Большая Советская энциклопедия

    (греч. psalmodía, от psalmos — псалом и ode — песнь, пение)

    в раннем русском осмогласии (См. Осмогласие) своеобразный способ исполнения псалмов в виде спокойной мелодической декламации в среднем регистре голоса. П. свойственна координация синтаксических и музыкальных акцентов, связь музыкальной фразировки со стихосложением. Этим русская П. сближается с П. григорианского хорала (См. Григорианский хорал), а также с византийской П., ведущей происхождение от еврейской.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. псалмо́дия;
    2. псалмо́дии;
    3. псалмо́дии;
    4. псалмо́дий;
    5. псалмо́дии;
    6. псалмо́диям;
    7. псалмо́дию;
    8. псалмо́дии;
    9. псалмо́дией;
    10. псалмо́диею;
    11. псалмо́диями;
    12. псалмо́дии;
    13. псалмо́диях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Манера пения псалмов и других церковных песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.

    2.

    Церковное песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (обычно священника) и хора.

  5. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  6. Большой энциклопедический словарь

    ПСАЛМОДИЯ (греч. psalmodia - от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), способ пения псалмов в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной) или солиста и хора (респонсорной).

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Современная энциклопедия

    ПСАЛМОДИЯ (греческое psalmoidia, буквально - псалмопение), 1) пение псалмов, а также характерный для них тип речитативной мелодики. Для ранних форм псалмодий, восходящих к иудейскому богослужению, характерно респонсорное пение, позднее также антифонное пение. Типы псалмодий различных христианских культов имеют мелодическое сходство. Мелодичная структура псалмодий, скоординированная с синтаксическим, иногда и с акцентным строением стиха, в римско-католическом богослужении письменность фиксирована значительно ранее, чем в византийском. Традиция одноголосной псалмодии существовала до середины 2-го тысячелетия. С конца 15 в. появились многоголосные псалмовые композиции. 2) Музыка английской и американской протестантской церкви 17 - начала 19 вв.

  9. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    ПСАЛМО́ДИЯ -и; ж. [от греч. psalmos - псалом и ōdē - пение, песнь] Церк.

    1. Манера исполнения псалмов и других песнопений в форме речитатива, мелодической декламации.

    2. Песнопение в форме диалога двух хоров или певца-солиста (священника) и хора.

    * * *

    псалмо́дия

    (греч. psalmōdía, буквально — псалмопение), 1) пение псалмов, а также характерный для них тип речитативной мелодики. Для ранних форм псалмодии, восходящих к иудейскому богослужению, характерно респонсорное пение, позднее также антифонное пение. Типы псалмодий различных христианских вероисповеданий имеют мелодическое сходство. Мелодическая структура псалмодии, скоординированная с синтаксическим, иногда и с акцентным строением стиха, в римско-католическом богослужении письменно зафиксирована значительно ранее, чем в византийском. Традиция одноголосной псалмодии существовала до 1500-х гг. С конца XV в. появились многоголосные псалмовые композиции.2) Музыка английской и американской протестантской церкви XVII — начала XIX вв.

    * * *

    ПСАЛМОДИЯ

    ПСАЛМО́ДИЯ (греч. psalmodia, от psalmos — псалом и ode — песнь, пение), способ пения псалмов(см. ПСАЛМЫ) в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной(см. АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ)) или солиста и хора (респонсорной(см. РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ)).

    Псалмодия (протяженный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов) — один из древнейших видов григорианского пения. Слоги в словах стали растягивать до такой степени, что текст почти полностью потерял свое смысловое значение.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    (греч. palmodia - псалмопение) - термин, к-рый в визант. письменности 5-6 вв. обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. записи П. не сохранились. В лит-ре П. как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в "мирских" церквах. Э. Вернер определяет П. как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. и муз. акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. конструкция всего текста, а не отд. слова. Сопоставляя раннехрист. формы богослужения с синагогальными, А. З. Идельсон, а также Э. Вернер пришли к выводу о происхождении визант.п. от еврейской. Муз. записи визант.п. относятся к 13 в. Поступенное движение голоса в этих записях часто сменяется скачками в объёме до октавы включительно; на отд. словах даны краткие мотивы, хотя конструкция напева в целом остаётся подчинённой стихосложению текста. Это - поздняя модификация P.

    Важное место П. занимает в григорианском пении; типическим как для византийской, так и для григорианской П. являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода "кульминацией" на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, - респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. исполнением, своего рода "рефреном"), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).

    Моск. церк. уставы характеризуют П. как пение "кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем", т.е. как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. представляют отд. участки Псалтири, распетой в 16 в. новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. встречается в раннем рус. осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. и муз. акцентов и на связи стихосложения с муз. фразировкой.

    Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-402; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1-3, Lpz., 1895, 1911-21; Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944; Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959; Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн.: Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.H. Д. Успенский.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

    ПСАЛМОДИЯ
    ПСАЛМОДИЯ (греч. psalmodia - от psalmos - псалом и ode - песнь, пение), способ пения псалмов в форме мелодической декламации, ритмика которой определяется грамматическими и логическими акцентами текста; псалмодия может быть хоровой, сольной, в виде диалога двух хоров (антифонной) или солиста и хора (респонсорной).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: