«Плюрализм»

Плюрализм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Плюрализм»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толковый словарь Ушакова
  6. Толковый словарь Ефремовой
  7. Большой энциклопедический словарь
  8. Современная энциклопедия
  9. Сексологическая энциклопедия
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  15. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  17. Энциклопедический словарь экономики и права
  18. Философская энциклопедия
  19. Новейший философский словарь
  20. Энциклопедический словарь
  21. Советская историческая энциклопедия
  22. Энциклопедия социологии
  23. Социологический словарь
  24. Толковый словарь по социологии
  25. Социология: Энциклопедия
  26. Словарь бизнес-терминов
  27. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    (от лат. pluralis — множественный)

    философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был предложен немецким философом X. Вольфомв 1712. П. противоположен Монизмуи имеет различные формы: 1) Дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба П. и монизма, но и как столкновение разных форм П., например материалистического и идеалистического П. Так, античный атомизм — материалистический вариант П., поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант П., представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций — монад (См. Монада).

    Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал («четырёх стихий» — земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определённую сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла П. Классическая философия 17—18 вв. в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

    Развитие идеалистической философии в конце 19—20 вв. характеризуется усилением тенденций к П., что находит своё выражение прежде всего в Персонализме, исходящем из идеи уникальности каждой личности, в философии жизни (См. Философия жизни), Прагматизме (У. Джемс), Экзистенциализме, «критической» онтологии Н. Гартмана.

    В гносеологии обращение к П. было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19—20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

    Превращение П. в осознанную методологическую позицию характерно для таких направлений идеалистической «философии науки», как, например, КонвенционализмА. Пуанкаре (Франция), концепция «критической методологии», предложенная английским философом К. Поппером и его учениками (П. Фейерабендом и др.) и называемая ими «теоретическим П.», и др. Вместе с тем в науке усиливается и противоположная тенденция — к интеграции знания и построению единой картины мира.

    В современной буржуазной социологии П. как методологическая ориентация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политического П., трактующей механизм политической власти как противоборство и равновесие заинтересованных групп (см. «Плюралистической демократии» теория (См. Плюралистической демократии теория)). Ряд идеологов правого и «левого» ревизионизма утверждает, что существует П. внутри марксизма, выражающийся в различных равноправных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в существовании множества «моделей» социализма, не имеющих между собой ничего общего. Эти антинаучные концепции отвергают интернациональный характер марксизма-ленинизма и общие закономерности строительства социалистического общества.

    Диалектический материализм преодолевает ограниченность как вульгарного монизма, так и П. и, подчёркивая материальное единство мира, развивает одновременно учение о качественно различных формах движения материи, о многообразии и сложной взаимосвязи разных сфер и уровней бытия.

    Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, M., 1911; Цехмистро И. З., Диалектика множественного и единого, M., 1972; Laner P., Pluralismus oder Monismus, B., 1905; Jakowenko B., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Der Methoden und Theorien-pluralismus in den Wissenschaften, Meisenheim am Glan, 1971.

    А. П. Огурцов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. плюрали́зм;
    2. плюрали́змы;
    3. плюрали́зма;
    4. плюрали́змов;
    5. плюрали́зму;
    6. плюрали́змам;
    7. плюрали́зм;
    8. плюрали́змы;
    9. плюрали́змом;
    10. плюрали́змами;
    11. плюрали́зме;
    12. плюрали́змах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПЛЮРАЛИ́ЗМ, -а, муж.

    1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.).

    2. Многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности (книжн.). П. мнений. П. форм собственности.

    | прил. плюралистический, -ая, -ое.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых начал и видов бытия.

    [От лат. pluralis — множественный]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПЛЮРАЛИ́ЗМ, плюрализма, мн. нет, муж. (от лат. pluralis - многочисленный) (филос.). Идеалистическая философская система, считающая, что в основе мира и его явлений лежит несколько начал (в противоп. монизму).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей.

    Ant:

    монизм

    2.

    Один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества.

    3.

    Множественность мнений, суждений, взглядов и т.п. как один из принципов общественного устройства.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) - 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712).

    2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ПЛЮРАЛИЗМ (от латинского pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма - дуализм (утверждает существование двух начал - материального и идеального); противоположность плюрализма - монизм (признает единую основу всего существующего). 2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Сексологическая энциклопедия

    (от лат. - множественный) (группенсекс), перверситет, заключающийся в проведении групповых половых актов на глазах друг у друга.

  17. Источник: Сексологическая энциклопедия



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. pluralism

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    плюрализм м Pluralimsus m неизм. плюрализм мнений Meinungspluralismus m, Meinungsvielfalt f

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Pluralimsus m неизм.

    плюрализм мнений — Meinungspluralismus m, Meinungsvielfalt f

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. филос.

    pluralisme m

    плюрализм мнений — pluralisme des opinions

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. филос.

    pluralismo m

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м. полит.

    pluralismo

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    多元化

  31. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  32. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от лат. pluralis - множественный)-1) сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, церковных, коммерческих и т.д.), которым закон обеспечивает свободу выражения их интересов, мнений, позиций; 2) обеспеченная законом свобода различных точек зрения, позиций, мнений. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ: "I. В Российской федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной. 3. В Российской федерации признаются политическое многообразие, многопартийность...".

  33. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  34. Философская энциклопедия

    ПЛЮРАЛИЗМ

    (лат. pluralis — множественный) — позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах — воздухе, земле, огне и воде, — из которых слагается все существующее; иерархия монад Г.В. Лейбница; философия У. Джеймса; философия жизни; неотомизм и др.

  35. Источник: Философская энциклопедия



  36. Новейший философский словарь

    ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин «П.» был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (см. также: ИДЕОЛОГИЯ, МОНИЗМ, ДУАЛИЗМ).

  37. Источник: Новейший философский словарь



  38. Энциклопедический словарь

    ПЛЮРАЛИ́ЗМ -а; м. [от лат. pluralis - множественный]

    1. Философское учение, отрицающее единство мира и утверждающее несколько или множество независимых начал бытия или оснований знания (ср. мони́зм, дуали́зм).

    2. Характеристика политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные возможности для выражения своих интересов в форме политических партий, профсоюзов, церкви и т.п. Стремиться к плюрализму. П. общественной жизни страны. Политический п.

    3. Многообразие интересов социальных групп, предполагающее различные позиции, мнения. П. общества. П. взглядов на социализм. П. без берегов. Независимая газета придерживается плюрализма. Духовный п. Идеологический п. Отстаивать п.

    4. Разг. Различные взгляды, оценки тех или иных событий, фактов. Семейный п. П. в коллективе. П. телепередач, газет. // Неразборчивость, эклектизм в восприятии и усвоении каких-л. идей, мнений.

    Плюралисти́ческий; плюралисти́чный, -ая, -ое.

    * * *

    плюрали́зм

    (от лат. pluralis — множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введён X. Вольфом (1712).2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Советская историческая энциклопедия

    (от лат. pluralis - множественный) в историко-филос. науке - отрицание единства и определяющей основы ист. процесса, базирующееся на признании множественности принципиально равнозначных (без их подразделения на определяющие и производные) факторов ист. развития; в теоретико-познават. плане - утверждение равноправности любой системы ист. анализа (психологич., ценностной, формально-логич. и др.), что в конечном счете ведет к отрицанию существования единой (объективной) ист. истины. Являясь реакцией на все более открывающееся человеческому познанию действительное многообразие ист. процесса, на неспособность идеалистич. монизма (от гегельянства до теизма) дать науч. объяснение истории, выражая неприятие бурж. историографией марксизма с его материалистич. монизмом, П. приобрел с сер. 19 в. широкое (ныне господствующее) влияние в бурж. историко-филос. науке, не представляя при этом единой историко-филос. концепции.

    Тезис о "многовариантности" ист. процесса, о бесчисленности путей ист. развития, составляющий гл. содержание П., - не только отрицание монистич. взгляда на историю; он оборачивается отрицанием закономерности ист. развития. Этот тезис не имеет ничего общего с марксистским положением о многообразии форм и путей развития общества в пределах каждой обществ.-экономич. формации, о возможности сочетания в ту или иную ист. эпоху черт "соседствующих" формаций и т. д.

    В пределах общего для всех плюралистов признания множественности факторов, определяющих пути движения общества, различаются чисто идеалистич. направления (неокантианство, презентизм, экзистенциализм, циклизм) и направления, пытающиеся эклектически сочетать материалистич. и идеалистич. объяснения истории. Последние, выявляя и стремясь синтезировать материальные и духовные факторы, рассматривают их только в отношениях координации, но не субординации (синтеза исторического школа, в определенной мере позитивизм, бурж. структурализм). Коренная противоположность марксизма П. в этом отношении состоит в том, что, отнюдь не отрицая множественности факторов ист. развития, марксизм выделяет субординацию как определяющую форму их связи, а экономич. фактор (базис общества) - как решающий в системе субординации (что отнюдь не означает невозможности выдвижения на первый план на определенных этапах такого фактора, как обществ. сознание, идеология и т. д.).

    Е. Э. Печуро. Москва.

  41. Источник: Советская историческая энциклопедия



  42. Энциклопедия социологии

    (от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.

  43. Источник: Энциклопедия социологии



  44. Социологический словарь

    (PLURALISM) (1) Политическая философия, разработанная британскими либералами и социалистами в начале ХХ в. Приверженцы плюрализма заявляли о желательности распределения суверенной власти среди широкого круга организаций гражданского общества (религиозных, экономических, профессиональных, образовательных и культурных) и фрагментации правительства на децентрализованные единицы. Цель в данном случае заключалась в том, чтобы над обществом не господствовали ни государство, ни какой-либо отдельный класс. С этой точки зрения, капитализм, на первый взгляд следовавший принципам невмешательства (фр. laissez-faire) и поддерживавший индивидуалистические ценности, на практике позволял классу меньшинства контролировать наем, регулировать рынки и, таким образом, осуществлять принуждение в отношении большинства. Централизованный государственный аппарат, характерный для континентальной Европы того времени, также рассматривался как угроза по отношению к индивиду. Сторонники плюрализма считали небольшие, тесно сплоченные группы естественной формой объединения и лучшей защитой прав индивида. Согласно плюралистической политической философии, государство должно быть значительно ограничено в своих действиях и выступать абсолютно нейтральным посредником между конфликтующими сторонами. Социалистическим вариантом плюрализма является гильдейский социализм (см.: Гильдия). (2) В современной социологии понятие плюрализма разрабатывалось американскими социологами политики в 1960-е гг. «Плюралистическими» в этом смысле называют социальные организации, будь то общества или меньшие по размерам общности (collectivities), такие, как фирмы, в которых власть распределена среди различных групп и институтов. В рамках традиционного анализа организаций в сфере бизнеса считается, что власть в них распределена между трудом, менеджментом и капиталом (а иногда также и клиентами), при этом ни одна сторона не господствует над другой, вследствие чего они способны самостоятельно, без принуждения принимать решения о сотрудничестве друг с другом. Такого рода анализ сталкивается с возражением, согласно которому капитал и менеджмент обладают гораздо большей властью, нежели труд, и, таким образом, принуждают наемных работников к сотрудничеству. В данном политическом контексте считалось, что плюрализм укрепляет демократию, поскольку власть распределяется среди конкурирующих групп, ни одна из которых не является настолько могущественной, чтобы господствовать над другими. Вследствие этого, каждая группа способна отстаивать свои собственные интересы. Оживленную полемику вызывал также вопрос о том, подходит ли категория «плюрализм» для точного описания политической системы, поскольку за казалось бы плюралистическим осуществлением власти в условиях демократии может скрываться господство определенных групп или интересов. Таким образом, плюрализм может выступать также как идеология, используемая для провозглашения в качестве плюралистической какой-либо политической системы или другой императивно координируемой социальной организации тогда, когда в действительности они таковыми не являются. (3) Эти два подхода были объединены П.Хирстом (Hirst, 1989), который утверждает, что ассоционализм может совмещаться с межгрупповой конкуренцией, образуя ассоциативную демократию. Последняя была бы надлежащей формой политической организации для социалистического общества. См. также: Давления группа; Индустриальный конфликт; Конфликта теория; Социалистические общества. Лит.: Drum (1978)

  45. Источник: Социологический словарь



  46. Толковый словарь по социологии

    (от лат. pluralis - множественный) - англ. pluralism; нем. Pluralismus. 1. Философская концепция (Г. Лейбниц, И. Гербарт) противоположная монизму, согласно к-рой все существующее состоит из множества духовных сущностей, к-рые не сводятся к единому началу. 2. Проявление различных мнений, ориентации, многообразия оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций. 3. Принцип, утверждающий наличие множества различных взаимозависимых и самостоятельных соц. и полит, групп, партий и организаций; предполагает право каждого человека придерживаться любых взглядов, т. е. инакомыслия.

  47. Источник: Толковый словарь по социологии



  48. Социология: Энциклопедия

    (лат. pluralis - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Г. Лейбница - Х. Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме и прагматизме, согласно которым каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п.

    Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. В современной социальной философии данный тематизм осмысливается в контексте движения социального времени, переводящего П. в пространство интерпретаций терминов прагматизма, а также транслируется в контекст социального пространства, в границах которого П. предполагает сосуществование принципиально разнокачественных сущностей.

    Л.С. Дудинский

  49. Источник: Социология: Энциклопедия



  50. Словарь бизнес-терминов

  51. Источник:



  52. Большой Энциклопедический словарь

  53. Источник: