Большая Советская энциклопедия

    Бецкой Иван Иванович [3(14).2.1704, Стокгольм, ‒ 31.8(11.9).1795, Петербург], русский общественный деятель. Внебрачный сын фельдмаршала Н. Ю. Трубецкого. Учился в копенгагенском кадетском корпусе. В 1740-е гг. служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил большей частью за границей. В 1764‒94 Б. президент Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план школьной реформы ‒ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов, Дж. Локка и Я. А. Коменского. В 1764 план был утвержден и Б. было поручено организовать новые и преобразовать имеющиеся учебные заведения. По плану Б. были открыты воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, при Воскресенском (Смольном) монастыре на окраине Петербурга основан институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан (см. Смольный институт). Б. ставил перед воспитанием утопическую задачу создать «новую породу людей» ‒ просвещённых и гуманных дворян, купцов, промышленников, ремесленников ‒ с целью сгладить классовые антагонизмы в интересах абсолютизма. С усилением дворянской реакции после Крестьянской войны 1773‒75 эти идеи были признаны слишком либеральными и Б. был отстранён от руководства просветительными учреждениями.

    Взгляды Б. на методы воспитания были прогрессивны для своего времени: воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учётом склонностей ребёнка, не применять телесных наказаний. Уставы, инструкции и учебные планы, разработанные под руководством Б. или им самим, опубликованы в «Собрании учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (2 тт., 1789‒91, 1 изд. на франц. яз. вышло в Амстердаме в 1775).

    Лит.: Майков П. М., Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии, СПБ. 1904.

    Б. И. Краснобаев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БЕЦКОЙ Иван Иванович (1704-1795) - российский общественный деятель, личный секретарь Екатерины II (1762-79). Проводил реформы в области образования и воспитания. Создатель и попечитель воспитательных домов (для сирот) в Москве и Петербурге, Смольного института и др. учебных и воспитательных заведений. Президент Академии художеств (1763-95).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    БЕЦКОЙ Иван Иванович

    БЕЦКО́Й Иван Иванович (3 (14) февраля 1704, Стокгольм — 31 августа (11 сентября) 1795, Петербург), русский общественный деятель, внебрачный сын Ивана Юрьевича Трубецкого-Большого(см. ТРУБЕЦКИЕ). Бецкой учился в копенгагенском кадетском корпусе, в 1740-е годы служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 году вышел в отставку и до 1762 года жил большей частью за границей. После воцарения императрицы Екатерины II Великой он вернулся в Россию, стал личным секретарем императрицы (1762—1779). В 1763—1795 годах Бецкой занимал пост президента Академии художеств в Петербурге.

    В екатерининскую эпоху Бецкой проводил реформы в области образования и воспитания. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором использовал идеи энциклопедистов, Дж. Локка и Я.А. Коменского. В 1764 году план был утвержден и Бецкому было поручено организовать новые и преобразовать имеющиеся учебные заведения. По плану Бецкого были открыты воспитательные дома в Москве (1764) и Петербурге (1770), училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, при Воскресенском (Смольном) монастыре на окраине Петербурга основан институт благородных девиц с отделением для девочек из мещан (Смольный институт). Бецкой ставил перед воспитанием задачу создать «новую породу людей» — просвещенных и гуманных дворян, купцов, промышленников, ремесленников. После Пугачевского восстания (1773—1775) эти идеи были признаны слишком либеральными, Бецкой был отстранен от руководства просветительными учреждениями.

    Взгляды Бецкого на методы воспитания были прогрессивны для своего времени. По его мнению, воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учетом склонностей ребенка, не применять телесных наказаний. Уставы, инструкции и учебные планы, разработанные под руководством Бецкого или им самим, были опубликованы в «Собрании учреждений и предписаний, касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (1789—1791, первое издание на французском языке вышло в Амстердаме в 1775).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

  7. Источник: