Большая Советская энциклопедия

    (Roscellinus, Roscelin)

    Иоанн (около 1050, Компьень, — около 1120), французский средневековый философ и теолог, представитель крайнего номинализма. Преподавал «свободные искусства» в Компьене, затем в Лоше, где в числе его слушателей был Абеляр. После 1092 каноник кафедрального собора в Безансоне. Из сочинений сохранилась только написанная в форме риторической памфлета инвектива против Абеляра (см. Migne, «Patrologia Latina», 1. 178).

    Сведения о Р. содержатся в полемизирующих с ним работах Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Иоанна Солсберийского и анонимном трактате «О родах и видах» («De generibus et speciebus»). Сформулировав тезис номинализма о реальном существовании только единичного и считая чувственные впечатления исходным пунктом постижения внешнего мира, Р. рассматривал общие понятия и общие роды (Универсалии) лишь как наименования или даже «звуки речи» (flatus vocis). Отстаивал применимость диалектики, понимаемой как искусство логического рассуждения, к богословским вопросам. Р. утверждал, что реальность каждого из трех лиц божественной троицы предполагает их обособленное существование в качестве единичных субстанций, в чем ортодоксальные теологи усматривали ересь «тритеизма» (троебожия). Это учение Р. было осуждено на церковном соборе в Суассоне (1092). Р. способствовал становлению учения о двойственной истине.

    Лит.: Штёкль А., История средневековой философии, пер, с нем., М., 1912; Reiners J., Der Nominalismus in der Frühcholastik, Münster, 1910; Picavet F., Roscelin, philosophe et théologien d’après la léegende et d’après l’histoire, P., 1911.

    Г. Г. Майоров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    РОСЦЕЛИН

    (Roscelinus)

    Иоанн (род. ок. 1050, Компьень – ум. 1123/25, там же) – франц. теолог, философ-схоласт. Уже к началу средневекового спора об универсалиях он защищал номинализм, приписывая действительность только эмпирически воспринимаемым отдельным вещам и отказывая в действительности родам и частям этих вещей. Его произв. утеряны.

  3. Источник: Философская энциклопедия