Большая Советская энциклопедия

    I

    Ло́дий

    Зоя Петровна [18(30).6.1886, Тбилиси, — 24.12.1957, Ленинград], русская советская певица (лирическое сопрано), педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР(1957). В 1906—08 училась в Петербургской консерватории (класс Н. А. Ирецкой), затем совершенствовалась в Милане. С 1912 выступала с концертами в городах России и за рубежом. С тонким чувством стиля исполняла самые разнообразные по характеру произведения — французские песенки Ж. Б. Векерлена, романсы А. А. Алябьева, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, И. Брамса, вокальные циклы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. Преподавала в Московской (1930—35) и Ленинградской (с 1933) консерваториях (с 1939 профессор). Награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

    Лит.: Зоя Лодий. К пятидесятилетию артистической и педагогической деятельности, Л., 1956; Коган П., Вместе с музыкантами, М., 1964, с. 41—49.

    II

    Ло́дий

    Пётр Дмитриевич (4(15).5.1764, с. Збой, близ Мукачева, ныне Закарпатской области УССР, — 10 (22). 6.1829, Петербург), русский философ-деист. Профессор Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) университетов, Петербургского педагогического института (с 1803) и университета (1819—20). Полемизировал с субъективным идеализмом, скептицизмом и агностицизмом, в особенности кантовским, развил сенсуалистический взгляд на познание («Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного», 1815). Выступал против попыток запретить преподавание философии в России. С 1820 Л. не допускался к преподаванию философии. Сочинение Л. «Теория общих прав», содержащее в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве (1828), носило консервативный характер.

    Лит.: Зверев В. М., Пётр Дмитриевич Лодий, в кн.: Бюллетень студенческого научного общества Ленинградского университета, в. 2, [Л.], 1959; Каменский З. А., философские идеи русского просвещения, М., 1971 (см. имен. указат.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЛО́ДИЙ

    Петр Дмитриевич (4 мая 1764 – 10 июня 1829) – философ-деист. Род. в Австро-Венгрии в с. Збой Земщинского комитата (в наст. время терр. ЧССР). Проф. Львовского (с 1787) и Краковского (с 1801) ун-тов, Петерб. пед. ин-та (с 1803) и ун-та (1819–20).

    Рассматривая человека как состоящего из тела и "души" (являющейся совокупностью естеств. познават. и волевых способностей), Л. развил сенсуалистич. взгляд на проблему познания. В полемике с субъективным идеализмом, скептицизмом и агностицизмом, в особенности кантовским, он доказывал возможность достижения истины, к-рую понимал как "сходство мыслей наших с таковым предметом, который действительно существует вне нашего ума" ("Логич. наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного", СПБ, 1815, с. 310). Л. выступал против попыток запретить преподавание в России философии и низведения ее до роли "служанки богословия". С 1820 Л. подвергался гонениям: его не допускали к преподаванию философии, "Логич. наставления..." были запрещены к переизданию, на самого Л. писались доносы. Взгляды Л. на проблемы обществ. жизни были консервативны (см. "Теория общих прав, содержащая в себе филос. учение о естеств. всеобщем гос. праве", СПБ, 1828).

    Соч. Л. "Естеств. Право народов" и "Полный курс философии" остались неопубликоваными, рукописи их, по-видимому, погибли.

    Лит.: Зверев В. М., Петр Дмитриевич Л., в кн.: Бюллетень студенч. науч. об-ва Ленингр. ун-та, вып. 2, [Л. ], 1959; Москаленко Ф. Я., Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1953, с. 164–65, 167–69; Костюк Г. С, Рус.-укр. связи в формировании передовой отечеств. психологич. мысли, "Изв. Акад. пед. наук РСФСР", 1955, вып. 65, с. 60–62.

    З. Каменский. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия



  4. Музыкальная энциклопедия

    семья рус. певцов. Андрей Pетрoвич Л. (псевд. Несторов) (1812, Петербург - 1850-е гг., там же) - певец (тенор) и педагог. Пению учился в Италии. Вернувшись в Петербург, сблизился с М. И. Глинкой. В 1837-38 пел в имп. оперном т-ре (партия Собинина и др.). Известность получил как камерный певец; исполнял романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Е. Варламова.

    Пётр Андреевич Л. (3(15) VIII 1855, Петербург - 20 V 1920, Ростов-на-Дону) - певец (тенор). Сын Андрея Петровича Л. Пению обучался в Петерб. консерватории у Дж. Корси, затем у К. Эверарди, по классу к-рого окончил курс в 1876. В 1878-80 пел в Мариинском т-ре, затем в оперных т-рах др. городов России. Партии: Собинин, Князь, Боян; Дон Жуан ("Каменный гость"), Ленский; Шут ("Рогнеда") и др. Много концертировал. Был дружен с П. И. Чайковским, М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, неоднократно пел под их аккомпанемент, был первым исполнителем многих новых произв. этих композиторов. Оставив сцену, занимался педагогич. деятельностью.

    Зоя Петровна Л. (18(30) VI 1886, Тбилиси -24 XII 1957, Ленинград) - сов. камерная певица (лирич. сопрано), педагог. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Дочь Петра Андреевича Л. В 1906-08 училась в Петерб. консерватории по классу пения у Н. А. Ирецкой, затем совершенствовалась в Милане у проф. В. Ванцо. С 1912 вела большую конц. деятельность в Петербурге, Москве и др. городах России, а также за границей. Л. - одна из выдающихся представительниц рус. школы камерного пения. Её голос привлекал редкой красотой тембра, гибкостью и ровностью звучания во всех регистрах. Тонкий интерпретатор вок. циклов Л. Бетховена ("К далёкой возлюбленной"), Ф. Шуберта ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"), Р. Шумана ("Любовь поэта", "Любовь и жизнь женщины"), М. П. Мусоргского ("Детская"). Выступала в ансамбле с выдающимися музыкантами - М. А. Бихтером, И. С. Миклашевской, Н. И. Голубовской и др.; постоянным аккомпаниатором Л. долгие годы была Т. С. Салтыкова. По инициативе Л. в 1930 были открыты классы камерного пения в Моск. консерватории, где она и преподавала до 1935. В 1933-57 преподавала в Ленингр. консерватории (с 1939 профессор).

    Литература: Зоя Лодий. (К пятидесятилетию артистической и педагогической деятельности), Л., 1956; Коган П., Вместе с музыкантами, М., 1964, с. 41-48.В. И. Зарубин.

  5. Источник: Музыкальная энциклопедия