Большая Советская энциклопедия

    I

    (Woolf)

    Вирджиния (25.1.1882, Лондон, — 28.3.1941, Льюис, Суссекс), английская писательница и критик в духе модернизма. Как романист-экспериментатор В. ограничила свою задачу изображением ощущений и чувств, истолковывая их мир как подлинную реальность («Комната Джекоба», 1922; «Миссис Деллоуэй», 1925; «К маяку», 1927). Обращение к социальной действительности В. считала нарушением законов искусства, реалистический метод — устаревшим (статьи «Мистер Беннет и миссис Браун», 1924, «Современная художественная литература», 1925). В её романах 30-х гг. черты формализма усиливаются («Волны», 1931, «Годы», 1937).

    Соч.: Collected essays, v. 1—4, L., 1966—67.

    Лит.: Жантиева Д. Г., Английский роман XX века. 1918—1939, М., 1965; Михальская Н. П., Пути развития английского романа 1920—1930-х годов, М., 1966; Ивашева В. В., Английская литература. XX век, М., 1967; Аллен У., Традиция и мечта, М., 1970.

    Н. П. Михальская.

    II

    (Wolfe)

    Томас Клейтон (3.10.1900, Ашвилл, — 15.9.1938, Балтимор), американский писатель. Сын резчика по камню. Окончил университет штата Северная Каролина. Его романы «Обернись к дому, ангел» (1929), «О времени и реке» (1935) и изданные посмертно «Паутина и скала» (1939) и «Тебе не вернуться домой» (1940) рисуют столкновение героя с миром мещанской косности и меркантилизма. Следуя демократической традиции У. Уитмена, В. воспевал Америку тружеников-созидателей. Лирическая насыщенность и вместе с тем эпическая широта отличают сборники новелл В. («От смерти к заре», 1935, «Там, за холмами», 1941).

    Соч.: Исчезнувший мальчик. Только мертвые знают Бруклин, в кн.: Американская новелла XX века, т. 2, М., 1958.

    Лит.: Ган З., Томас Уолф, «Интернациональная литература», 1940, № 11—12; Johnson P. Н., The art of Th. Wolfe, N. Y., 1963; Turnbull A., Thomas Wolfe, N. Y., [1968] (библ. с. 325—354).

    М. Б. Ландор.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Вулф

    (woolf) Вирджиния (1882, Лондон – 1941, Сассекс), английская писательница, критик. Дочь историка и литературоведа Лесли Стивена, принадлежала к культурной и интеллектуальной элите Лондона; она была центральной фигурой неформального творческого объединения «Блумсбери», куда входили авангардистски ориентированные художники, писатели и критики, помимо общности интересов имевшие родственные и дружеские связи. Начав литературную деятельность в качестве рецензента (первая публ. – в 1904 в газете «Гардиан»), Вулф проявила себя не только тонким и вдумчивым критиком, но и литературным теоретиком, во многом ответственным за формирование эстетики модернизма. В 1915 г. вышел первый роман писательницы «Путешествие во внешний мир», как и второй роман, «Ночь и день» (1919), вызвавший благожелательный отклик лишь у её ближайших друзей; за ними последовали сборник рассказов «Понедельник и четверг» (1921), романы «Комната Джейкоба» (1922), «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), принёсшие писательнице литературную славу. В этих книгах наглядно воплотились теоретические принципы Вулф: отказ от реалистического изображения действительности, пренебрежение сюжетной динамикой (писательница считала, что «современный» роман должен представлять собой «не череду событий, а развитие переживаний»), гипертрофированный психологизм, призванный передать неповторимое своеобразие и изменчивость человеческой психики. Романистку интересовал не сам человек в его неразрывном единстве внутреннего и внешнего, личного и социального, а лишь фактура человеческого сознания, психологическая реальность как таковая: наплывающие друг на друга ассоциации и воспоминания, летучие мысли и неуловимые оттенки чувств, зыбкие настроения и всплески эмоций. Неудивительно, что главным и, пожалуй, единственным «героем» экспериментальных произведений Вулф является «поток сознания», а персонажи (старательно высвеченные изнутри, но при этом лишённые пластической осязаемости и речевого своеобразия) растворяются в нём почти без остатка.

    В. Вулф

    В. Вулф

    Из общего ряда модернистских творений Вулф выделяются повесть «Флаш» (1933) и роман-фантасмагория «Орландо» (1928) – остроумная пародия на биографические сочинения и в то же время – своеобразная летопись английской литературы, во многом предвосхищающая игровую эстетику постмодернизма.

    Депрессия, вызванная началом 2-й мировой войны и бомбардировками Лондона, недовольство последним романом «Между актами» (1941, опубл. посмертно) – эти и, возможно, другие психологические причины привели писательницу к самоубийству: она утопилась в реке неподалёку от своего дома в Сассексе.

  3. Источник: Литературная энциклопедия