Большая Советская энциклопедия

    (до 1944 — Петергоф)

    город в Ленинградской области РСФСР, подчинён Ленинградскому горсовету. Пристань на южном берегу Финского залива. Ж.-д. станция в 29 км к З. от Ленинграда. 63 тыс. жит. (1974). Часовой завод (бывшая Петергофская гранильная фабрика). Строительство П. началось в 1709 по указу Петра I, решившего создать летнюю резиденцию с дворцом, парком и фонтанами, напоминавшую Версаль.

    В П. находится один из наиболее значительных в СССР комплексов архитектурно-парковых ансамблей 18—19 вв. (около 1000 га; ныне музей «Дворцы-музеи и парки г. Петродворца»). Его ядром является парадная резиденция Петра I, которому принадлежит и основная идея её композиции. Он же вёл контроль над работами в 1714—25, когда были разбиты регулярные Верхний сад (15 га) и Нижний парк (102,5 га), построены Большой дворец (завершен около 1728), дворцы Монплезир, Марли, Большая оранжерея и ряд павильонов (все — барокко), создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов (отдельные каскады и фонтаны созданы позже) и выполнена большая часть их скульптурного убранства (множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз; в 1799—1806 свинцовые статуи заменены золочёными бронзовыми (скульпторы И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин). В планировочной структуре ансамбля регулярность и симметрия общей композиции сочетаются с искусным использованием естественного рельефа местности и с разнообразием художественных решений отдельных участков парка, павильонов и фонтанов. С двух взаимно пересекающихся «трезубцев» аллей, идущих веерами от дворца Марли и от высоко поднятого над крутым склоном Большого дворца, открываются полные ликующей патетики перспективы на Большой каскад и Морской канал, на далёкие силуэты Кронштадта и Ленинграда, а также то камерно-лирические, то празднично-торжественные виды на отдельные постройки, фонтаны, сооружения. В середине 18 в. был перестроен и расширен Большой дворец.

    С 1770-х гг. вокруг первоначального ядра П. начал складываться комплекс пейзажных парков: Английский (1779—94, архитектор Дж. Кваренги), Александрия (1826—29, архитектор А. А. Менелас), Александровский (ныне Пролетарский; 1830-е гг.) и другие с дворцами и павильонами в классицистическом и псевдоготическом стилях. Ансамбль, сильно разрушенный в 1941—44 фашистскими захватчиками, восстанавливается по проекту 1945 (архитекторы Н. В. Баранов, Л. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.). Воссозданы утраченные бронзовые статуи, введены в действие 144 фонтана и каскады, открыты для обозрения интерьеры дворцов и павильонов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1973 за большой вклад трудящихся города в восстановление и развитие дворцов-музеев и парков П. и в связи с 250-летием дворцово-паркового ансамбля П. награжден орденом «Знак Почёта».

    Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г., Петродворец, [Л. — М., 1961]; Федорова Н. Н., Парки Петродворца, [2 изд.], Л., 1966; Летопись возрождения, [Л., 1971] (авторы: Кедринский А. А., Колотов М. Г., Медерский Л. А., Раскин А. Г.); Ардикуца В. Е., Фонтаны Петродворца, [Л., 1972]; его же, Петродворец. Путеводитель, [Л.], 1974.

    Каскад «Шахматная гора» («Руинный каскад»; 1722 — по проекту архитектора Н. Микетти, перестроен в 1738—39 под руководством архитектора М. Г. Земцова).

    Большой дворец (центральная часть; 1714—25, архитекторы И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти; перестроен в 1747—52, архитектор В. В. Растрелли) и Большой каскад с гротом [архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714—21), архитекторы Т. Усов, И. А. Мордвинов (1726—29) и др.; скульпторы Б. К. Растрелли и др.]. Вид со стороны Нижнего парка.

    Каскад «Золотая гора» (1722—32, архитекторы Н. Микетти, М. Г. Земцов; золочёной медью облицован в 1819).

    Парадный зал (1716) дворца Монплезир.

    Тронный зал (1770-е гг., архитектор Ю. Фельтен) Большого дворца.

    Дворец Монплезир. 1714—23. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти и др.

    Морской канал. 1714—1860. Перспектива от Большого дворца.

    Павильон «Эрмитаж». Верхний зал. Архитектор И. Ф. Браунштейн.

    Павильон «Эрмитаж». 1721—24. Архитектор И. Ф. Браунштейн.

    Оранжерея. 1722—25. Архитекторы Н. Микетти (?), И. Ф. Браунштейн.

    Дворец «Марли». 1721—23. Архитектор И. Ф. Браунштейн.

    Большой дворец. Вид со стороны Верхнего сада.

    Петродворец. План Нижнего (I) и Верхнего (II) парков: 1 — Большой дворец [1714 — 25, арх. И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти; перестроен в 1747—52, арх. В. В. Растрелли; интерьеры — Растрелли, Ж. Б. М. Валлен-Деламот (1760-е гг.), Ю. М. Фельтен (1770-е гг.) и др.]; 2 — Большой каскад с гротом [арх. И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти (1714—21), арх. Т. Усов и И. А. Мордвинов (1726—29) и др., скульптор Б. К. Растрелли и др.] и фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» (группа — золочёная бронза, 1800—02, М. И. Козловский; воссоздана в 1947 В. Л. Симоновым); 3 — террасные фонтаны (1799—1800; 1826); 4 — Большие фонтаны (1721—22; 1754); 5 — каскад «Шахматная гора» («Руинный каскад»; 1722 — по проекту Н. Микетти, перестроен в 1738—39 под руководством М. Г. Земцова); 6 — каскад «Золотая гора» (1722—32, Н. Микетти, М. Г. Земцов); 7 — дворец Монплезир (1714—23, И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, Н. Микетти и др.); 8 — павильон Эрмитаж (1721—24, И. Ф. Браунштейн); 9 — дворец Марли (1721—23, И. Ф. Браунштейн); 10 — павильоны-колоннады (1800—1803, А. Н. Воронихин).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПЕТРОДВОРЕЦ (до 1944 Петергоф) - город в Российской Федерации, Ленинградская обл., подчинен мэрии Санкт-Петербурга, пристань на Финском зал. Железнодорожная станция (Новый Петергоф). 82,9 тыс. жителей (1993). Часовой завод. Дворцово-парковый музей-заповедник. Основан Петром I в 1709; загородная резиденция российских императоров. Дворцово-парковый ансамбль 18-19 вв.: Большой дворец (завершен в 1720-е гг., перестроен в сер. 18 в.), Верхний сад и Нижний парк (оба 1714-25) с системой фонтанов и водных каскадов; комплекс пейзажных парков - Английский (1779-94), Александрия (1826-29), Александровский (1830-е гг.). Сильно разрушен в 1941-44 фашистскими захватчиками; восстанавливается по проекту 1945.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ПЕТРОДВОРЕЦ (до 1944 Петергоф), город в Ленинградской области, в России. 83,8 тыс. жителей. Пристань на берегу Финского залива; железнодорожная станция (Новый Петергоф). Часовой завод. Основан Петром I в 1709; загородная резиденция российских императоров. Дворцово-парковый ансамбль 18 - 19 вв.: Большой дворец (18 в.), Верхний сад и Нижний парк (оба 1714 - 25) с системой фонтанов и водяных каскадов; комплекс пейзажных парков - Английский (18 в.), Александрия и Александровский (оба 1-я половина 19 в.). Сильно разрушен в 1941 - 44 фашистскими захватчиками, ныне восстановлен. Дворцово-парковый музей-заповедник.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    (город) Petrodworez n

  7. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  8. Энциклопедический словарь

    Петродворе́ц

    (до 1944 Петергоф), город в России, Ленинградская область, подчинён Санкт-Петербургской городской администрации, пристань на Финском заливе Железнодорожная станция (Новый Петергоф). 81,8 тыс. жителей (1998). Часовой завод. Дворцово-парковый музей-заповедник. Основан Петром I в 1709; загородная резиденция российских императоров. Дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX вв.: Большой дворец (завершён в 1720-х гг., перестроен в середине XVIII в.), Верхний сад и Нижний парк (оба 1714—25) с системой фонтанов и водных каскадов; комплекс пейзажных парков — Английский (1779—94), Александрия (1826—29), Александровский (1830-е гг.). Сильно разрушен в 1941—44 немецкими оккупантами; ныне почти полностью восстановлен по проекту 1945.

    * * *

    ПЕТРОДВОРЕЦ

    ПЕТРОДВОРЕ́Ц, город, центр Петродворцового района Санкт-Петербурга(см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), расположен в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. Пристань на южном берегу Финском залива. Железнодорожная станция Новый Петергоф. Население 81,8 тыс. человек (2002). Основан в 1709. Город с 1762. До 1944 Петергоф. Из основных промышленных предприятий: часовой завод.

    Один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18—19 вв. Расположен вдоль южного берега Финского залива в 29 км от Петербурга. Впервые упомянуто под названием Петергоф в 1705 в Исходном журнале Петра I(см. ПЕТР I Великий). Создание ансамбля началось со строительства в 1714 дворца «Монплезир», Верхних и Больших палат. Первым архитектором Петергофа при Петре I был И. Браунштейн. Под его наблюдением создавались Большой каскад, каналы, аллеи, насыпана земляная дамба.

    С 1713 проектирование возглавил Ж. Б. Леблон(см. ЛЕБЛОН Жан Батист Александр). Он проводил большие осушительные работы, проектировал водометы, руководил отделкой интерьеров дворца «Монплезир». Затем главным архитектором Петергофа стал в 1719 Микетти — создатель его фонтанной декорации. По чертежам Микетти сооружены десятки фонтанов, беседок, трельяжей, созданы по сторонам Верхних палат симметричные флигели с галереями.

    После обследования Петром I ропшинских родников инженер-гидравлик В. Туволков спроектировал самотечный водопровод протяженностью 24 км (эта гидротехническая система действует и в наши дни). Летом 1721 систему опробовали, пустив водометы Большого каскада. За десять лет (с 1714) в Петергофе были разбиты Нижний и Верхний парки, построены дворцы «Монплезир», Верхние палаты, «Марли», Оранжереи и Эрмитаж.

    25-летие со дня Полтавской победы было ознаменовано устройством грандиозного фонтана с монументальной группой «Самсон, раздирающий пасть льва» работы Б. Растрелли(см. РАСТРЕЛЛИ Бартоломео Карло). Удачной была и работа его сына, зодчего В. В. Растрелли(см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич), который расширил петровские Верхние палаты и превратил их в Большой дворец с анфиладами парадных залов.

    В конце 18 — начале 19 вв. архитекторы Д. Кваренги(см. КВАРЕНГИ Джакомо), А. Менедac, A. Штакeншнeйдep(см. ШТАКЕНШНЕЙДЕР Андрей Иванович), И. Шapлeмaн создали вокруг регулярных петергофских парков множество новых лесопарков с дворцами, мостами, декоративными сооружениями. В марте 1918 весь дворцово-парковый ансамбль был национализирован и превращен в музей. Во время Отечественной войны Петергоф был захвачен немцами и находился в оккупации 28 месяцев. Многие фонтаны и дворцы были разрушены, музейные ценности вывезены. Монументальные скульптуры Самсон, Тритоны, свинцовые барельефы Большого каскада и другие объекты были похищены.

    После освобождения 27 января 1944 Петергоф был переименован в Петродворец, началось его разминирование и постепенное восстановление. 25 августа 1946 зазвенели струи Больших фонтанов, а еще через год поднялся водяной столб над воссозданной скульптором В. Л. Симоновым группой «Самсон, раздирающий пасть льва».

    Большой дворец — самое крупное здание Петродворца, составляющий единое целое с Большим каскадом, образующим подножье дворца. Средняя трехэтажная часть фасада выделена фигурной кровлей и переходит в симметричные, тоже трехэтажные части с шатровой кровлей меньшей высоты. Каждый период строительства нашел отражение в архитектуре фасадов. В отделке интерьеров парадных залов в разное время принимали участие не только Леблон, Микетти и Растрелли, но и Валлен-Деламот(см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель), а также многие другие талантливые мастера. Во время оккупации фашисты сожгли дворец. Его восстановление ведется по проекту В. М. Савкова и Е. М. Казанской с 1951. Восстановлены Картинный зал, Китайские кабинеты, Куропаточная гостиная, Столовый зал, Аудиенц-зал и самое большое и торжественное помещение дворца — двусветный Тронный зал.

    В центре композиции Большого каскада — пятиарочный Большой грот, у его основания так называемый «ковш», посреди которого на стилизованной гранитной скале высится монументальная скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва». Сооружение Большого каскада началось в 1716, при его проектировании (архитекторы Браунштейн, Леблон, Микетти) использовались эскизы Петра I. Скульптурное убранство каскада частично было отлито из свинца в Англии (1720—1721). В начале 19 в. оплывшую свинцовую скульптуру заменили бронзовыми позолоченными копиями с античных оригиналов и работами русских скульпторов (А. П. Мартос(см. МАРТОС Иван Петрович), И. П. Прокофьев(см. ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич), Ф. И. Шубин(см. ШУБИН Федот Иванович), Ф. Ф. Щедрин(см. ЩЕДРИН Феодосий Федорович)). В 1858—1860 гг. Большой каскад был капитально отреставрирован под руководством Н. Л. Бенуа(см. БЕНУА Николай Леонтьевич).

    В годы фашистской оккупации редчайший памятник зодчества был безжалостно разрушен, и только в 1947 его гидротехническую систему отреставрировали. Фонтан Самсон, символизирующий победу над Швецией, был отлит из свинца и установлен в 1735 в годовщину полтавской победы. В 1802 оплывшую за шестьдесят лет свинцовую скульптуру заменили позолоченной бронзовой работы М. И. Козловского(см. КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович). Новый пьедестал создан А. Н. Воронихиным(см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович).

    Во время войны скульптура Самсон была похищена оккупантами. В 1947 по модели скульптора В. Л. Симонова на заводе «Монументскульптура» отлили в бронзе новую статую. От каскада к заливу идет Самсоновский канал, который окаймляют 22 чаши Аллеи фонтанов. Эта аллея является своеобразными пропилеями, в перспективе которых открывается феерическая картина Большого каскада. Партер перед Большим каскадом замыкают колоннады, построенные Воронихиным в 1803 и восстановленные после разрушения в 1960-х годах. Фонтаны Адам и Ева были запущены в 1726 под руководством архитектора Т. Усова. В Нижнем парке, состоящем из шести садов, функционируют фонтаны: Дракон, Лабиринт, два Римских, каскад «Шахматная гора», а также фонтаны-шутихи.

    Дворец «Монплезир» построен архитекторами Браунштейном, Лебленом и Микетти по наброскам Петра I в 1714—1721. Одноэтажное протяженное и очень гармоничное здание было любимым местом Петра I. Оно более двухсот лет сохранялось как реликвия, связанная с жизнью императора. Великолепные интерьеры, в том числе знаменитые черно-лаковые панно Китайского кабинета, были полностью утрачены во время войны и выполнены заново художниками-палешанами под руководством Н. Зиновьева.

    Двухэтажный миниатюрный дворец «Марли», отражающийся в водах Марлинского пруда, — единственное сохранившееся здание, дающее представление об облике первых петербургских загородных домов, архитектура которых ценна своей безыскусностью. Дворец «Марли», а также сады Венеры и Бахуса и Львиный каскад во время фашистской оккупации пострадали наиболее сильно. Их полная реставрация завершена в 1980. В комплекс сооружений Петергофского парка входят также Монплезирский сад с фонтанами, Китайский садик, Эрмитаж (архитектор Браунштейн, 1721—24) и дворцово-парковый ансамбль «Александрия» (архитектор А. А. Менелас(см. МЕНЕЛАС Адам Адамович), 1826—29).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (до 1944 - Петергоф) - город в Ленингр. обл. РСФСР. 21,7 т. ж. (1959). Подчинен Ленгорсовету. Пристань па берегу Финского зал., ж.-д. ст. в 29 км от Ленинграда. Строительство П. началось с 1709-10 по указу Петра I, решившего создать на берегу Финского зал. парадную летнюю резиденцию по примеру европ. монархов (Версаль), с дворцом, парками и фонтанами. Систематич. работы велись с 1714 по указаниям и под наблюдением Петра I. В создании ансамбля П. участвовали рус. и иностр. архитекторы, скульпторы и садоводы (И. Браунштейн, Ж. Леблон, Н. Микетти, М. Земцев, Т. Усов, К. Растрелли и др.), живописцы, резчики, фонтанных дел мастера. Построенный на высоком уступе, обращенном к заливу, Большой дворец является композиц. центром ансамбля. Первая постройка дворца относится к 1714-1728 (автор неизвестен). В 1747-52 арх. В. Растрелли достроил третий этаж и перестроил дворец в стиле рус. барокко. При жизни Петра I был построен также его личный дворец "Монплезир" ("Мое удовольствие") (1714-1725) и павильоны "Марли" (1721-24) и "Эрмитаж" (1722). В П. были заложены два искусств. парка - Верхний и Нижний - из декоративных и фруктовых деревьев, построены большая кам. оранжерея и теплицы, вырыто несколько прудов. Чтобы обеспечить фонтаны водой, был прорыт канал в 22 км (шир. 6 м, глуб. 2 м) от Ропшинских высот до П. Канал был торжественно открыт 8 авг. 1721. С этого дня в П. начали действовать фонтаны, число к-рых постоянно увеличивалось.

    От дворца вниз к заливу тянется Большой каскад. Украшенный многочисл. фонтанами, золочеными бронзовыми статуями (скульпторы Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Мартос, И. Прокофьев и др.), барельефами (К. Растрелли и др.) и вазами, каскад представляет собой величественную картину. Он соединяется с бассейном "Ковш Самсона", в центре к-рого сооружена монументальная скульптурная группа "Самсон, раздирающий пасть льва" - аллегория Полтавской победы (изображение льва входит в шведский герб, а Полтавская битва произошла в день св. Самсона). Из львиной пасти бьет мощный фонтан выс. 20 м. Вначале группа была свинцовой, в 1802 - заменена бронзовой работы М. И. Козловского (во время войны похищена гитлеровцами, в 1947 воссоздана В. Л. Симоновым). Кроме Большого каскада, в парке есть еще 2: на вост. стороне парка "Шахматная гора", на западной - "Золотая гора". От Большого каскада лучами расходятся прямые аллеи с многочисл. фонтанами. Парк очень живописен. Во время Вел. Отечеств. войны П. был варварски разрушен и разграблен гитлеровцами. П. восстановлен (работают 140 фонтанов); 6 мес. в году его посещают сотни тысяч сов. и зарубежных туристов.

    Лит.: Архипов Н., Сады и фонтаны XVIII в. в Петергофе, Л., 1936; Пилявский В. И., Петродворец (б. Петергоф), М., 1949; Гейрот A., Описание Петергофа, СПБ, 1868; Петродворец (памятники рус. художеств. культуры), М., 1952; Федорова Н. Н., Раскин А. Г., Петродворец, Л.-M., 1954; Рус. архитектура первой пол. XVIII в. Исследования и мат-лы, М., 1954; Ардикуца В. Е., Петродворец, Л., 1965.

    А. С. Будяк. Ленинград.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Города России

    В Ленинградской области, подчинён городской администрации Санкт-Петербурга, в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива (пристань). Железнодорожная станция (Новый Петергоф) на линии Санкт-Петербург - Веймарн. Население 83,8 тыс. человек (1992).

    Строительство П. как летней резиденции Петра I началось в 1709 на месте прибрежной мызы Питергоф, или Петергоф (Петров двор, известен с 1705), где Пётр I обычно останавливался на пути из Санкт-Петербурга в Кронштадт. В XVIII-XIX вв. здесь был создан один из крупнейших в России дворцово-парковых ансамблей (площадь около 1 тыс. га). Одновременно с парками формировался собственно г. Петергоф. С 1721 действовала мастерская по обработке мрамора (с 1801 - Гранильная фабрика), с 1932 - завод точных технических камней (ныне - часовой завод). Уже в первой четверти XVIII в. к западу от Нижнего парка стихийно образовалась Большая, или Старая, слобода (затем именовалась Старый Петергоф), к востоку - Малая, или Новая, слобода (позднее - Новый Петергоф), заселённая строителями и дворцовыми служителями. В 1732-39 застройка Петергофа была упорядочена под руководством архитектора М. Г. Земцова, основной городской магистралью стала так называемая Петергофская перспектива (Красный проспект), проходящая к югу от дворцово-паркового ансамбля, параллельно береговой линии. Город - с 1762, в 1849 Петергоф получил статус уездного города; уездные и городские учреждения были сосредоточены в Старом Петергофе. До 1917 Петергоф, остававшийся одной из главных летних резиденций императорской династии, был сравнительно небольшим городом, заселённым в основном дворцовыми служителями, офицерами и солдатами лейб-гвардейских полков.

    В 1918 дворцы и парки были национализированы и музеефицированы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ансамбль дворцов и парков был разрушен немецко-фашистскими войсками во время оккупации Петергофа с 23 сентября 1941 по 19 января 1944; ныне восстановлен почти полностью по проекту 1945 (архитекторы А. Э. Гессен, А. А. Оль и др.). С 1944 - П. С 1983 П. - Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник.

    В планировке дворцово-паркового ансамбля П. регулярность и симметричность общей композиции сочетаются с искусным использованием сложного естественного рельефа местности. На главной перпендикулярной оси ансамбля расположены: как бы врезанный в высокий прибрежный холм Большой каскад фонтанов (1714-21) с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями и группами работы скульпторов М. И. Козловского ("Самсон, раздирающий пасть льва", 1800-02, похищена в 1944, воссоздана в 1947 В. Л. Симоновым), Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, Ф. И. Шубина и др.; Большой дворец на вершине холма, построенный в 1714-25 как петровские Верхние палаты и перестроенный в 1747-52 архитектором В. В. Растрелли в стиле развитого русского барокко (в интерьере - анфилада парадных и жилых помещений, украшенных деревянной золочёной резьбой, живописными плафонами, скульптурой); распланированный в первой четверти XVIII в. Верхний сад с регулярной системой аллей, прудами и скульптурными фонтанами, в том числе "Нептун". На береговой полосе и склонах дворцового холма - обширный Нижний парк, регулярная планировка которого основана на перпендикулярном пересечении двух трезубцев аллей, расходящихся от дворца Петра I "Монплезир", расположенного к северо-востоку от Большого дворца (1714-25, архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов), и дворца "Марли" к северо-западу от него (1720-23, архитектор Браунштейн); в парке также многочисленные фонтаны, павильон "Эрмитаж" (1721-24, архитектор Браунштейн), павильоны-колоннады (1803, архитектор А. Н. Воронихин) и др. С 1770-х гг. к востоку и западу от основного ядра ансамбля начал складываться комплекс пейзажных парков (с постройками в стиле классицизма и неоготики): Английский (1779-94, архитектор Дж. Кваренги), "Александрия" (1826-29, архитектор А. А. Менелас), "Луговой" с дворцом "Бельведер" (1853-56, архитектор А. И. Штакеншнейдер) и др.

    На территории города сохранились ансамбль скромных одноэтажных Кавалерских домов (1799-1801, архитектор Ф. Броуэр), отдельные постройки в стиле развитого классицизма, в том числе деревянный, украшенный строгими портиками и бельведером особняк А. П. Струкова (1827-28, архитектор В. Ф. Федосеев) и небольшое здание гауптвахты лейб-гвардии Уланского полка (1840). В 1830-50-е гг. в городе был создан комплекс монументальных зданий в стиле английской неоготики: ансамбль готических домов у парка "Александрия" (1836-42, архитектор И. И. Шарлемань), Главные императорские (Готические) конюшни (1847-55, архитектор Н. Л. Бенуа), здание почты (1850-54, архитекторы Бенуа, А. К. Кавос), вокзал "Новый Петергоф" (1854-57, архитектор Бенуа). Среди построек конца XIX - начала XX вв. выделяются монументальный 5-главый Петропавловский собор в псевдорусском стиле (1894-1905, архитектор В. А. Косяков по проекту Н. В. Султанова), здание бывшей Военной школы в формах барокко начала XVIII в. (1914, архитектор Л. А. Ильин). Современное жилое строительство в П. развернулось с 1950-х гг. (с 1972 - по генеральному плану архитекторов М. Б. Плехановой и А. А. Байдалиновой) и ведётся в основном на западных и южных границах города.

    В современном П.: часовой завод (головное предприятие ПО "Петродворцовый часовой завод"). Музей восковых фигур (с 1990). Памятник-обелиск "Защитникам Ленинграда".

    Карта

    Карта Литература: Гейрот А. Ф., Описание Петергофа. 1501-1868, СПб., 1868; репринт. изд., Л., 1991; Ардикуца В. Е., Петродворец. Историко-краеведческий очерк, Л., 1965; Гуревич И. М., Петродворец, Л., 1976; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Л., 1983; Раскин А. Г., Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны, 2 изд., Л., 1988.

  13. Источник: Города России



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: