naumann W., F. Grillparzer. Das dichterische Work, 2Aufl., Stuttg. [u. a.], [1967]; Wells G. A., The plays of Grillparzer, L. [a.o.j, [1969].

    Г.С. Слободкин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Grillparzer, Franz)

    ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР

    ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР

    (1791-1872), выдающийся австрийский драматург и поэт. Родился 15 января 1791 в Вене. В 1813 поступил на государственную службу, в 1832 стал директором имперских архивов, в 1856 вышел на пенсию в чине надворного советника. Грильпарцер серьезно изучал историю, философию и литературу многих стран - как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы - Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847). Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса Сафо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818-1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду. Его следующие две трагедии, Величие и падение короля Оттокара (Knig Ottokars Glck und Ende, 1825) и Верный слуга своего господина (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828), развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определенных кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал Волны моря и любви (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка Сон - жизнь (Der Traum, ein Leben). Единственная комедия Грильпарцера, Горе лжецу (Weh' dem, der lgt), увидела свет в 1838; эта серьезная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: Либуса (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; Раздор в доме Габсбургов (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552-1612), и Еврейка из Толедо (Die Jdin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.

    ЛИТЕРАТУРА

    Грильпарцер Ф. Пьесы. М. - Л., 1961

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Гри́льпа́рцер Франц

    (Grillparzer) (1791—1872), австрийский писатель. В сочетающих черты романтизма и классицизма драмах на мифологические («Праматерь», 1817; «Сафо», 1818; «Золотое руно», 1822), исторические («Величие и падение короля Оттокара», 1825) и сказочные («Сон — жизнь», 1834) сюжеты — идеи верности долгу, бескорыстия, гуманности.

    * * *

    ГРИЛЬПАРЦЕР Франц

    ГРИ́ЛЬПАРЦЕР (Grillparzer) Франц (1791—1872), австрийский писатель. В драматургии Грильпарцера романтические тенденции сочетаются с традициями классицизма веймарского(см. КЛАССИЦИЗМ ВЕЙМАРСКИЙ): «Праматерь» (1817), «Величие и падение короля Оттокара» (1825), «Сон — жизнь» (1834).

  5. Источник: Энциклопедический словарь