Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Jacques Offenbach) — изв. композитор (1819—80) евр. происхождения. В Париже, куда О. переселился в 1842 г. из своего родного города Кельна, в продолжение многих лет он не мог пробить себе дороги, только в 1847 г. получил место капельмейстера в Théâtre-Français. К этому времени относятся его небольшие легкие ариетки, написанные на сюжеты из басен Лафонтена ("La Cigale et la Fourmi", "Le corbeau" и др.). В 1855 г. О. открыл маленький театр, под названием "Bouffes-Parisiens" и написал для него целый ряд опереток, из которых "Les deux aveugles", "Tromb-Al-Cazas", "Le manage aux lanternes" имели огромный успех. На более обширной сцене (в Пассаже Choiseul) он поставил "Orphée aux enfers", "Monsieur Choufleury", "La chanson de Fortunio" и пр., впоследствии получившие огромнейшую популярность. В театре Variétés были поставлены самые блестящие оперетты О.: "Belle Hélene", "Barbe-bleu", "La grandeduchesse de Gérolstein". Всех оперетт О. написал 102. Из них пользуются известностью еще "Les brigands", "Madame l'Archiduc", "La Créole", "Périchole", "Madame Favart". После его смерти оперы "Les contes d'Hoffman" и "Belle Lurette" остались неоркестрованными; во второй недостает нескольких номеров. Успеху многих оперетт О. значительно способствовали остроумные либретто, написанные Мельяком и Галеви. Кроме вышепоименованных опер, О. начал "Le cabaret des lilas".

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Оффенбах (Offenbach; настоящая фамилия — Эбершт, Eberscht) Жак (Якоб) (20.6.1819, Кельн,— 4.10.1880, Париж), французский композитор, один из основоположников классической оперетты. Родился в семье синагогального кантора. С 1833 жил в Париже. Как композитор дебютировал в области театральной музыки (1839). Брал уроки композиции у Ж. Ф. Галеви. С 1849 был композитором и дирижёром театра «Комеди Франсез». В 1855 открыл собственный театр «Буфф-Паризьен» (руководил им до 1861). Известность О. принесла пародийная оперетта «Орфей в аду» (1858, 2-я редакция 1874). Успех упрочили оперетты «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Эти произведения независимо от их сюжета (мифологического, сказочного, фельетонно-анекдотического) явились сатирическим изображением буржуазного общества Второй империи. Большую роль в них играла пародия. В 1876—77 дирижировал концертами в США. Последние годы жизни О. отмечены новым творческим подъёмом. Он создал оперетты «Мадам Фавар» (1878), «Дочь тамбур-мажора» (1879), оперу «Сказки Гофмана» (1880, поставлена 1881 в редакции Э. Гиро), в которой с особой силой проявилось его лирическое дарование. О. написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра. Музыка его демократична, проникнута интонациями парижского городского фольклора, ритмами бытовых танцев. Обладание ярким мелодическим даром и высокой композиторской техникой, отличное понимание законов сцены сделали О. выдающимся мастером музыки театра и принесли всемирную популярность его сочинениям.

    Лит.: Соллертинский И., Жак Оффенбах, Л., 1933; Decaux A., Offenbach roi du Second Empire, P., 1958.

    А. А. Орелович.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Offenbach, Jacques)

    ЖАК ОФФЕНБАХ

    ЖАК ОФФЕНБАХ

    (1819-1880), немецко-французский композитор. Родился 21 июня 1819 в Кельне в еврейской семье; отец композитора был кантором местной синагоги. Мальчик рано проявил музыкальные способности (он играл на виолончели), и в 1833 отец привез его в Париж - тогдашнюю музыкальную столицу Европы. Недолго проучившись в Парижской консерватории, юный Оффенбах начал вести жизнь свободного художника - композитора и исполнителя. Первый успех принесла ему концертная поездка в Англию: там он играл перед королевой Викторией и принцем Альбертом. В 1860 он стал гражданином Франции, а в 1862 был награжден орденом Почетного легиона. В течение семи лет (1848-1855) Оффенбах был музыкальным руководителем театра "Комеди Франсез", но в 1855 оставил этот пост и открыл собственный театр - "Буфф-Паризьен". Одноактная оперетта Двое слепых (Les Deux Aveugles, 1855) мгновенно стала "гвоздем сезона", и дела Оффенбаха быстро пошли в гору. В течение следующей четверти века он показал более 90 своих произведений, причем, как правило, довольно масштабных, и стал самым популярным автором оперетт во всей Европе, особенно в Англии и Австрии. Вероятно, наиболее известные сочинения Оффенбаха - это оперетты Орфей в аду (Orphe aux enfers, 1858), Прекрасная Елена (La belle Hlne, 1864), Парижская жизнь (La vie parisienne, 1866), Великая герцогиня Герольштейнская (La grande duchesse de Grolstein, 1867), Перикола (La Prichole, 1868), Разбойники (Les brigands, 1869) и опера Сказки Гофмана (Les contes d'Hoffmann, 1880). Опера была поставлена только после смерти композитора, выдержала в течение года 101 представление и до сих пор сохраняет ведущие позиции в оперном репертуаре. Оффенбах был весьма талантливым и плодовитым композитором, наделенным превосходным мелодическим даром (который наиболее ярко проявился в Сказках Гофмана). Его оперетты искрятся весельем, полны сатирических намеков и остроумных пародий. В 1876 Оффенбах совершил концертную поездку в США и написал о своих впечатлениях книгу Заметки путешествующего музыканта (Notes d'un musicien en voyage, 1877). Умер Оффенбах в Париже 5 октября 1880.

    ЛИТЕРАТУРА

    Трауберг Л. Ж. Оффенбах и другие. М., 1987

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Оффенба́х Жак

    (Offenbach), настоящие имя и фамилия Якоб Эбершт (Eberscht) (1819—1880), французский композитор. Выходец из Германии. Один из основоположников классической оперетты (всего свыше 100). В 1855 открыл театр «Буфф-Паризьен» (руководил до 1862). Оперетты «Орфей в аду» (1858; 2-я редакция 1874), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Дочь тамбурмажора» (1879) и др. Опера «Сказки Гофмана» (1880).

    * * *

    ОФФЕНБАХ Жак

    ОФФЕНБА́Х (Offenbach) Жак (наст. имя и фам. Якоб Эбершт, Eberscht) (1819—80), французский композитор. Один из основоположников классической оперетты. В 1855 открыл театр «Буфф-Паризьен» (руководил до 1862). Оперетты «Орфей в аду» (1858; 2-я ред. 1874), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868), «Дочь тамбурмажора» (1879) и др. Опера «Сказки Гофмана» (1880).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальный словарь

    (наст. фам. Эбершт, Eberscht),(20 IV 1819, Кёльн - 5 X 1880, Париж)"Оффенбах был - как ни громко это звучит - одним из одареннейших композиторов XIX века", - писал И. Соллертинский. - "Только работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор"... Он создал 6 опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества - оперетта (ок. 100). Среди оперетт Оффенбаха по своей значимости выделяются "Орфей в аду, Прекрасная Елена, Парижская жизнь, Герцогиня Герольштейнская, Перикола" и др. Став во Франции родоначальником жанра, казалось бы предназначенного главным образом для развлечения, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту, нередко превращая ее в пародию на жизнь современной ему Второй империи, обличая цинизм и разврат общества, "лихорадочно пляшущего на вулкане", в момент неудержимо стремительного движения к Седанской катастрофе...."Благодаря универсальному сатирическому размаху, широте гротескно-обличительных обобщений", - отмечал И. Соллертинский, - "Оффенбах выходит из рядов опереточных композиторов - Эрве, Лекока, Иоганна Штрауса, Легара - и приближается к фаланге великих сатириков - Аристофана, Рабле, Свифта, Вольтера, Домье и др".

    Музыка Оффенбаха, неистощимая по мелодической щедрости и ритмической изобретательности, отмеченная большим индивидуальным своеобразием, опирается в первую очередь на французский городской фольклор, практику парижских шансонье, популярные в то время танцы, особенно галоп и кадриль. Она впитала прекрасные художественные традиции: остроумие и блеск Дж. Россини, огневой темперамент К. М. Вебера, лиризм А. Буальдье и Ф. Герольда, пикантные ритмы Ф. Обера. Композитор непосредственно развил достижения своего соотечественника и современника - одного из создателей французской классической оперетты Ф. Эрве. Но более всего по легкости и изяществу Оффенбах перекликается с В. А. Моцартом, недаром его называли "Моцарт Елисейских полей".

    Ж. Оффенбах родился в семье кантора синагоги. Обладая исключительными музыкальными способностями, к 7 годам он с помощью отца овладел игрой на скрипке, к 10 - самостоятельно выучился игре на виолончели, а к 12 стал выступать в концертах как виолончелист-виртуоз и композитор. В 1833 г., переехав в Париж - город, ставший его второй родиной, где он прожил практически всю жизнь, - юный музыкант поступил в консерваторию в класс Ф. Галеви. В первые годы после окончания консерватории работал виолончелистом в оркестре театра Opera Comique, выступал в увеселительных заведениях и салонах, писал театральную и эстрадную музыку. Бурно концертируя в Париже, он к тому же длительно гастролировал в Лондоне (1844) и Кёльне (1840 и 1843 гг.), где в одном из концертов в знак особого признания дарования молодого исполнителя ему аккомпанировал Ф. Лист. С 1850 по 1855 гг. Оффенбах работал штатным композитором и дирижером в Theatre Francais, сочиняя музыку к трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина.

    В 1855 г. Оффенбах открывает собственный театр Bouffes Parisiens, в котором работает не только как композитор, но и как антрепренер, режиссер-постановщик, дирижер, соавтор либреттистов. Как и его современники, известные французские художники-карикатуристы О. Домье и П. Гаварни, комедиограф Э. Лабиш, Оффенбах насыщает свои спектакли тонким и язвительным остроумием, а подчас и сарказмом. Композитор привлекает близких по духу писателей-либреттистов А. Мельяка и Л. Галеви - подлинных соавторов его спектаклей. И маленький, скромный театрик на Елисейских полях постепенно становится любимым местом собрания парижской публики. Первый грандиозный успех завоевала оперетта "Орфей в аду", поставленная в 1858 г. и выдержавшая подряд 288 представлений. Эта хлесткая пародия на академическую античность, в которой боги спускаются с Олимпа и отплясывают бешеный канкан, содержала явный намек на устройство современного общества и современные нравы. Дальнейшие музыкально-сценические произведения - на какой бы сюжет они ни писались (античность и образы популярных сказок, средневековье и перуанская экзотика, события французской истории XVIII в. и быт современников) - неизменно отражают современные нравы в пародийном, комическом или в лирическом ключе.

    Вслед за "Орфеем" ставятся "Женевьева Брабантская" (1859), "Песнь Фортунио" (1861), "Прекрасная Елена" (1864), "Синяя Борода" (1866), "Парижская жизнь" (1866), "Герцогиня Герольштейнская" (1867), "Перикола" (1868), "Разбойники" (1869). Слава Оффенбаха распространяется за пределами Франции. Его оперетты ставят за границей, особенно часто в Вене и Петербурге. В 1861 г. он устраняется от руководства театром, чтобы иметь возможность постоянно выезжать на гастроли. Зенит его славы - Парижская Всемирная выставка 1867 г., где исполняется "Парижская жизнь", собравшая в партере театра Bouffes Parisiens королей Португалии, Швеции, Норвегии, вице-короля Египта, принца Уэльского и русского царя Александра II. Франко-прусская война прерывает блестящую карьеру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. В 1875г. он вынужден объявить себя банкротом. В 1876 г., чтобы материально поддержать семью, он выезжает на гастроли в США, где дирижирует садовыми концертами. В год Второй Всемирной выставки (1878) Оффенбах почти забыт. Успех двух его поздних оперетт "Мадам Фавар" (1878) и "Дочь тамбур-мажора" (1879) несколько скрашивает положение, но славу Оффенбаха окончательно затмевают оперетты молодого французского композитора Ш. Лекока. Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, - лирико-комической оперой "Сказки Гофмана". В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Но композитор не дожил до ее премьеры, она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г.

  9. Источник: Музыкальный словарь



  10. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя Якоб Эбершт; 1819–1880) – франц. композитор, дирижер. Один из основоположников классич. оперетты. В 1855 открыл т-р «Буфф-Паризьен» (руководил до 1862). Автор оперетты «Орфей в аду» (1858; 2-я ред. 1874), «Прекрасная Елена» (1864), «Парижская жизнь» (1866), «Перикола» (1868) и др.; оперы «Сказки Гофмана» (1880).

  11. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов